СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирования навыков работы с терминами и понятиями на уроках истории и обществознания.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирования навыков работы с терминами и понятиями на уроках истории и обществознания.»

ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата












Формирования навыков работы с терминами и понятиями на уроках истории и обществознания.


(Доклад на МО учителей научно-естественного цикла)













Подготовила: учитель истории и обществознания

Кираманова З.Б.











Расскажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,
Дай мне самому сделать это – и я пойму
китайская пословица

Детская речь (особенности ее формирования и развития, механизмы речи, психология усвоения языка как средства общения) всегда привлекала внимание исследователей.

Современная жизнь требует, чтобы уровень владения языком в различных сферах деятельности был высоким. Правильно, выразительно и точно говорить, владеть соответствующими приемами общения в различных ситуациях, грамотно составлять тексты, владеть соответствующими приемами общения в различных ситуациях – всё это необходимо в будущем для выпускника.

Нельзя не согласиться со словами Д.С. Лихачева: «Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обратите внимание на свой язык».

Какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках истории и обществознания?

1. Вдумчивого чтения, что необходимо для успешного усвоения предметов гуманитарного цикла. Учитель должен постоянно уделять внимание развитию у школьников читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему;

2. Устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.;

3. Письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения - интервью и т.д.;

4. Групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии;

5. Монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого- либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.;

6. Развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др.

Я, работая в школе, сталкиваюсь с такой ситуаций, когда ученик знает материал, но не может его изложить. Время от времени слышу от учеников такую фразу: « Я знаю, но не могу сказать». Конечно, это в первую очередь, говорит о бедности словарного запаса детей. В наше время эта проблема приобрела особую остроту. Современные дети прекрасно владеют компьютерной терминологией. Интернет для них стал чем-то необходимым. Но интерес у них однобокий: в Интернете берут для себя игры, фильмы, музыку. Но это никак не способствует расширению их словарного запаса. Читать же художественную литературу дети практически перестали. А ведь именно чтение способствует обогащению речи, расширению как активного, так и пассивного словарного запаса.

Как же решать эту проблему? Необходимо на всех уроках расширять запас слов у детей. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими и обществоведческими терминами, которые использует учитель и должны знать учащиеся, хотя обозначены и озвучиваются одними и теми же словами, воспринимаются далеко неоднозначно. Одна из основных проблем в преподавании как истории, так и обществознания, это проблема усвоения учащимися специальных терминов. Эту задачу усложняют следующие обстоятельства:

1. Большое количество понятий, предлагаемых для запоминания

2. Многие термины используются достаточно редко, часто даже в следующем учебном году

3. Небольшой словарный запас у большинства учащихся.

Само слово «термин» происходит от латинского terminus-предел, конец, граница - и обозначает слова и словосочетания, обозначающие как конкретные предметы( книга, меч и т.д.),так и абстрактные – непримиримая оппозиция , идеальное общество и т.д.

Специалисты считают, что «обучение понятиям – первейшее дело, касающееся всех учителей» (Стоунс.Э., «Психопедагогика»).

Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д.

Поэтому в своей работе я стараюсь подвести своих учеников под сознание того, что они, не научившись владеть терминами, никогда не познают предмета, даже если будут заучивать все параграфы наизусть.

Методические приёмы, используемые в обучении учащихся на уроках истории и обществознания

Методические приёмы, которые используются в обучении, условно можно разделить на три вида: традиционные, активные и интерактивные методы. Как осуществляется связь между участниками образовательного процесса, какие результаты при этом достигаются, зависит от выбранного метода обучения.

При использовании традиционного и активного метода схема коммуникации представляет собой - «ЦЕНТР» и «АУДИТОРИЯ».

При традиционной методике её направление одностороннее (коммуникация строится по принципу «Распространение определённых идей от Центра»), а при активной методике – двухстороннее (Коммуникация строится по принципу «Распространение от центра, но коммуникация идёт не только в одном направлении»).

В интерактивных методах она принципиально меняется. В этом случае центр практически отсутствует. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта, но, ни в коем случае не его центром. Главными в коммуникации становятся взаимные связи между самими учащимися, их взаимодействие и сотрудничество. Результат в данном случае достигается взаимными усилиями всех участников образовательного процесса, и учащиеся понимают взаимную ответственность за конечный итог. Такой способ работы представляется наиболее эффективным и продуктивным, хотя ставит перед учителем ряд сложных проблем.

В процессе обучения истории, обществознания и организации воспитательной работе я придерживаюсь основного принципа дидактики – принципа активности ученика во время обучения.

