Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения
« Коммуникативная деятельность – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата».
Л.С.Выготский
Коммуникативные УУД
Планирование
учебного
сотрудничества
Владение
монологической
и диалогической
формами речи
Постановка
вопросов
Коммуникативные
Умение
полно и ясно
выражать
свои мысли
Разрешение
конфликтов
Контроль,
коррекция,
оценка действий
партнера
Принципы коммуникативной направленности обучения
- - речевая направленность (обучение через общение);
- - функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
- - ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
- - новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
- - принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
- - личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
Задача учителя
Направлять
Помогать
Поддерживать
Развивать идею
Дискутировать
Три уровня сформированности устной коммуникативной компетентности :
1. Обсуждение и дискуссия
2. Небольшие выступления
3. Презентация
формы и методы достижения планируемых результатов
- ученик
- соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
- умеет использовать компьютерную технику
- умеет вести диалог, учитывая разные мнения;
- активно участвует в коллективном диалоге
- проявляет готовность к решению конфликта
Развитие коммуникативных УУД средствами литературного чтения
- В учебниках по литературному чтению для 1– 4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов. Много текстов юмористических, шутливых. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. В учебниках предусмотрены задания, обучающие работе с чужим текстом: анализ текста по типу, стилю или жанру; определение темы, идеи текста, придумывание заголовка; анализ структуры текста, составление его плана; анализ средств связи между частями текста, между предложениями; сжатие и расширение текста; преобразование (редактирование); написание ответов на вопросы, составление текстов малых жанров и сочинений на предложенные темы, связанные с изучаемым материалом.
Практические задания на уроках литературного чтения, формирующие коммуникативные УУД.
- Любая работа по формированию коммуникативных умений и навыков школьников начинается с установления и принятия всеми детьми правил, позволяющих сделать общение эффективным:
- • любое мнение ценно,
- • ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания,
- • повернись так, чтобы видеть говорящего,
- • дай другому возможность сказать, не перебивай,
- • обращение начинай с имени.
Методические приемы
1) Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация). Основными формами драматизации являются:
- анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на них героев
- постановка индивидуальных и групповых «живых картин»;
- подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений);
- чтение по ролям.
Методические приемы
2) Учет позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного чужого мнения. Пример. «Автор пишет о смехе как о живом существе. Докажи это при помощи текста.»
3) Постановка вопросов по изучаемому произведению. Вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, т. е. нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос. Вопросов и заданий к тексту должно быть немного. Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, не стоит забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному. Например: «Что вам хочется сказать об этой сказке (басне)?»; «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?»
4) Ситуации формирования речевых умений: Участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках. Умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев. Владение монологической речью
Оформление своих мыслей в устной и письменной форме
Для создания благоприятной ситуации на уроке могут быть использованы игровые приёмы, ИКТ, задания, направленные на развитие творческого воображения. Например:
задания, организующие словесное творчество учащихся, например: «Попробуй сочинить свою считалку. Используй слова «раз, два, три...», «тебе водить», «выйди вон»; «Придумай и расскажи любую смешную небылицу» (Маршак С. «Я видел»);
рассказ от первого лица: рассказать историю от лица принцессы из сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине»;
- представлять повествование от имени самовара из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»;
• изменение сказочной развязки: придумать другое окончание рассказа;
• придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица;
• написать сочинение о своем друге. Подобрать 5 пословиц о дружбе и справедливости;
• составить кроссворд по рассказам В. Осеевой, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы;
• придумай продолжение рассказа.
Значимость формирования коммуникативных УУД
Используя данные упражнения в системе, формируются у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия. Качественно повышается уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие все дети класса. Ученики с желанием работают на уроке в группе и индивидуально, формулируют свои мысли, не боятся выступать публично, корректно оценивают выступления одноклассников. Благодаря развитию коммуникативных универсальных учебных действий, повышается качество образования, происходит раскрепощение учащихся. А это и является одним из главных критериев обучения.
Спасибо за внимание!