Формирование у младших школьников семейных ценностей, интереса к культуре народов России. Обобщение опыта.
Проблема формирования межнациональной толерантности и интереса к жизни, быту и культуре других народов в настоящее время стоит в России весьма остро.
Россия – многонациональное государство. Чтобы успешно развиваться, должна быть налажена работа по воспитанию граждан России, гармонично сочетающему развитие этнического самосознания представителей всех народов с межэтнической и межнациональной толерантностью. Начинать эту работу нужно с начальной школы.
В рамках ФГОС содержание учебников и учебных пособий УМК «Перспективная начальная школа», ориентированное на формирование у обучающихся ценностей многонационального Российского государства, воспитывает уважительное отношение к национальным культура обычаям и традициям всех народов России.
В воспитательном потенциале УМК «Перспективная начальная школа» особое место занимают курсы «Литературного чтения», «Окружающего мира», «ИЗО», «Технологии», «Музыки», которые формируют у обучающихся способность к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций, а также готовность к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Нынешние ФГОС – личностно-ориентированы, направлены на взаимодействие семьи и школы. В становлении личности ребёнка, благополучном его вхождении в образовательную среду огромную роль играют родители.
УМК предлагают сравнительно новые формы проведения учебных занятий : туристическая деятельность, краеведческая работа, проектная работа, путешествие по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования, участие в социальных проектах, встречи с интересными людьми., художественные выставки, акции благотворительности, литературно-музыкальные композиции.
Большую роль при решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся играет знакомство с национальной культурой и историей. Человек, оторванный от глубинных национальных корней, теряет самые ценные духовные и нравственные качества личности. Это актуально для народов Урала. Население Челябинской области представляет собой более 130 национальностей.
Совместно с родителями класса, провели часы общения с презентацией тех государств, где они родились. Родители с большим желанием и волнением готовились к выступлениям, подбирали интересный материал, готовили национальные блюда, национальную одежду, играли на национальных инструментах. Им помогали их дети. Цель таких общений – осознать свою этническую и национальную принадлежность, развивать у детей уважительное отношение к представителям других национальностей.
Знакомясь с произведениями устного народного творчества, ребята собирали загадки, пословицы, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек. Составляли книжки-самоделки, рисовали рисунки по сказкам.
В курсе «Русский язык» - в упражнения включены пословицы, поговорки, загадки, которые направлены на осознание детьми смысла и мудрости, которые вложил в них народ.
С наибольшей полнотой идеи Концепции национальной образовательной политики России выражены в курсе «Окружающий мир». Основной задачей курса является формирование у ребёнка уважительного отношения к семье, городу или деревне, к региону ,в котором он проживает, К России, её природе и культуре, истории.
На уроках включаю региональный компонент. Это позволяет мне связать сведения урока с природой, историей, бытом, традициями народов родного края.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют большое значение в младшем школьном возрасте. Родители активно участвуют во всех культурных мероприятиях, помогают в изготовлении предметов быта, декоративных игрушек, в выполнении семейных проектов.