«Формирования логических умений у обучающихся с ЗПР».
Выполнил: Лопатина Ольга Михайловна
ГБОУ «Школа-интернат № 115 для детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Особую роль в интеллектуальном развитии младших школьников с ЗПР играет предметно-развивающая среда, которая для них очень важна, так как она способствует утверждению чувства уверенности в себе, даёт возможность использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
В настоящее время система образования Российской Федерации вышла на новый виток развития. Вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья становятся актуальными. Работая в коррекционной школе с детьми с ЗПР можно сразу заметить, что у них, в отличие от детей в норме, восприятие поверхностное, ограниченное и фрагментарное. Такие дети не могут правильно построить умозаключение. У них нарушается развитие внимания, памяти, речи. Они плохо концентрируются, быстро устают.
Исходя из этого возникает необходимость психолого-педагогических условий для развития логических умений у младших школьников с ЗПР в учебной деятельности.
Психолого-педагогические условия – это целенаправленно созданная среда, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную и учебную работу.
Психолого-педагогические условия являются одним из видов педагогических условий, включающих в себя совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приёмов и материально-пространственной среды, направленных на достижение поставленных целей. Грамотно выбранные и планомерно реализованные педагогические условия позволяют педагогу достичь высоких результатов в практической деятельности.
В образовательных учреждениях доминирует учебный вид деятельности, но у детей с ЗПР преобладает игровая деятельность. На учебную деятельность такие дети настраиваются довольно тяжело. Поэтому именно игровая зона будет им наиболее приемлема.
Чтобы скорректировать предметно-развивающую среду детей, можно разбить её на такие зоны как учебная, игровая, коррекционная и зона творчества. Это позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и друг с другом, понимать и оценивать их чувства и поступки. Именно это и лежит в основе развивающего обучения. Всё это помогает ребёнку почувствовать свою значимость и повышает самооценку.
Под логическими умениями подразумеваются умения, необходимые в любой интеллектуальной деятельности, например, изучению школьных дисциплин. В рамках школьного обучения под логическими умениями подразумевается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержения).
Так как у всех детей разное психофизическое развитие, то начинать работу нужно с диагностики особенностей обучающихся. Сначала нужно определить уровень сформированности ощущения, представления, восприятия. Планировать работу с такими детьми нужно с учётом рекомендаций узких специалистов, наблюдений родителей. Работа выстраивается с учётом последовательности развития умственных действий (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации). Далее нужно придумать цель работы, чтобы знать, к какому результату прийти, и определить последовательность на каждом этапе работы.
Учебный материал нужно преподносить небольшими дозами и систематически повторять пройденное. Учебный материал следует усложнять постепенно, а ребёнка приучать пользоваться уже полученными знаниями.
В процессе выполнения того или иного задания нужно детям оказывать индивидуальную помощь. Она может быть стимулирующей, направляющей или обучающей. Необходимость в помощи у ребёнка может возникнуть на любом этапе работы.
Если ребёнок не приступает к работе, то можно его простимулировать одобрением, разъяснением, если это неэффективно, то попробовать оказать направляющую помощь, показать путь, который приведёт к выполнению задания. Если всё это не дало результата, значит ребёнок вообще не усвоил материал и ему нужна обучающая помощь.
Дети с ЗПР очень быстро утомляются, поэтому необходимо переключаться с одного вида деятельности на другой и разнообразить занятия.
Так как дети с ЗПР не могут сформулировать выводы и строить сложные осмысленные предложения, то необходимо побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речью.
Чтобы обеспечить успешное обучение детей, необходимо организовывать и групповые, и индивидуальные занятия, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ЗПР.
Формирование логических умений - одна из главных задач начального образования. Успешное формирование логических умений может реализовываться в процессе изучения всех учебных предметов.
Очень важно разговаривать с ребёнком мягким, доброжелательным тоном, поощрять его за малейшие достижения и создавать ситуации успеха на уроках.
Работа по развитию и формированию логических умений у младших школьников с ЗПР должна проводиться систематически, охватывая весь учебный процесс, обеспечивая непрерывность, последовательность и целостность в работе.