Тема работы:
Формирование исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочное время
Автор: Султанова Алина Рустемовна,
учитель начальных классов МБОУ «Школа №89»
Ново-Савиновского района, г. Казани
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Н.П. Харитонов
Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе.
Но в современных наших школах большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
2. Виды исследовательской деятельности на уроке окружащего мира
Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у младших школьников исследовательские наклонности.
Проблема исследования связана с преодолением противоречия между необходимостью активизации познавательной деятельности, развития исследовательских наклонностей школьника, его познавательного интереса к изучению окружающего мира и преобладанием анатомо-морфологического материала в содержании школьного курса окружающего мира.
Еще Сухомлинский отмечал: «Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках окружающего мира, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала – например, провести самостоятельное исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты, а так же мотивировать успешного ученика головоломным заданием – например, провести исследование на базе медиа – лаборатории с использованием компьютера и защитить результаты исследования. Элементы исследовательской деятельности на уроках окружающего мира можно вводить уже во 2-х и даже в 1-х классах. Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.
В ходе работы над учебным исследованием возможно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью. Для этого ребенку необдимо выбрать интересующую тему проектно-исследовательской работы.
Структура исследовательской деятельности определяется следующим образом: Поисковая активность — анализ — оценка — прогнозирование развития ситуации — действия — поисковая активность.
Исходя из этого, при организации исследовательской деятельности учащихся начального звена можно использовать следующие виды исследований.
Виды исследовательской деятельности на уроке окружащего мира:
1. Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения)
Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. При этом в основе метода лежит отчетливая цель – обеспечить усвоение опыта творческой деятельности.
На своих уроках исследовательский метод я использую при решении творческих задач. Для успешного решения задач использовались элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). ТРИЗ имеет большое количество приемов и способов, помогающих создать решение и «извлечь» решение из подсознания. Суть этого приема - показать, что будет, если у исходного объекта изменить свойство или функцию на противоположные. К примеру, сделать неподвижное подвижным, теплое холодным, прямое извилистым и т. д. он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие: движущуюся часть объекта сделать неподвижной, а неподвижную часть подвижной; попробовать перевернуть или вывернуть объект; гнев сменить на милость; функцию сменить на антифункцию; общепринятые решения сменить на обратные... А вдруг будет хорошо?!
Полезно знать"сладкую" классическую ТРИЗовскую задачу:
Необходимо поместить жидкую начинку внутрь самодельной шоколадной конфетки. Для этого начинку подогревают, чтобы она быстро заполняла шоколадную форму, но при этом тает шоколад и конфета портится. Как быть ? Заморозить начинку и окунуть в горячий шоколад.Однажды я нашла приемы и в своем классе я использовала их такие, как:
1. Прием «Наоборот»
Он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие, общепринятые решения сменить на обратные. Например,
Есть очень вкусные шоколадные конфеты – «бутылочки с сиропом». При их изготовлении сталкиваются с противоречием: – Сладкий желеподобный сироп должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад. – Если сироп холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать?
Делают наоборот: сироп не нагревают, а замораживают в виде бутылочки, а шоколад делают жидким и окунают в него бутылочку.
2. Прием «Обрати вред в пользу».
Это трудный, но в то же время мудрый и интересный прием. Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.
Например,
Ответ: Экологическая обстановка многих районов стала заметно лучше.
Ответ: Это закалило его волю и он дал человечеству новую научную концепцию жизни на Земле.
2. Экспресс-исследование
По такому типу строю исследовательскую деятельность учащихся в третьем классе. На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований, какие птицы живут в городе, какие декоративные растения используются для озеленения улиц города.
3. Теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований должны позволять изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез.
Учащиеся 3 классов еще недостаточно успешно справляются с этой формой исследования. Так, при изучении тем по программе УМК «Гармония» “Развитие растений. Приспособленность растений к условиям окружающей среды” ребята по материалам учебника знакомятся с тем, как приспособлены к обитанию в засушливых условиях кактусы, верблюжья колючка. А также заинтересованные дети в поисках дополнительного материала с примерами.
Возможная тематика исследований по программе УМК «Гармония»: “Приспособленность растений степей к засушливым условиям обитания” (4 класс), “Роль листьев в жизни растений” (3 класс), “Приспособления растений к опылению”, “Приспособления насекомых к сбору пыльцы и нектара”. По результатам исследований авторы делают краткие сообщения с наблюдениями, обязательно содержащие выводы.
В 4 классе теоретические исследования оформляются в виде мини-реферата с описанием практической части, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации для написания мини-реферата ученик младшего школьного возраста под руководством педагога и родителей приобретает навыки работы с каталогами в библиотеке, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы.
4. Проведение учебного эксперимента
Сюда относятся все несложные лабораторные и практические работы по окружающему миру. Выполняя лабораторную работу, ученик получает субъективно новые знания. При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.
Например, очищение питьевой воды. Проблемным вопросом при изучении очищения воды может быть нахождение разницы воды с землей и воды с ложкой соли. Учащиеся выполняют работу на своих рабочих местах с использованием фильтра из песка и ваты.
Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.
5. Исследования-соревнования
На уроках также эффективны. Например, соревнование на лучшее сообщение по определенной теме. Учащимся 4 класса предоставляется такая возможность. Заранее готовлю учебный текст. Этим текстом может быть раздел учебника: «Теория происхождения жизни на Земле», «Происхождение видов», «Образование Древнерусского государства» и др. При составлении краткого сообщения внимание младшего школьника становится избирательным, учащиеся стараются выбрать тот текст, который является главным, основополагающим всей темы. Отдельные сюжеты сообщения объединяются логическими связями. Этот метод учит учащихся рационально использовать научную литературу.
6. Нетрадиционные уроки (урок – дискуссия «Происхождение человека», урок-презентация «Развитие Российской империи. Правление Екатерины II»)
К дискуссии учащиеся готовятся самостоятельно. По теме обсуждения они исследуют не только учебную литературу, но и дополнительную, для того, чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе. При подготовке сообщений, учащиеся часто выискивают «каверзные» вопросы для участия в дискуссии.
7. Исследовательские проекты
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. Однако, для выполнения учебного проекта одного урока недостаточно.
Домашние задания также могут носить исследовательский характер:
1. Описание растений и животных по плану. 3 класс. УМК «Гармония»
Задание: Охарактеризуйте подсолнечник по следующему плану.
1. Жизненная форма растения
2. Продолжительность жизни растения.
3. Цветковое или нецветковое.
4. Высшее или низшее.
5. Имеет вегетативный подземный орган (какой?)
6. Орган полового размножения, заключенный в плод.
7. Орган, несущий на себе листья и почки.
8. Орган, в котором развивается семя.
2. Наблюдение за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)
Инструктивная карточка
Тема: «Особенности развития рыб и земноводных в окрестностях республики Татарстан»
Цель: Изучить особенности развития земноводных в регионе»
Оборудование: бинокль.
Ход работы: вставь пропущенные буквы
1.Цепь развития: икринка - личинка - малек - ...?
2.Развитие земноводных начинается с ...?
3.Цепь развития: икра- ... - головастик?
4.У рыб из икринок выводятся ... , а у лягушек и жаб ...?
Исследование разнообразия земноводных и рыб в водоемах республики Татарстан.
3. Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)
4. Творческие задания – стихи, сочинения «Путешествие с капелькой воды по зеленому растению», «Путешествие с молекулой кислорода по организму», «Путешествие по клетке», кроссворды, викторины, презентации.
Летние задания:
1. Составить гербарий (различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений и др.)
2. Составление коллекций (коллекция бабочек, коллекция раковин брюхоногих или двустворчатых моллюсков и др.)
2.1. Виды исследовательской деятельности во внеурочное время:
1. Подготовка и участие в олимпиадах по окружающему миру, экологии.
2. Организация и участие в классном мероприятии «Наш дом – Земля», «Птица года».
3. Участие в экскурсиях по экологической тропе, походах по родному краю
4. Проведение кружков «Юные исследователи природы родного края»
5. Написание творческих работ.
6. Написание рефератов, например, «Грибы-подснежники».
7. Выполнение мини – исследований, например, «Моё любимое дерево», Моё любимое животное».
8. Создание совместных буклетов.
9. Создание презентаций
10. Создание моделей (цветкового растения, побега)
Вывод исследовательская деятельность во внеурочное время: - повышает интерес к учебе; - стимулирует исследовательские навыки учащихся;
- меняет отношение учащихся к учебному процессу, заменяя использование готового учебного материала самостоятельным поиском нового;
- переносит навыки исследовательской деятельности на другие учебные предметы (области).
«Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто». Альберт Сент-Дьердьи
Инструктивная карточка
Тема: «Хитрости маскировки насекомых»
Цель: Изучить особенности маскировки некоторых насекомых»
Оборудование: аквариум с рыбами, бусинка на нитке, рыбий корм.
Ход работы: вставь пропущенные буквы
1.Цепь развития насекомых?
2.Развитие насекомых начинается с ...?
Исследование разнообразии маскировки насекомых: орхидейный богомол, пауки-муравьи, палочник, мотылек, бабочка-листовидка.
Моим учащимся интересны следующие темы проектно-исследовательских работ: «Великий космос», «Полезное молоко», «Хлеб – всему голова», «Мифы о драконах и динозаврах», «История развития счета», «Вред или польза компьютерных игр» и многие другие.
3. Заключение
Критерий | Показатели | Способ отслеживания |
Развитие коммуникативных умений и навыков | Учащийся – 1. Умеет грамотно, лаконично выражать свои мысли. 2. Способен проявить толерантность в обсуждении проблемы. 3. Владеет навыками презентации своей работы. | – наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы – Выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д. – тест оценки коммуникативных умений. |
Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир. С помощью приемов исследовательских работ у него имеется масса возможностей «наполнить чашу» любознательности.