СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет по формированию вычислительных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы»

Формирование вычислительных  навыков у учащихся начальной школы МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ» Т.В.Гусельникова 2020год

Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы

МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»

Т.В.Гусельникова

2020год

« Развитие навыков должно предшествовать развитию ума» Аристотель          Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть  решена в ходе обучения детей в начальной школе

« Развитие навыков должно предшествовать развитию ума» Аристотель

Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть

решена в ходе обучения детей

в начальной школе

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей  Цель на уроках математики  не только отрабатывать вычислительные умения, но и развивать учащихся.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей

Цель на уроках математики не только отрабатывать вычислительные умения, но и развивать учащихся.

Мария Александровна Бантова определила вычислительный навык как высокую степень овладения вычислительными приёмами. «Приобрести вычислительные навыки — значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро».

Мария Александровна Бантова определила вычислительный навык как высокую степень овладения вычислительными приёмами.

  • «Приобрести вычислительные навыки — значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро».
Полноценный вычислительный навык обучающихся характеризуется следующими показателями: правильностью,  осознанностью,  рациональностью,  обобщенностью,  автоматизмом  и прочность ю

Полноценный вычислительный навык обучающихся характеризуется следующими показателями: правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочность ю

Правильность  – ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём.     Осознанность  – ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить, как он решал и почему так может решать.   

Правильность  – ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём.   Осознанность  – ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить, как он решал и почему так может решать.  

 Рациональность  – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату.     Обобщённость  – ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые ситуации.   

Рациональность  – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату.   Обобщённость  – ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые ситуации.  

Автоматизм  – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.  Прочность  – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

Автоматизм  – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления. Прочность  – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

 Организация работы на уроке по формированию вычислительных навыков позволяет решать следующие задачи:    активизировать работу учащихся  пробуждать интерес к изучению математики    способствовать развитию познавательного интереса    формировать интеллектуальные умения   улучшать весь педагогический процесс и повышать его эффективность

Организация работы на уроке по формированию вычислительных навыков позволяет решать следующие задачи:  активизировать работу учащихся пробуждать интерес к изучению математики  способствовать развитию познавательного интереса  формировать интеллектуальные умения  улучшать весь педагогический процесс и повышать его эффективность

Для создания условий успешности ученика необходимо:  -сформировать вычислительные навыки;  -проводить диагностику вычислительных навыков учащихся;  -вести мониторинг формирования вычислительной культуры учащихся;  -постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и во внеурочной деятельности по предмету;  -учитывать уровень подготовленности и развития каждого ученика;  -постепенно усложнять устный счет;  -использовать интересные формы работы на уроке;  -учить различным способам быстрых вычислений;  -привлекать учащихся к самоконтролю по повышению вычислительной культуры.

Для создания условий успешности ученика необходимо: -сформировать вычислительные навыки; -проводить диагностику вычислительных навыков учащихся; -вести мониторинг формирования вычислительной культуры учащихся; -постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и во внеурочной деятельности по предмету; -учитывать уровень подготовленности и развития каждого ученика; -постепенно усложнять устный счет; -использовать интересные формы работы на уроке; -учить различным способам быстрых вычислений; -привлекать учащихся к самоконтролю по повышению вычислительной культуры.

Основная задача формирования вычислительных навыков  на уроках математики  – задача повышения вычислительной культуры.   Данная технология включает различные формы  устного счета  приемы быстрых  вычислений  таблицы-тренажеры

Основная задача формирования вычислительных навыков на уроках математики – задача повышения вычислительной культуры.

  • Данная технология включает различные формы
  • устного счета
  • приемы быстрых
  • вычислений
  • таблицы-тренажеры
Устный счет   Устные вычисления (счет в уме) – самый древний и простой способ вычисления. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий успешного обучения , как основа обучения математике.   Залог успешности  – от «легкого» к постепенно «трудным» вычислениям.

Устный счет Устные вычисления (счет в уме) – самый древний и простой способ вычисления. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий успешного обучения , как основа обучения математике. Залог успешности – от «легкого» к постепенно «трудным» вычислениям.

 Два вида устного счёта .   Первый (основан на зрительном восприятии информации);  Второй вид устного счёта (основан на слуховом восприятии) .  Необходимо стараться сделать так, чтобы устный счёт  воспринимался учащимися как интересная игра.

