СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование музыкальных способностей у учащихся начальной школы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс способностей формируется в каждом виде музыкальной деятельности, поскольку музыка едина и включает в себя все структурные элементы, отражением которых и являются способности. Становление мелодического слуха происходит главным образом в пении; формирование чувства ритма – в движениях под музыку. Задания, которые развивают музыкальные способности – это слушание музыки. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование музыкальных способностей у учащихся начальной школы»

Формирование музыкальных способностей у учащихся на начальном этапе

Педагогическое воздействие основывается на слушании музыки, пении, движении под музыку, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактической игре, игре-драматизации. Все занятия рекомендуется проводить в увлекательной форме детского музицирования, они должны вызывать у детей живой эмоциональный отклик. Комплекс способностей формируется в каждом виде музыкальной деятельности, поскольку музыка едина и включает в себя все структурные элементы, отражением которых и являются способности. Однако некоторые виды музыкальной деятельности имеют преимущества в отношении развития той или иной способности. Так, становление мелодического слуха происходит главным образом в пении; формирование чувства ритма – в движениях под музыку; репродуктивного компонента музыкального мышления – путем слушания и анализа исполняемых произведений и тому подобное. Задания, которые развивают музыкальные способности – это слушание музыки. В течение 4 лет дети знакомятся с художественными музыкальными произведениями русской и зарубежной классики. Музыкальный материал должен быть доступен для детей. Слушание музыки – активный процесс музыкального восприятия мышления. Очень интересно отметить последовательность этапов работы над музыкальным произведением.

1) «Вступление»– короткое вводное слово;

2) «Экспозиция» – слушание произведения;

3) «Разработка» – его анализ, разбор;

4) «Реприза» – повторное слушание музыки на новом сознательном и эмоциональном уровне;

5) «Кода» – повторение, закрепление музыки в памяти

Задачи, которые ставятся перед детьми: определить общее настроение, характер музыки; вычленить средства музыкальной выразительности; представить, о чем «рассказывает» музыка. В процессе слушания и анализа музыки у детей в большей мере, чем в других видах музыкальной деятельности, формируется репродуктивный компонент музыкального мышления и узнающая музыкальная память. В пении проходит становление мелодического слуха в единстве двух его компонентов: перцептивного (ладовое чувство) и репродуктивного (певческий голос). Для того чтобы дети пели эмоционально и выразительно привлекаются необходимые традиционные приемы: предварительная беседа о содержании песни, характере её исполнения, объяснение новых непонятных слова. Специальное внимание чистоте интонирования и певческому дыханию. Движения под музыку занимают также очень большое место, поскольку отражение разнообразных жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального движения – один из наиболее адекватных школьному возрасту видов музыкальной деятельности. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, но главным образом эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальное мышление. Музыкальная игра представлена на занятиях очень разнообразно: как игра с пением, движением, подвижная игра, игра-этюд, игра-упражнение, дидактическая и развернутая игра-драматизация. У младших школьников игра проходит как игра с движением и пением. У более старших инсценировка песен.

Немало важную роль играет работа с одаренными детьми. Отбор детей в вокальную группу производится по желанию детей и по просьбам родителей. Ситуация проверки вокальных данных и музыкального слуха – обычная обстановка. Необходимо учитывать, не скован ли ученик, не стесняется ли он петь, двигаться, стремится ли преодолеть трудности. Задачи вокальной группы:

1. Формирование устойчивого интереса к пению

2. Обучение выразительному пению

3. Обучение певческим навыкам

4. Развитие слуха и голоса детей

5. Формирование голосового аппарата

6. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей

Проводя индивидуальную работу, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, одному нужно тянуть звуки, петь повыше (дотягиваться). Другим – как придать правильное положение губам, рту. Третьим - петь погромче, посмелее или наоборот, мягче и тише. Исходя из итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ученику. Занятия с вокальной группой в нашей школе проводятся с периодичностью, два раза в неделю. Кроме того, учитывая то, что дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве – с каждым учащимся, который записан в вокальную группу занятия ведутся индивидуально. Для этого, используя богатый опыт в области музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, Т. М.Орловой, В. Емельянова, Д. Огородного, а также передовой педагогический опыт, взятый из журналов “Музыка в школе”, в работе с детьми можно применять:

1. Специальные упражнения для развития всех трёх компонент музыкальности по Б.М. Теплову.

