Эссе на тему «Формирование критического мышления».
Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению.
Джон Дьюи.
Технология развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у обучающихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.
Цель данной технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
Технология развития критического мышления позволяет решать задачи:
повышение качества образовательного процесса;
повышение учебной мотивации;
повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
формирование информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
повышение социальной компетентности.
В основе технологии развития критического мышления лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
I. Стадия вызова. Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности. На стадии вызова целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы работы.
II. Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации; соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно; последующая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, чтобы с помощью ряда методических приемов помочь ученикам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.
III. Стадия рефлексии. Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пятен» (отсутствие информации по каким-либо вопросам), формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле («стадия нового вызова»); анализ всего процесса изучения материала.
Применение технологии развития критического мышления на уроках:
способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
заставляет учеников задумываться.
На каждом из этапов используются свои методические приёмы. Их достаточно много: «Корзина идей, понятий, имён...», «Идеал», «Фишбон», «Зигзаг», «Бортовой журнал», «Инсерт», «Мозговая атака», «Выходная карта», «Групповая дискуссия», «Вопросы Блума», «Составление кластера», «Двойной дневник», «Ключевые термины», «Пометки на полях», «Чтение с остановками», «Совместный поиск», «Продвинутая лекция», «Взаимоопрос», «Перекрёстная дискуссия», «Составление таблицы ЗХУ», «Синквейн», «Эссе», «Лекция с остановками», «Концептуальная таблица», «Перепутанные логический цепочки» и др.
Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках в начальных классах.
«Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
Посередине классной доски написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Например, при изучении темы «Искусство России XIX века» (окружающий мир, 4 класс, учебник Н.Ф.Виноградовой) в начале урока был составлен кластер [«Золотой век» русской культуры]. В ходе обсуждения учащиеся самостоятельно выделили главные термины: литература, музыка, архитектура, живопись. Затем добавили имена поэтов, писателей, композиторов, художников. Стрелками указали названия известных произведений, картин, памятников. В общей работе самостоятельно раскрыли тему данного урока.
«Мозговая атака»
Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.
2 этап. Обмен информацией.
Рекомендации:
– лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;
– при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
– оперативная запись высказанных предположений.
Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы. Использовался этот приём на уроке окружающего мира при изучении темы: «Человек – защитник своего Отечества. Почему люди воюют». Дети очень активно обсуждали данную проблему, сами раскрыли главные причины возникновения войн. Урок очень понравился и мне, и детям.
«Синквейн»
Происходит от французского « cing» – пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание или домашнее задание творческого характера. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Синквейны могут быть очень полезны в качестве:
инструмента для синтезирования сложной информации;
способа оценки понятийного багажа учащихся;
средства развития творческой выразительности.
Приведу примеры синквейнов, написанных учащимися:
Весна ранняя, тёплая наступила, пришла, началась «Весна идёт, весне дорогу» «…Утро года» | Перемена шумная, весёлая пролетела, закончилась, пронеслась Любимое время нашего класса Ура! |
Использую приём «Написание эссе», суть которого можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 15 минут.
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы»: Кто…? Что…? Когда…? Было ли…? Верно…? Согласны ли вы…?
«Толстые вопросы»: Почему вы думаете…? Почему вы считаете? Дайте объяснение, почему…? В чем разница…?
Конечно это не весь перечень используемых приёмов технологии развития критического мышления, т.к. в младшем школьном возрасте учащиеся не обладают достаточным багажом знаний для собственных утверждений, главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику активно участвовать в учебном процессе, развивать уверенность в себе, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии развития критического мышления даёт возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся. При этом технология развития критического мышления – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально, позволяет определить сферу комфортности для каждого участника образовательного процесса.
Макеева Ирина Павловна, учитель начальных классов
МБОУ Мучкапской СОШ