В своей работе по формированию навыков работы с терминами использую следующий алгоритм:

1.Введение термина на уроке в процессе объяснения новой темы.

Знакомство с новыми терминами начинаю с того, что дети просто выписывают из нового параграфа или из объяснения учителя новые слова и находят их объяснение в словарях. А вот закрепление лучше проводить через различные игровые ситуации, логические и творческие задания.

2. Отработка понятий.

Работа с учебником (составление плана, конспектирование, анализ таблиц, схем, использование терминов в тексте, словарь терминов).

Работа со справочной, хрестоматийной литературой.

3. Контроль.

Терминологические, словарные диктанты.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Тестирование.

Индивидуально-фронтальный контроль.

Творческое применение терминов.

Сочинения с применением терминов.

Рефераты.

Практические работы.

Составление кроссвордов, чайнвордов

В работе мною используются разные методы интерактивного обучения: работа в парах и группах, ролевая игра, анализ ситуаций, метод формирования критического мышления и т.д.

Приведу несколько видов словарно-терминологической работы на уроках истории и обществознания, направленной на активное освоение терминов.

1. "Третий лишний", "Четвертое лишнее".

Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Республика, монархия, федерация.

2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.

3. Административное право, гражданское право, семейное право.

Ответ:

1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли частного права.

2. Установите соответствие:


1.Компромисс

А. Исторически сложившаяся социально – экономическая и духовная общность людей.

2. Люмпен

Б. Политическая, экономическая, идеологическая конфронтация между странами.

3.Холодная война

В. Общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) слоев общества.

4. Нация

Г. Комплекс радикальных мер, направленных на оздоровление экономики, сопровождающихся рядом отрицательных последствий.

5. Охлократия

Д. соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок.

  1. Шоковая терапия

Е. Власть толпы, которая руководствуется низменными страстями, творит беззаконие.

3. Впишите правильные буквы вместо пропусков. Объясни их значение:

  1. Сепаратизм -расположение социальных слоев на социальной лестнице.

  2. Стратификация -стремление к отделению, обособлению.

  3. Дискриминация - ущемление прав по тем или иным признакам.

3. 1.Допиши недостающие данные.


РЕ


РЕ

РЕ

РЕ


РЕ

_ _ _ _ _

(Направление развития, для которого характерны переход от высшего к низшему, изменения к худшему)

_ _ _ _ _

Совокупность представлений, основанная на вере в сверхъестественные силы.

форма

?

_ _ _ _ _ _ _

(осмысление и самопознание субъектом внутренних психологических аспектов и состояний).

_ _ _ _ _ _ _

Коренное изменения в обществе.

Ответ: регресс; религия; изменения; рефлексия; революция

4."Историческая зарядка" Проводится в начале каждого урока, чтобы вспомнить все термины по заданной теме.

  1. Словарный диктант.

Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся является словарная работа. Она должна быть организована таким образом, чтобы дети не ограничивались механическим запоминанием, а знали значение слова, сферу его употребления, умели находить ему применение в коммуникативных ситуациях.

Обучающиеся пишут под диктовку термины. Задача написать без ошибок.

6.Исторический диктант.

Учитель диктует определения, обучающиеся записывают столбиком ответ - термин (под номерами).

7. "Кто больше".

На доске пишутся буквы. Составьте из данного набора букв как можно больше терминов.

8."Рыцарский турнир"

Провожу «мозговые штурмы», «исторические суды» (над Иваном Грозным, Наполеоном, Гитлером, Сталиным и др.), «круглые столы» («Благотворительность в современном мире», «Как решить глобальные проблемы человечества?»), дискуссии («Мои права и обязанности в обществе», «Я ребенок, но я гражданин»), деловые игры, внеклассные мероприятия: «Рыцарский турнир», «Интеллектуальное кафе»

К доске вызываются два ученика. Кто больше по очереди назовет терминов на заданную тему.

9. Составить кроссворд, чайнворд, ребус.

Данное задание в основном идёт как домашнее задание. В этом случае я оговариваю учащимся, что они могут составлять их вместе со своими родителями. Например, на уроках обществознания по теме «социальная сфера», работая над терминами «социальная роль», «социальный статус», работа на дом выглядит в такой форме: «Опишите свою социальную роль и социальный статус и ваших родителей»

Работа с терминами способствует развитию познавательной активности обучающихся, содействует развитию интереса к изучению истории, создает приятную атмосферу учебной деятельности, раскованности, способствует разрядке напряженности, снимает утомление.

Данные методические материалы и рекомендации можно использовать и на других уроках.

Главное их достоинство в том, что они довольно-таки просты в применении, и в то же время позволяют рассчитывать на неплохой результат даже в слабом классе.