- упражнения на развитие ладового чувства - упражнения на развитие музыкально слуховых представлений - упражнения на развитие чувства ритма

2. Музыкотерапевтические распевки на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания.

3. Систему работы, построенную на интегрировании разных видов искусств: - упражнения для развития музыкальных способностей с использованием ИЗО, (рисование под музыку); - музыкально-хореографические упражнения для развития чувства ритма эмоциональной отзывчивости на музыку; - художественное слово;

В план непременно включать простейшее определение характера музыки, устойчивость или неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Упражнения на умение удерживать интонацию. Всегда указывать детям на неправильное, нечистое пение, неправильное или неясное, произношение согласных. Обязательно отмечать положительные стороны их работы. При пении упражнений или песен большое внимание уделять процессу певческого дыхания, напоминать, где его нужно брать, тем самым регулировать процесс дыхания и управлять им. Это приучает слух и голос ученика к отчётливости в интонации. Так, как слуховая координация, певческий голос и музыкальные способности взаимосвязаны, на занятиях в вокальной группе большое внимание уделяется постановке певческого голоса. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала и никогда не показывать на открытых мероприятиях не достаточно вокально отработанные музыкальные произведения. Постепенно, в процессе работы, надо стараться добиваться:

- пения естественным звуком без напряжения;

- чистого интонирования в удобном диапазоне;

- пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;

- слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;

- слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

- самостоятельно попадать в тонику;

- эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;

- чувствовать и соблюдать в пении метроритм.

Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретали вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять.

Подбор репертуара:

1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.

2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике.

3. Использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в школьной аудитории песни.

4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж” учащихся, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности.

5. Использовать народные песни, произведения фольклора, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей.

6. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности учащихся, их интересы.

7. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

Выбрав песню, использовать методы и приёмы, создающие желание исполнять её, при этом перед показом песни, тщательно выучить её, усвоив мелодию и текст. Продумать все динамические оттенки (где быстрее, где заменить темп, динамику, какие фразы и слова выделить, где брать дыхание), а так же тщательно выучить аккомпанемент. Для того чтобы детям песня непременно понравилась, необходим яркий художественный показ. Можно прослушать песню в исполнении хора в аудиозаписи или на музыкальном диске. Перед разучиванием сначала выявить наиболее трудные места в мелодии, отрабатывать их отдельно. Выявить и отработать незнакомые и труднопроизносимые слова. Обратить внимание на чистое интонирование, выравнивание унисона, естественное звучание, без форсирования звука, артикуляцию и эмоциональное исполнение. При разучивании песен всегда придерживаться плана.

Беседа

Знакомство с песней, название, авторы музыки и текста Обсуждение характера и содержания песни. Остановка на непонятных местах. Если есть трудные мелодические обороты, ритмический рисунок, пауза, пунктирный ритм, пропеть отдельно. Для этого сыграть 1, 2 раза трудную часть. Затем дети повторяют вместе с учителем, затем одни (можно без музыкального сопровождения). На начальном этапе несколько утрировать желаемое качество пения. В процессе разучивания дети запоминают. Дать указание на исправление ошибок. Пропеть по несколько человек или отдельно девочек, мальчиков.

Пропевание мелодии на определённый слог (без слов) или с закрытым ртом. Работа над дикцией, паузами, динамическими оттенками. Выразительное исполнение песни со всеми музыкальными штрихами. Особое внимание в певческой работе уделять выстраиванию унисона при исполнении мелодии на одном звуке, а так же на формировании гласных звуков. Главный принцип разучивания – предупреждение ошибок. Лучше лишний раз правильно показать произведение детям, предложить его пропеть несколько раз, в том числе и “про себя”, вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудные слоги, но не допускать неверного пения.

