СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения»

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения  « Коммуникативная деятельность – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата».    Л.С.Выготский

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения

« Коммуникативная деятельность – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата».

Л.С.Выготский

 Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Владение монологической и диалогической формами речи Постановка  вопросов Коммуникативные Умение  полно и ясно выражать свои мысли Разрешение конфликтов Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Коммуникативные УУД

Планирование

учебного

сотрудничества

Владение

монологической

и диалогической

формами речи

Постановка

вопросов

Коммуникативные

Умение

полно и ясно

выражать

свои мысли

Разрешение

конфликтов

Контроль,

коррекция,

оценка действий

партнера

Принципы коммуникативной направленности обучения  - речевая направленность (обучение через общение);  - функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);  - ситуативность (ролевая организация учебного процесса);  - новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);  - принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.  - личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

Принципы коммуникативной направленности обучения

  • - речевая направленность (обучение через общение);
  • - функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
  • - ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
  • - новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
  • - принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
  • - личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
Задача учителя Направлять Помогать Поддерживать Развивать идею Дискутировать

Задача учителя

Направлять

Помогать

Поддерживать

Развивать идею

Дискутировать

Три уровня сформированности устной коммуникативной компетентности : 1. Обсуждение и дискуссия 2. Небольшие выступления 3. Презентация

Три уровня сформированности устной коммуникативной компетентности :

1. Обсуждение и дискуссия

2. Небольшие выступления

3. Презентация

формы и методы достижения планируемых результатов ученик соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения умеет использовать компьютерную технику умеет вести диалог, учитывая разные мнения; активно участвует в коллективном диалоге проявляет готовность к решению конфликта

формы и методы достижения планируемых результатов

  • ученик
  • соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
  • умеет использовать компьютерную технику
  • умеет вести диалог, учитывая разные мнения;
  • активно участвует в коллективном диалоге
  • проявляет готовность к решению конфликта
Развитие коммуникативных УУД средствами литературного чтения В учебниках по литературному чтению для 1– 4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов. Много текстов юмористических, шутливых. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. В учебниках предусмотрены задания, обучающие работе с чужим текстом: анализ текста по типу, стилю или жанру; определение темы, идеи текста, придумывание заголовка; анализ структуры текста, составление его плана; анализ средств связи между частями текста, между предложениями; сжатие и расширение текста; преобразование (редактирование); написание ответов на вопросы, составление текстов малых жанров и сочинений на предложенные темы, связанные с изучаемым материалом.

Развитие коммуникативных УУД средствами литературного чтения

  • В учебниках по литературному чтению для 1– 4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов. Много текстов юмористических, шутливых. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. В учебниках предусмотрены задания, обучающие работе с чужим текстом: анализ текста по типу, стилю или жанру; определение темы, идеи текста, придумывание заголовка; анализ структуры текста, составление его плана; анализ средств связи между частями текста, между предложениями; сжатие и расширение текста; преобразование (редактирование); написание ответов на вопросы, составление текстов малых жанров и сочинений на предложенные темы, связанные с изучаемым материалом.
Практические задания на уроках литературного чтения, формирующие коммуникативные УУД. Любая работа по формированию коммуникативных умений и навыков школьников начинается с установления и принятия всеми детьми правил, позволяющих сделать общение эффективным: •  любое мнение ценно, •  ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания, •  повернись так, чтобы видеть говорящего, •  дай другому возможность сказать, не перебивай, •  обращение начинай с имени.

Практические задания на уроках литературного чтения, формирующие коммуникативные УУД.

  • Любая работа по формированию коммуникативных умений и навыков школьников начинается с установления и принятия всеми детьми правил, позволяющих сделать общение эффективным:
  • •  любое мнение ценно,
  • •  ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания,
  • •  повернись так, чтобы видеть говорящего,
  • •  дай другому возможность сказать, не перебивай,
  • •  обращение начинай с имени.
Методические приемы  1) Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация). Основными формами драматизации являются: анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на них героев  постановка индивидуальных и групповых «живых картин»; подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений); чтение по ролям. 

