Формирование вычислительных навыков на уроках математики
у младших школьников с ОВЗ
Развитие мышления учащихся с ОВЗ в условиях школьного обучения составляет необходимое звено учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Повышение качества обучения математике в начальных классах в значительной мере зависит от состояния вычислительных навыков младших школьников с ОВЗ.
Формирование вычислительных навыков, кроме развивающего, имеет большое значение, особенно после окончания школы. Социальная адаптация выпускников школы, производительный труд невозможны без овладения необходимыми навыками счета. В повседневной деятельности они сталкиваются с пересчетом предметов, изготавливаемых деталей, с помощью инструментов они измеряют их длину, массу, емкость; им приходится считать деньги, делая покупки, распределять свой бюджет, выделяя средства на питание, различные услуги и т.д. Следовательно, бытовая и производительная практика требует хороших вычислительных навыков, прочного знания устной и письменной нумерации, вычислительных приемов.
Изучение чисел в пределах 20 и действий с ними являются тем фундаментом, без которого невозможно дальнейшее усвоение математических знаний, изучение других предметов и овладение профессиональными навыками. Работа по формированию вычислительных навыков проводится на каждом уроке математики. Ученики должны решать большое количество примеров, задач, чтобы овладеть осознанными навыками вычислений.
Большое значение имеет выработка у учащихся с ОВЗ внимания, которое является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений. Для выработки устойчивого внимания я использую различные задания.
"Продолжи ряд"
3,6,9…; 5,10.15…; 18,16,14…
«Какие числа пропущены?»
3
7 + 35 = 50
+
63 = 90
«Поможем Незнайке найти ошибки»
В этом задании необходимо отметить примеры с неверным ответом.
3 + 7= 10 7 - 3 = 2 9 - 6 = 3
2+ 6 = 9 10-4=6 3+5=10
Я стараюсь применять такие упражнения, чтобы каждое задание заставляло детей преодолевать трудности, приучало их сосредотачивать внимание и мысли на изучаемом материале, прикладывая умственные усилия. С 1 класса мы проводим зрительные диктанты такого вида:
3 4 5
2
3
3 1
10 7 3
5
По мере роста и развития детей задания усложняются, вводятся моменты, требующие более длительного напряжения, волевых усилий.
Например, игра «Веселый счет»: надо называть и показывать одновременно красные и черные числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке.В процессе работы заметила, что эти задания помогли мне ускорить темп работы учеников с разным уровнем умственных способностей.
Большое внимание уделяю устным вычислениям, т.к. ученикам с ОВЗ в практике это необходимо. Они способствуют коррекции и развитию мышления, сообразительности, внимания, внимания, памяти. Важно научить детей хорошо считать устно, правильно и сознательно. Быстрота-необходимое качество устного счета, т.к. устно вычислять приходится при таких условиях, когда требуется скорость - при покупке, продаже и т.д. Беглость в устных вычислениях достигается, главным образом, упражнениями и рациональными приемами вычисления. Остановлюсь на некоторых видах работ на уроках математики.
Проведение устного счета «ниткоописью». При работе с «ниткоописью» геометрические фигуры, числа создаются с помощью ворсистых ниток, уложенных на поверхность бархатной бумаги. Положить на лист бархатной бумаги нитку и слегка прижать ее по всей длине. За счет сил сцепления между волокнами нити и бумаги, даже в вертикальном положении листа нитка сохранит заданное положение - она не упадет и не сместится. Нитка прекрасно удерживается на бумаге. «Ниткоописью» мы занимаемся с первого класса, используя нитки ирис различных цветов и бархатную бумагу. В первом классе использовали этот вид работы при усвоении нумерации чисел, геометрических фигур. Задания были простые.
И
зобрази:
Напиши цифры: 1, 2, 3,4,5.
При работе с «ниткоописью» постепенно усложняла задание. В дальнейшем показывала на карточках примеры или диктовала, а дети показывали ответы с помощью ниток. Фронтальная работа с классом помогает быстро проверить выполнение задания. Также дети проверяют правильность решения примеров друг у друга. Кроме того, такая работа развивает мелкую моторику пальцев.
На уроках математики часто использую задания, содержащие интересные сведения о животных и событиях, что дает возможность осуществлять межпредметные связи, повышать интерес к уроку. Приведу некоторые задания, которые использую на уроках математики.
Медведь позвал к себе гостей: ежа, лису и белку. В дар ему преподнесли: ложку, вилку, чашку.Что подарил медведю еж?
Ложка-4.
Вилка-2.
Чашка-8.
Для проверки ответа воспользуйтесь решением цепочки примеров.
Л
8
?
?
?
ИСА -2 +3 - 4
10
?
?
?
Б
ЕЛКА --5 -5 +2 -5
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. С помощью игр удается углубить и закрепить полученные учащимися знания, формировать вычислительные навыки.
Большая активность у учащихся с ОВЗ проявляется в различных играх-соревнованиях: «Кто быстрее решит?», « Кто быстрее соберет цепочку примеров?» «Собери цветок» и другие.
Игры-соревнования способствуют развитию внимания, выработке быстрой реакции, воспитанию доброжелательного отношения детей друг к другу.
Работая на уроке математики над закреплением вычислительных умений и навыков, я постоянно увеличиваю долю самостоятельности при выполнении различных заданий как на этапе формирования вычислительных приемов, так и на этапе формирования вычислительных навыков.
Удобной формой для индивидуальной самостоятельной работы являются занятия с перфокартами. Этот вид работы помогает учителю своевременно выявить проблемы в усвоении материала, способствует формированию навыков и умений устных вычислений.
Для повышения интереса к урокам математики включаю задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.
Задачи-шутки.Сколько ягод в пустом стакане? (Нисколько-стакан пуст.) Сколько ушей у трех мышей? (6). 3 брата нарисовали по 3 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил в подарок дедушка? (9).
С использованием различных видов и форм работы на уроках математики у детей повысился интерес к учебе, развивается мышление, формируются определенные качества личности.
Таким образом, для формирования вычислительных навыков, необходимы условия.
Первое необходимое условие- умение учителя организовывать детей. Для этого важно проводить игры и упражнения, способствующие развитию и формированию внимания.
При отборе дидактических игр, заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
Необходимо постоянно поддерживать активный интерес у детей, продумать его положительное подкрепление.
Важное значение имеет правильное распределение упражнений во времени и их разнообразие.
На каждом уроке постоянно должны иметь место и отрабатываться навыки самоконтроля и самооценки.