Два вида устного счёта . Первый (основан на зрительном восприятии информации); Второй вид устного счёта (основан на слуховом восприятии) . Необходимо стараться сделать так, чтобы устный счёт воспринимался учащимися как интересная игра.

Формы устного счёта :  «Цветик-семицветик»,  «Кто быстрее», «Цепочки»  «Индивидуальное лото», «Составь круговые примеры», « Покормите рыбок»,  « Математическая рыбалка», «Математический биатлон» и т.д

Формы устного счёта : «Цветик-семицветик», «Кто быстрее», «Цепочки» «Индивидуальное лото», «Составь круговые примеры», « Покормите рыбок», « Математическая рыбалка», «Математический биатлон» и т.д

“ Украсьте елочку”

“ Украсьте елочку”

    «Цепочки»  8 + 2 = □ – 3 = □ + 1 = □ – 4 = □ + 2 = □ – 3 = □ + 2 = □     “Угадай, какое число задумано”.  Из числа 9 я вычла задуманное число и получила 4. Какое число я задумала?  К задуманному числу я прибавила 2 и получила 8. Какое число я задумала?  Из задуманного числа я вычла 3 и получила 8. Какое число я задумала?

«Цепочки» 8 + 2 = □ – 3 = □ + 1 = □ – 4 = □ + 2 = □ – 3 = □ + 2 = □ “Угадай, какое число задумано”. Из числа 9 я вычла задуманное число и получила 4. Какое число я задумала? К задуманному числу я прибавила 2 и получила 8. Какое число я задумала? Из задуманного числа я вычла 3 и получила 8. Какое число я задумала?

Раскрасьте фигуры с ответом 9 желтым цветом, с ответом 8 синим цветом, с ответом 10 коричневым цветом.

Раскрасьте фигуры с ответом 9 желтым цветом, с ответом 8 синим цветом, с ответом 10 коричневым цветом.

Способы быстрых вычислений:  Сложение столбцами;  Умножение на 101;  Умножение на 1001

Способы быстрых вычислений: Сложение столбцами; Умножение на 101; Умножение на 1001

Таблицы-тренажеры  Однако 5-7 минут успешного счёта на уроке недостаточны не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, если нет системы устного счёта.

Таблицы-тренажеры Однако 5-7 минут успешного счёта на уроке недостаточны не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, если нет системы устного счёта.

Организация устных упражнений всегда была и остаётся “узким местом” в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную “вычислительную нагрузку”, предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, оперативно проверить правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей – действительно весьма трудная задача.

Организация устных упражнений всегда была и остаётся “узким местом” в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную “вычислительную нагрузку”, предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, оперативно проверить правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей – действительно весьма трудная задача.

Таким образом, оттачиваются не только собственно вычислительные навыки , формиру-ется “числовая зоркость ”, но и тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка. /. 13  Х 5    + 15  : 20  х 8  - 16  При выполнении цепочных вычислений резуль-таты промежуточных действий не записываются, ученик фиксирует только окончательный ответ.

Таким образом, оттачиваются не только собственно вычислительные навыки , формиру-ется “числовая зоркость ”, но и тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка. /. 13 Х 5 + 15 : 20 х 8 - 16 При выполнении цепочных вычислений резуль-таты промежуточных действий не записываются, ученик фиксирует только окончательный ответ.

Разработка алгоритмов

Разработка алгоритмов

 Вычислительные навыки можно тренировать и так .  В начале урока дети получают карточки-задания . По сигналу ребята начинают записывать свои ответы. Через 2 минуты тренировка заканчивается. После занятий с учениками-помощниками подсчитываем количество правильных ответов и заносим результаты в сводную таблицу , которую вывешиваем в классе, и так на каждом уроке.

Вычислительные навыки можно тренировать и так . В начале урока дети получают карточки-задания . По сигналу ребята начинают записывать свои ответы. Через 2 минуты тренировка заканчивается. После занятий с учениками-помощниками подсчитываем количество правильных ответов и заносим результаты в сводную таблицу , которую вывешиваем в классе, и так на каждом уроке.

Учителю необходимо использовать систему диагностических самостоятельных работ для отработки скорости и правильности вычислений

Учителю необходимо

  • использовать систему диагностических самостоятельных работ для отработки скорости и правильности вычислений

Программа включения заданий на формирование вычислительных навыков в уроки математики

Тема урока

Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд

Вид задания

Формируемый вычислительный прием

Нахождение значений выражений. Задания на классификацию

Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд

Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд и с переходом

Нахождение значений выражений и сравнений этих значений

Обратные операции

Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд и с переходом.

