СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников с ОВЗ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мышления учащихся с ОВЗ в условиях школьного обучения составляет необходимое звено учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Повышение качества обучения математике в начальных классах в значительной мере зависит от состояния вычислительных навыков младших школьников с ОВЗ. В работе представлены задания, направленные на формирование вычислительных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Формирование вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников с ОВЗ»

Формирование вычислительных навыков на уроках математики

у младших школьников с ОВЗ

Развитие мышления учащихся с ОВЗ в условиях школьного обучения составляет необходимое звено учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Повышение качества обучения математике в начальных классах в значительной мере зависит от состояния вычислительных навыков младших школьников с ОВЗ.

Формирование вычислительных навыков, кроме развивающего, имеет большое значение, особенно после окончания школы. Социальная адаптация выпускников школы, производительный труд невозможны без овладения необходимыми навыками счета. В повседневной деятельности они сталкиваются с пересчетом предметов, изготавливаемых деталей, с помощью инструментов они измеряют их длину, массу, емкость; им приходится считать деньги, делая покупки, распределять свой бюджет, выделяя средства на питание, различные услуги и т.д. Следовательно, бытовая и производительная практика требует хороших вычислительных навыков, прочного знания устной и письменной нумерации, вычислительных приемов.

Изучение чисел в пределах 20 и действий с ними являются тем фундаментом, без которого невозможно дальнейшее усвоение математических знаний, изучение других предметов и овладение профессиональными навыками. Работа по формированию вычислительных навыков проводится на каждом уроке математики. Ученики должны решать большое количество примеров, задач, чтобы овладеть осознанными навыками вычислений.

Большое значение имеет выработка у учащихся с ОВЗ внимания, которое является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений. Для выработки устойчивого внимания я использую различные задания.

"Продолжи ряд"

3,6,9…; 5,10.15…; 18,16,14…

«Какие числа пропущены?»

3 7 + 35 = 50

+ 63 = 90

«Поможем Незнайке найти ошибки»

В этом задании необходимо отметить примеры с неверным ответом.

3 + 7= 10 7 - 3 = 2 9 - 6 = 3

2+ 6 = 9 10-4=6 3+5=10
Я стараюсь применять такие упражнения, чтобы каждое задание заставляло детей преодолевать трудности, приучало их сосредотачивать внимание и мысли на изучаемом материале, прикладывая умственные усилия. С 1 класса мы проводим зрительные диктанты такого вида:

  1. 3 4 5

  2. 2 3

  3. 3 1

  4. 10 7 3

  5. 5

По мере роста и развития детей задания усложняются, вводятся моменты, требующие более длительного напряжения, волевых усилий.

Например, игра «Веселый счет»: надо называть и показывать одновременно красные и черные числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке.В процессе работы заметила, что эти задания помогли мне ускорить темп работы учеников с разным уровнем умственных способностей.

Большое внимание уделяю устным вычислениям, т.к. ученикам с ОВЗ в практике это необходимо. Они способствуют коррекции и развитию мышления, сообразительности, внимания, внимания, памяти. Важно научить детей хорошо считать устно, правильно и сознательно. Быстрота-необходимое качество устного счета, т.к. устно вычислять приходится при таких условиях, когда требуется скорость - при покупке, продаже и т.д. Беглость в устных вычислениях достигается, главным образом, упражнениями и рациональными приемами вычисления. Остановлюсь на некоторых видах работ на уроках математики.

Проведение устного счета «ниткоописью». При работе с «ниткоописью» геометрические фигуры, числа создаются с помощью ворсистых ниток, уложенных на поверхность бархатной бумаги. Положить на лист бархатной бумаги нитку и слегка прижать ее по всей длине. За счет сил сцепления между волокнами нити и бумаги, даже в вертикальном положении листа нитка сохранит заданное положение - она не упадет и не сместится. Нитка прекрасно удерживается на бумаге. «Ниткоописью» мы занимаемся с первого класса, используя нитки ирис различных цветов и бархатную бумагу. В первом классе использовали этот вид работы при усвоении нумерации чисел, геометрических фигур. Задания были простые.

И зобрази:

Напиши цифры: 1, 2, 3,4,5.

При работе с «ниткоописью» постепенно усложняла задание. В дальнейшем показывала на карточках примеры или диктовала, а дети показывали ответы с помощью ниток. Фронтальная работа с классом помогает быстро проверить выполнение задания. Также дети проверяют правильность решения примеров друг у друга. Кроме того, такая работа развивает мелкую моторику пальцев.

На уроках математики часто использую задания, содержащие интересные сведения о животных и событиях, что дает возможность осуществлять межпредметные связи, повышать интерес к уроку. Приведу некоторые задания, которые использую на уроках математики.

Медведь позвал к себе гостей: ежа, лису и белку. В дар ему преподнесли: ложку, вилку, чашку.Что подарил медведю еж?

Ложка-4.

Вилка-2.

Чашка-8.

Для проверки ответа воспользуйтесь решением цепочки примеров.

Л

8

?

?

?

ИСА -2 +3 - 4

10

?

?

?



Б ЕЛКА --5 -5 +2 -5

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. С помощью игр удается углубить и закрепить полученные учащимися знания, формировать вычислительные навыки.

Большая активность у учащихся с ОВЗ проявляется в различных играх-соревнованиях: «Кто быстрее решит?», « Кто быстрее соберет цепочку примеров?» «Собери цветок» и другие.

Игры-соревнования способствуют развитию внимания, выработке быстрой реакции, воспитанию доброжелательного отношения детей друг к другу.

Работая на уроке математики над закреплением вычислительных умений и навыков, я постоянно увеличиваю долю самостоятельности при выполнении различных заданий как на этапе формирования вычислительных приемов, так и на этапе формирования вычислительных навыков.

Удобной формой для индивидуальной самостоятельной работы являются занятия с перфокартами. Этот вид работы помогает учителю своевременно выявить проблемы в усвоении материала, способствует формированию навыков и умений устных вычислений.

Для повышения интереса к урокам математики включаю задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.

Задачи-шутки.Сколько ягод в пустом стакане? (Нисколько-стакан пуст.) Сколько ушей у трех мышей? (6). 3 брата нарисовали по 3 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил в подарок дедушка? (9).

С использованием различных видов и форм работы на уроках математики у детей повысился интерес к учебе, развивается мышление, формируются определенные качества личности.

Таким образом, для формирования вычислительных навыков, необходимы условия.

Первое необходимое условие- умение учителя организовывать детей. Для этого важно проводить игры и упражнения, способствующие развитию и формированию внимания.

При отборе дидактических игр, заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Необходимо постоянно поддерживать активный интерес у детей, продумать его положительное подкрепление.

Важное значение имеет правильное распределение упражнений во времени и их разнообразие.

На каждом уроке постоянно должны иметь место и отрабатываться навыки самоконтроля и самооценки.