БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ Преподаватель биологии и химии Асхабова Светлана Сайпуллаевна Покачи 2021
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у обучающегося нет желания учиться» Сухомлинский В.А.
Мотив – это то, что побуждает ребенка к действию.
Мотивация – это процессы, методы, средства побуждающие обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.
Существует 3 кита мотивации
КИТ 1
Ощущение самостоятельности поиска:
«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»
КИТ 2
Ощущение свободы выбора:
«Мы можем выбирать»
(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)
КИТ 3
Ощущение компетентности:
«У меня это получается, я понял, я умею!»
Уровни учебной мотивации
- Очень высокий – есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования;
- Высокий –обучающиеся успешно справляются с учебной деятельностью;
- Нормальный – положительное отношение к ОУ, но ОУ привлекает таких детей вне учебной деятельностью;
- Сниженный – посещают ОУ неохотно, допускают пропуски занятий;
- Очень низкий – негативное отношение к ОУ, образовательная дезадаптация.
Источники учебной мотивации:
Интерес к информации; Интерес к способу действия; Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем; Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации; Потребность в самопознании и (или) самовоспитании; Актуализация творческой позиции; Осознание значимости происходящего для себя и других; Потребность в социальном признании; Избегание наказания; Получение материальных выгод и преимуществ
Формировать и развивать мотивацию — значит не заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося .
Причинами снижения мотивации, зависящими от преподавателя, являются:
- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку обучающихся;
- не владение преподавателем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
- неумение строить отношения с обучающимися и организовывать взаимодействия обучающихся друг с другом;
- особенности личности преподавателя.
Причинами снижения мотивации, зависящими от обучающегося, являются:
- низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;
- не сложившиеся отношения с классом;
- задержки развития, аномальное развитие .
Что дает высокая мотивация учения обучающемуся?
- чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
- чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
- повышение собственной значимости;
- повышение собственной значимости;
- признание преподавателей и сверстников;
- признание преподавателей и сверстников;
- развитие творческих способностей;
- развитие творческих способностей;
- гордость собой и своими успехами;
- гордость собой и своими успехами;
- статус успешного человека.
- статус успешного человека.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. Процесс повышения учебной мотивации у обучающихся будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации: ситуация успеха, сказкотерапия, эмоциональная атмосфера, разнообразные приёмы работы, дифференцированный подход .
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.
Выводы:
1. мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2. через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3. через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4. через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!