СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание технологии формирования критического мышления. Приведены примеры применения данной технологии на уроках в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование критического мышления»

Эссе на тему «Формирование критического мышления».


Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход  из сложившейся ситуации, ученик действительно думает.  Фокусирование на проблемах стимулирует  природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению.

 Джон Дьюи.

Технология развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у обучающихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

Цель данной технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактив­ного включения учащихся в образовательный процесс

   Технология развития критического мышления позволяет решать задачи:

  • повышение качества образовательного процесса;

  • повышение учебной мотивации;

  • повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;

  • формирование информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;

  • повышение социальной компетентности.

 В основе технологии развития критического мышления лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

I. Стадия вызова. Первый этап работы направ­лен на актуализацию и обобщение имеющихся зна­ний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мо­тивировать школьников к активной учебной деятельности. На стадии вызова целесообразно соче­тать индивидуальную и групповую формы работы.

II. Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мо­тивации школьника на активное получение новой информации; соотнесение полученной информа­ции с тем, что школьнику уже известно; последу­ющая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, чтобы с помо­щью ряда методических приемов помочь учени­кам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.

III. Стадия рефлексии. Орга­низация работы школьников на третьем этапе на­правлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пя­тен» (отсутствие информации по каким-либо воп­росам), формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в инфор­мационном поле («стадия нового вызова»); анализ всего процесса изучения материала.

Применение технологии развития критического мышления на уроках:

  • способствует активизации мышления, повышает мотивацию;

  • способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;

  • учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

  • способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

  • заставляет учеников задумываться.

На каждом из этапов используются свои методические приёмы. Их достаточно много: «Корзина идей, понятий, имён...», «Идеал», «Фишбон», «Зигзаг», «Бортовой журнал», «Инсерт», «Мозговая атака», «Выходная карта», «Групповая дискуссия», «Вопросы Блума», «Составление кластера», «Двойной дневник», «Ключевые термины», «Пометки на по­лях», «Чтение с остановками», «Совместный поиск», «Продвинутая лекция», «Взаимоопрос», «Перекрёстная дискуссия», «Составление таблицы ЗХУ», «Синквейн», «Эссе», «Лекция с остановками», «Кон­цептуальная таблица», «Перепутанные логический цепочки» и др.

Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках в начальных классах.

«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине классной доски написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).

  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

  • продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

  • постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Например, при изучении темы «Искусство России XIX века» (окружающий мир, 4 класс, учебник Н.Ф.Виноградовой) в начале урока был составлен кластер [«Золотой век» русской культуры]. В ходе обсуждения учащиеся самостоятельно выделили главные термины: литература, музыка, архитектура, живопись. Затем добавили имена поэтов, писателей, композиторов, художников. Стрелками указали названия известных произведений, картин, памятников. В общей работе самостоятельно раскрыли тему данного урока.

«Мозговая атака»

Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.

2 этап. Обмен информацией.

Рекомендации:

– лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;

– при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

– оперативная запись высказанных предположений.

Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы. Использовался этот приём на уроке окружающего мира при изучении темы: «Человек – защитник своего Отечества. Почему люди воюют». Дети очень активно обсуждали данную проблему, сами раскрыли главные причины возникновения войн. Урок очень понравился и мне, и детям.

 «Синквейн»

Происходит от французского « cing» – пять.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания синквейна:

1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным

2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание или домашнее задание творческого характера. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Синквейны могут быть очень полезны в качестве:

  • инструмента для синтезирования сложной информации;

  • способа оценки понятийного багажа учащихся;

  • средства развития творческой выразительности.

Приведу примеры синквейнов, написанных учащимися:

Весна

ранняя, тёплая

наступила, пришла, началась

«Весна идёт, весне дорогу»

«…Утро года»

Перемена

шумная, весёлая

пролетела, закончилась, пронеслась

Любимое время нашего класса

Ура!

Использую приём «Написание эссе», суть которого можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 15 минут.

«Техника постановки вопросов»

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие вопросы»: Кто…? Что…? Когда…? Было ли…? Верно…? Согласны ли вы…?

«Толстые вопросы»: Почему вы думаете…? Почему вы считаете? Дайте объяснение, почему…? В чем разница…?

Конечно это не весь перечень используемых приёмов технологии развития критического мышления, т.к. в младшем школьном возрасте учащиеся не обладают достаточным багажом знаний для собственных утверждений, главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику активно участвовать в учебном процессе, развивать уверенность в себе, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии развития критического мышления даёт возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся. При этом технология развития критического мышления – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально, позволяет определить сферу комфортности для каждого участника образовательного процесса.

Макеева Ирина Павловна, учитель начальных классов

МБОУ Мучкапской СОШ