Необходимо выбирать такое произведение, которое не надоело бы детям, не вызвало бы у них перенасыщения. Вновь вернуться к уже отработанному произведению и исполнять его на концертах. Те песни, на которые затрачено больше времени, сил, внимания и энергии, становятся для учащихся ближе и любимее.

Важно так же на занятиях вокальной группы как удобнее посадить их, с учётом индивидуальных особенностей детей. Это необходимо для развития чистоты интонирования. Во втором ряду у нас сидят чисто поющие дети, показавшие высокие и средние показатели развития певческих навыков, а на первом – детей, которым ещё трудно самостоятельно чисто интонировать мелодию.

В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание уделяется распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха дыхания. Учитывая, что дети младшего школьного возраста ещё любят игровые моменты, подбирать упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения

Так, как Баба Яга является любимым персонажем всех детей, вызывает у детей яркие эмоции, можно использовать с младшими школьниками импровизацию с зеркалом. На ученика надевается парик Бабы Яги, и он придумывает мелодию на слова: “На красавицу Ягу, наглядеться не могу” У каждого ученика слаживается свой образ сказочного персонажа. У одних детей она получается злая, у других – смешная, у третьих – добрая и весёлая. У каждого своя, неповторимая. Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью можно предложить детям упражнение “Испорченный телевизор”, которое целесообразно проводить со всей группой одновременно. Перед выполнением упражнения, настраивая учащихся на выразительное пение, предложить детям представить. Что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки и т. д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова. При исполнении аналогичной игры “Иностранец”, дети при пении изображают приехавшего в гости иностранца, который должен понять, о чём поют дети по настроению и эмоциям на лицах детей. Если песня весёлая, то глаза детей должны блестеть радостью, а если грустные, брови опущены и сдвинуты, на лице видна грусть. Упражнение “Через стекло” имеет цель спеть так, чтобы через стекло, по губам были понятны не только слова, и характер песни. Развитию эмоциональности, песенного творчества, умения чисто интонировать мелодию, чувствовать тонику, помогает упражнение “Паук и мухи” На паркете в восемь пар мухи танцевали Увидали паука, в обморок упали!

В ходе задания дети учатся умению удерживать интонацию на одном звуке. Кроме того петь выразительно, передавая характер песенки. Для развития чувства ритма младших школьников, тоже есть интересные игровые упражнения, нацеленные на развитие этого компонента музыкальных способностей. Дети с интересом играют в игру “Повтори ритм”. Один ребенок выполняет хлопками, притопами или на музыкальном инструменте (допустим, бубен), ритм, все остальные повторяют. В игре “Ритмический кубик” можно разделить детей на подгруппы. На сторонах кубика графически изображены различные комбинации ритмических рисунков. Дети, по очереди бросают кубик и отбивают соответствующий ритм. Для более точного воспроизведения ритма при разучивании песни используем игру в дирижёра. Кто-то из детей, “волшебной палочкой” подсказывает ритм при исполнении мелодии.

Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Специальные распевки по музыкотерапии В. Н Петрушина повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. Эти упражнения на формулу повышения самооценки помогают неуверенным и стеснительным детям…

Тренировать дыхание можно тоже с помощью интересный упражнений, которые учат правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.

Шарики” Вот как шарик надувает, а рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул, выдуваем, наши мышцы расслабляем (выдох).

Дети должны представить себе большой воздушный шар и попробовать его надуть. Что сначала нужно делать? Как правильно дуть, покажите? Звучит тихая музыка. На крещендо дети “надувают шарик”, короткими вдохами и выдохами, пока не лопнет. Сильная доля – вдох, слабая – выдох, чем громче музыка, тем больше шарик. Сначала вдохи короткие, так, как шарик маленький, затем длинные. Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы.



© 2016, 817 4