Методические приемы

1) Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация). Основными формами драматизации являются:

  • анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на них героев 
  • постановка индивидуальных и групповых «живых картин»;
  • подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений);
  • чтение по ролям. 
Методические приемы 2) Учет позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного чужого мнения. Пример. «Автор пишет о смехе как о живом существе. Докажи это при помощи текста.»  3) Постановка вопросов по изучаемому произведению. Вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, т. е. нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос. Вопросов и заданий к тексту должно быть немного. Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, не стоит забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному. Например: «Что вам хочется сказать об этой сказке (басне)?»; «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?» 4) Ситуации формирования речевых умений: Участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках. Умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев. Владение монологической речью Оформление своих мыслей в устной и письменной форме

Методические приемы

2) Учет позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного чужого мнения. Пример. «Автор пишет о смехе как о живом существе. Докажи это при помощи текста.» 

3) Постановка вопросов по изучаемому произведению. Вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, т. е. нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос. Вопросов и заданий к тексту должно быть немного. Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, не стоит забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному. Например: «Что вам хочется сказать об этой сказке (басне)?»; «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?»

4) Ситуации формирования речевых умений: Участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках. Умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев. Владение монологической речью

Оформление своих мыслей в устной и письменной форме

Для создания благоприятной ситуации на уроке могут быть использованы игровые приёмы, ИКТ, задания, направленные на развитие творческого воображения. Например:   задания, организующие словесное творчество учащихся, например: «Попробуй сочинить свою считалку. Используй слова «раз, два, три...», «тебе водить», «выйди вон»; «Придумай и расскажи любую смешную небылицу» (Маршак С. «Я видел»);   рассказ от первого лица: рассказать историю от лица принцессы из сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; представлять повествование от имени самовара из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»; •  изменение сказочной развязки: придумать другое окончание рассказа; •  придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица; •  написать сочинение о своем друге. Подобрать 5 пословиц о дружбе и справедливости; •  составить кроссворд по рассказам В. Осеевой, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы; •  придумай продолжение рассказа.

Для создания благоприятной ситуации на уроке могут быть использованы игровые приёмы, ИКТ, задания, направленные на развитие творческого воображения. Например:

  задания, организующие словесное творчество учащихся, например: «Попробуй сочинить свою считалку. Используй слова «раз, два, три...», «тебе водить», «выйди вон»; «Придумай и расскажи любую смешную небылицу» (Маршак С. «Я видел»);

  рассказ от первого лица: рассказать историю от лица принцессы из сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине»;

  • представлять повествование от имени самовара из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»;

•  изменение сказочной развязки: придумать другое окончание рассказа;

•  придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица;

•  написать сочинение о своем друге. Подобрать 5 пословиц о дружбе и справедливости;

•  составить кроссворд по рассказам В. Осеевой, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы;

•  придумай продолжение рассказа.

Значимость формирования коммуникативных УУД Используя данные упражнения в системе, формируются у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия. Качественно повышается уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие все дети класса. Ученики с желанием работают на уроке в группе и индивидуально, формулируют свои мысли, не боятся выступать публично, корректно оценивают выступления одноклассников. Благодаря развитию коммуникативных универсальных учебных действий, повышается качество образования, происходит раскрепощение учащихся. А это и является одним из главных критериев обучения.

Значимость формирования коммуникативных УУД

Используя данные упражнения в системе, формируются у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия. Качественно повышается уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие все дети класса. Ученики с желанием работают на уроке в группе и индивидуально, формулируют свои мысли, не боятся выступать публично, корректно оценивают выступления одноклассников. Благодаря развитию коммуникативных универсальных учебных действий, повышается качество образования, происходит раскрепощение учащихся. А это и является одним из главных критериев обучения.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!