СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование учебной мотивации на уроках

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация – это процессы, методы, средства побуждающие обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

Просмотр содержимого документа
«Формирование учебной мотивации на уроках»

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ   ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ  НА УРОКАХ       Преподаватель биологии и химии  Асхабова Светлана Сайпуллаевна   Покачи  2021

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ Преподаватель биологии и химии Асхабова Светлана Сайпуллаевна Покачи 2021

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у обучающегося нет желания учиться»     Сухомлинский В.А.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у обучающегося нет желания учиться» Сухомлинский В.А.

Мотив – это то, что побуждает ребенка к действию.

Мотив – это то, что побуждает ребенка к действию.

Мотивация – это процессы, методы, средства побуждающие обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

Мотивация – это процессы, методы, средства побуждающие обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

Существует 3 кита мотивации   КИТ 1 Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать» КИТ 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!») КИТ 3 Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»

Существует 3 кита мотивации

КИТ 1

Ощущение самостоятельности поиска:

«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

КИТ 2

Ощущение свободы выбора:

«Мы можем выбирать»

(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

КИТ 3

Ощущение компетентности:

«У меня это получается, я понял, я умею!»

Уровни учебной мотивации Очень высокий – есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования; Высокий –обучающиеся успешно справляются с учебной деятельностью; Нормальный – положительное отношение к ОУ, но ОУ привлекает таких детей вне учебной деятельностью; Сниженный  – посещают ОУ неохотно, допускают пропуски занятий; Очень низкий – негативное отношение к ОУ, образовательная дезадаптация.

Уровни учебной мотивации

  • Очень высокий – есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования;
  • Высокий –обучающиеся успешно справляются с учебной деятельностью;
  • Нормальный – положительное отношение к ОУ, но ОУ привлекает таких детей вне учебной деятельностью;
  • Сниженный – посещают ОУ неохотно, допускают пропуски занятий;
  • Очень низкий – негативное отношение к ОУ, образовательная дезадаптация.
Источники учебной мотивации: Интерес к информации; Интерес к способу действия; Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем; Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации; Потребность в самопознании и (или) самовоспитании; Актуализация творческой позиции; Осознание значимости происходящего для себя и других; Потребность в социальном признании; Избегание наказания; Получение материальных выгод и преимуществ

Источники учебной мотивации:

Интерес к информации; Интерес к способу действия; Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем; Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации; Потребность в самопознании и (или) самовоспитании; Актуализация творческой позиции; Осознание значимости происходящего для себя и других; Потребность в социальном признании; Избегание наказания; Получение материальных выгод и преимуществ

 Формировать и развивать мотивацию — значит не заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося .

Формировать и развивать мотивацию — значит не заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося .

Причинами снижения мотивации, зависящими от преподавателя, являются:  неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку обучающихся;  не владение преподавателем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;  неумение строить отношения с обучающимися и организовывать взаимодействия обучающихся друг с другом;  особенности личности преподавателя.

Причинами снижения мотивации, зависящими от преподавателя, являются:

  • неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку обучающихся;
  • не владение преподавателем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
  • неумение строить отношения с обучающимися и организовывать взаимодействия обучающихся друг с другом;
  • особенности личности преподавателя.
Причинами снижения мотивации, зависящими от обучающегося, являются:  низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;  не сложившиеся отношения с классом;  задержки развития, аномальное развитие .

Причинами снижения мотивации, зависящими от обучающегося, являются:

  • низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;
  • не сложившиеся отношения с классом;
  • задержки развития, аномальное развитие .
 Что дает высокая мотивация учения обучающемуся?   чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;  чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;  повышение собственной значимости;  повышение собственной значимости;  признание преподавателей и сверстников;  признание преподавателей и сверстников;  развитие творческих способностей;  развитие творческих способностей;  гордость собой и своими успехами;  гордость собой и своими успехами;  статус успешного человека.  статус успешного человека.

Что дает высокая мотивация учения обучающемуся?

  • чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
  • чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
  • повышение собственной значимости;
  • повышение собственной значимости;
  • признание преподавателей и сверстников;
  • признание преподавателей и сверстников;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие творческих способностей;
  • гордость собой и своими успехами;
  • гордость собой и своими успехами;
  • статус успешного человека.
  • статус успешного человека.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. Процесс повышения учебной мотивации у обучающихся будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы  и методы и будут учитывать следующие  факторы, влияющие на формирование учебной мотивации: ситуация успеха, сказкотерапия, эмоциональная атмосфера, разнообразные приёмы работы, дифференцированный подход .

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. Процесс повышения учебной мотивации у обучающихся будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы  и методы и будут учитывать следующие  факторы, влияющие на формирование учебной мотивации: ситуация успеха, сказкотерапия, эмоциональная атмосфера, разнообразные приёмы работы, дифференцированный подход .

 Мотивация  оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений. Выводы: 1. мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2. через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; 3. через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; 4. через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Мотивация  оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Выводы:

1. мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2. через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3. через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4. через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!