СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ууд на уроках и внеурочное время

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование ууд на уроках и внеурочное время»

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий,

Овладение УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Важнейшую роль в формировании УУД на уроках русского языка и литературы играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, рефлексия и др.

Я в свое практике использую несколько приемов работы с текстом:

1Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

2Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

3.Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Для формирования коммуникативных УУД я использую приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками».

Еще одно средство формирования универсальных учебных действий которое я использую на уроках русского языка и литературы –Дискуссия. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме, что развивает умение четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников.

Использую групповую форму работы. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий.

На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например: «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

«Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои». «Найди и выпиши слова, которые….».                         

Новый материал на уроках не предлагаю в готовом виде. Приглашаю  понаблюдать,  сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового.  

Учу детей высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задаю наводящие  вопросы.

В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные

К личностным УУД  относятся:положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению и т.д.

Для формирования личностных универсальных учебных действий использую  следующие виды заданий :

  • участие в проектах;

  • творческие задания;

  • самооценка события, происшествия;

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование –составление плана и последовательности действий;

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.