Нахождение значения выражений

Многовариантные задания

Длина ломаной. Периметр

Сложение двузначных чисел с переходом через разряд и без перехода

Осознанность

Сравнение выражений с переменной.

Нахождение значения выражений по цепочке.

Порядок выполнения действий в выражениях

Виды алгоритмов.

Осознанность вычислительных действий.

Сложение с переходом через разряд и без перехода.

Нахождение значения выражений

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Нахождение значения выражений (по алгоритму)

Угол. Прямой угол.

Сложение двузначных чисел с переходом через разряд и без перехода

Нахождение значений выражений с элементом занимательности

Свойства сложения

Сложение и вычитание с переходом через разряд

Нахождение значений выражений с элементом занимательности

Вычитание суммы из числа

Сложение двузначных чисел с переходом через разряд.

Сложение двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд

Осознанность

Нахождение значения выражений

Вычитание числа из суммы.

Вычитание двузначных чисел из трехзначных с переходом через разряд.

Сложение двузначных чисел с переходом через разряд

Задания с многовариантными решениями с элементом занимательности

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Тема урока

Вид задания

Формируемый вычислительный прием

Примеры заданий для самостоятельной работы  Задания  Проверяемый вычислительный навык или прием Сравни выражения не вычисляя их значения: 54 + 2 … 48 + 2 89 – 9 …. 89 – 1 234 + 48 … 48 + 234 Осознанность вычислительных действий (могут ли не вычисляя значение выражений дать верный ответ) 2. Реши письменно примеры, подробно записывая ход своих рассуждений: 45 – 28 27 + 39 67 – 29 45 + 47 Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд 3. Реши: 89 – 18 81 + 26 385 – 314 884 + 111 Сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд; От крышки стола отпилили угол. Сколько осталось углов? Осознанность вычислительных действий

Примеры заданий для самостоятельной работы

Задания

Проверяемый вычислительный навык или прием

  • Сравни выражения не вычисляя

их значения:

54 + 2 … 48 + 2

89 – 9 …. 89 – 1

234 + 48 … 48 + 234

Осознанность вычислительных действий (могут ли не вычисляя значение выражений дать верный ответ)

2. Реши письменно примеры,

подробно записывая ход

своих рассуждений:

45 – 28 27 + 39

67 – 29 45 + 47

Сложение и вычитание двузначных

чисел с переходом через разряд

3. Реши:

89 – 18 81 + 26

385 – 314 884 + 111

Сложение и вычитание двузначных

и трехзначных чисел без перехода

через разряд;

От крышки стола отпилили угол.

Сколько осталось углов?

Осознанность вычислительных действий

Типичные ошибки учителей при работе по формированию вычислительных навыков новые способы и приемы вычисления подаются в готовом виде; многократное повторение однотипных примеров, опора на активную работу памяти и напряжения произвольного внимания;

Типичные ошибки учителей при работе по формированию вычислительных навыков

  • новые способы и приемы вычисления подаются в готовом виде;
  • многократное повторение однотипных примеров, опора на активную работу памяти и напряжения произвольного внимания;
зазубривание таблиц сложения и умножения и использование их  при выполнении однообразных  тренировочных упражнений;  запрет считать «на пальцах» (следует понимать, что на первых порах это необходимо ребёнку,  он сам «организует» себе деятельностный подход к освоению вычислительных навыков!)
  • зазубривание таблиц сложения и умножения и использование их

при выполнении однообразных

тренировочных упражнений;

  • запрет считать «на пальцах» (следует понимать, что на первых порах это необходимо ребёнку,

он сам «организует» себе деятельностный подход к освоению вычислительных навыков!)

таблица умножения «на лето» (заучивание без понимания смысла умножения и деления);  необоснованная замена устных вычислений письменными;  нерациональность вычислений;
  • таблица умножения «на лето» (заучивание без понимания смысла умножения и деления);

  • необоснованная замена устных вычислений письменными;
  • нерациональность вычислений;
чрезмерное увлечение использованием калькуляторов;  обучение счёту при помощи компьютерных игр, не дающих теоретических аспектов вычислительных приёмов
  • чрезмерное увлечение использованием калькуляторов;

  • обучение счёту при помощи компьютерных игр, не дающих теоретических аспектов вычислительных приёмов
Творческих  успехов  всем!

Творческих успехов всем!