Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы
МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»
Т.В.Гусельникова
2020год
« Развитие навыков должно предшествовать развитию ума» Аристотель
Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть
решена в ходе обучения детей
в начальной школе
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей
Цель на уроках математики не только отрабатывать вычислительные умения, но и развивать учащихся.
Мария Александровна Бантова определила вычислительный навык как высокую степень овладения вычислительными приёмами.
- «Приобрести вычислительные навыки — значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро».
Полноценный вычислительный навык обучающихся характеризуется следующими показателями: правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочность ю
Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём. Осознанность – ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить, как он решал и почему так может решать.
Рациональность – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату. Обобщённость – ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые ситуации.
Автоматизм – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления. Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.
Организация работы на уроке по формированию вычислительных навыков позволяет решать следующие задачи: активизировать работу учащихся пробуждать интерес к изучению математики способствовать развитию познавательного интереса формировать интеллектуальные умения улучшать весь педагогический процесс и повышать его эффективность
Для создания условий успешности ученика необходимо: -сформировать вычислительные навыки; -проводить диагностику вычислительных навыков учащихся; -вести мониторинг формирования вычислительной культуры учащихся; -постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и во внеурочной деятельности по предмету; -учитывать уровень подготовленности и развития каждого ученика; -постепенно усложнять устный счет; -использовать интересные формы работы на уроке; -учить различным способам быстрых вычислений; -привлекать учащихся к самоконтролю по повышению вычислительной культуры.
Основная задача формирования вычислительных навыков на уроках математики – задача повышения вычислительной культуры.
- Данная технология включает различные формы
- устного счета
- приемы быстрых
- вычислений
- таблицы-тренажеры
Устный счет Устные вычисления (счет в уме) – самый древний и простой способ вычисления. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий успешного обучения , как основа обучения математике. Залог успешности – от «легкого» к постепенно «трудным» вычислениям.
Два вида устного счёта . Первый (основан на зрительном восприятии информации); Второй вид устного счёта (основан на слуховом восприятии) . Необходимо стараться сделать так, чтобы устный счёт воспринимался учащимися как интересная игра.
Формы устного счёта : «Цветик-семицветик», «Кто быстрее», «Цепочки» «Индивидуальное лото», «Составь круговые примеры», « Покормите рыбок», « Математическая рыбалка», «Математический биатлон» и т.д
“ Украсьте елочку”
«Цепочки» 8 + 2 = □ – 3 = □ + 1 = □ – 4 = □ + 2 = □ – 3 = □ + 2 = □ “Угадай, какое число задумано”. Из числа 9 я вычла задуманное число и получила 4. Какое число я задумала? К задуманному числу я прибавила 2 и получила 8. Какое число я задумала? Из задуманного числа я вычла 3 и получила 8. Какое число я задумала?
Раскрасьте фигуры с ответом 9 желтым цветом, с ответом 8 синим цветом, с ответом 10 коричневым цветом.
Способы быстрых вычислений: Сложение столбцами; Умножение на 101; Умножение на 1001
Таблицы-тренажеры Однако 5-7 минут успешного счёта на уроке недостаточны не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, если нет системы устного счёта.
Организация устных упражнений всегда была и остаётся “узким местом” в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную “вычислительную нагрузку”, предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, оперативно проверить правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей – действительно весьма трудная задача.
Таким образом, оттачиваются не только собственно вычислительные навыки , формиру-ется “числовая зоркость ”, но и тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка. /. 13 Х 5 + 15 : 20 х 8 - 16 При выполнении цепочных вычислений резуль-таты промежуточных действий не записываются, ученик фиксирует только окончательный ответ.
Разработка алгоритмов
Вычислительные навыки можно тренировать и так . В начале урока дети получают карточки-задания . По сигналу ребята начинают записывать свои ответы. Через 2 минуты тренировка заканчивается. После занятий с учениками-помощниками подсчитываем количество правильных ответов и заносим результаты в сводную таблицу , которую вывешиваем в классе, и так на каждом уроке.
Учителю необходимо
- использовать систему диагностических самостоятельных работ для отработки скорости и правильности вычислений
Программа включения заданий на формирование вычислительных навыков в уроки математики
Тема урока
Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд
Вид задания
Формируемый вычислительный прием
Нахождение значений выражений. Задания на классификацию
Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд
Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд и с переходом
Нахождение значений выражений и сравнений этих значений
Обратные операции
Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд и с переходом.
Нахождение значения выражений
Многовариантные задания
Длина ломаной. Периметр
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд и без перехода
Осознанность
Сравнение выражений с переменной.
Нахождение значения выражений по цепочке.
Порядок выполнения действий в выражениях
Виды алгоритмов.
Осознанность вычислительных действий.
Сложение с переходом через разряд и без перехода.
Нахождение значения выражений
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд
Нахождение значения выражений (по алгоритму)
Угол. Прямой угол.
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд и без перехода
Нахождение значений выражений с элементом занимательности
Свойства сложения
Сложение и вычитание с переходом через разряд
Нахождение значений выражений с элементом занимательности
Вычитание суммы из числа
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд.
Сложение двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд
Осознанность
Нахождение значения выражений
Вычитание числа из суммы.
Вычитание двузначных чисел из трехзначных с переходом через разряд.
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд
Задания с многовариантными решениями с элементом занимательности
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд
Тема урока
Вид задания
Формируемый вычислительный прием
Примеры заданий для самостоятельной работы
Задания
Проверяемый вычислительный навык или прием
- Сравни выражения не вычисляя
их значения:
54 + 2 … 48 + 2
89 – 9 …. 89 – 1
234 + 48 … 48 + 234
Осознанность вычислительных действий (могут ли не вычисляя значение выражений дать верный ответ)
2. Реши письменно примеры,
подробно записывая ход
своих рассуждений:
45 – 28 27 + 39
67 – 29 45 + 47
Сложение и вычитание двузначных
чисел с переходом через разряд
3. Реши:
89 – 18 81 + 26
385 – 314 884 + 111
Сложение и вычитание двузначных
и трехзначных чисел без перехода
через разряд;
От крышки стола отпилили угол.
Сколько осталось углов?
Осознанность вычислительных действий
Типичные ошибки учителей при работе по формированию вычислительных навыков
- новые способы и приемы вычисления подаются в готовом виде;
- многократное повторение однотипных примеров, опора на активную работу памяти и напряжения произвольного внимания;
- зазубривание таблиц сложения и умножения и использование их
при выполнении однообразных
тренировочных упражнений;
- запрет считать «на пальцах» (следует понимать, что на первых порах это необходимо ребёнку,
он сам «организует» себе деятельностный подход к освоению вычислительных навыков!)
- таблица умножения «на лето» (заучивание без понимания смысла умножения и деления);
- необоснованная замена устных вычислений письменными;
- нерациональность вычислений;
- чрезмерное увлечение использованием калькуляторов;
- обучение счёту при помощи компьютерных игр, не дающих теоретических аспектов вычислительных приёмов
Творческих успехов всем!