СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков самоконтроля и самооценки в условиях введения ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время. В документе описаны разные виды оценивания и самооценивания в 1 классе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков самоконтроля и самооценки в условиях введения ФГОС»

Формирование навыков самоконтроля и самооценки

в условиях введения ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Следует учить учащихся самооценке и самоконтролю, начиная с 1 класса. В своей работе я использую приём формирования навыков самоконтроля и самооценки – это «Оценка цветом» в карте самооценивания.

Приведу пример из своей практики, урок литературного чтения по теме «Звук и буква Д». На этот урок я составила (показ образца) карту самооценивания. На которой выполняются детьми пошаговые задания на новую тему. Каждое задание работает на формирование УУД. Этап открытия нового знания начинаю с игры «Закончи предложение» и т. д.


Такого же цвета кружки использовались для самооценивания письменной работы в тетрадях, прописях.

Начиная со 2-го класса, постепенно вместо  знаков  я   ввожу баллы, которые также проставляются учащимися в карте оценивания.

Например,  на  уроке  русского  языка   по   теме «Состав слова» учащиеся  работали  на  протяжении   всего  урока  со  следующей таблицей:

Учебные задания урока

Количество баллов

1.

Запись словосочетаний по памяти (за каждое правильное словосочетание 1 балл).

 

2.

Грамотность выполнения задания №1 (за каждое слово, написанное без ошибки 1 балл).

 

3.

Алгоритм разбора слова по составу (все верно- 2 балла, есть неточности – 0 баллов).

 

4.

Составление слов из морфем  (за каждое правильно составленное слово 1 балл)

 

5.

Тест (за каждое задание теста, выполненное верно - 1 балл)

 

 

Всего баллов: 

 

После выполнения задания, дети проверяли по эталону, считали кол-во баллов, суммировали и по результату получали оценку своей работе.

С  обратной стороны листа оценивания:

Оцени свою работу на уроке: 

1) 23-22 балла - отличный результат. Спасибо за работу!

2) 21-18 баллов – хорошие знания по теме. Подумай, над чем ещё надо поработать. Спасибо за работу!

3) 17-14 баллов – получилось  не  всё. Подумай, как исправить свои ошибки. Повтори правила по теме. Выполни тренировочные упражнения из  учебника.  
4) Менее 14 баллов – не огорчайся. Отрицательный результат, тоже результат. Задумайся, с чем связаны твои ошибки, что ты можешь сделать, чтобы их исправить. Помни: « Терпенье и труд всё перетрут».  

Оценивание подразделяется на три вида – диагностическое, формативное и суммативное (итоговое) оценивание

Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

При формативном оценивании проведение аналитической работы не самоцель, а обязательный этап для предоставления обоснованной обратной связи учащимся и внесения коррективов в деятельность учителя и учащихся с целью улучшения процесса обучения.

Например, при написании диктанта, учитель не выделяет ошибки, а на полях обозначает строчку, на которой допущена ошибка. После чего ребёнок находит и исправляет допущенные ошибки и приносит на повторную проверку.

Ещё одной из форм оценивания является «Шкала результативности». Ребёнку даётся задание. После выполнения учитель отметку не выставляет, а показывает на шкале уровень выполнения ребёнком задания.




Важно  научить  ребёнка сравнивать  свои  результаты. Например, вчера я затруднялся, а сегодня могу или умею. Для этого мы применяем такие таблицы.

Лист индивидуальных достижений ______________________________

по русскому языку 3 класс


Дата ___________

Дата ___________

Дата ___________

Критерий

Самооценка

Оценка учителя

Самооценка

Оценка учителя

Самооценка

Оценка учителя

Перенос слов

-


?


+


Проверяемые безударные гласные в корнях слов







Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов







Непроизносимые согласные







Разделительные твердый и мягкий знаки







По этой таблице виден инд. прогресс ребёнка по определённым критериям.

Итоговым оцениванием является так называемое суммативное оценивание, которое предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.

Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.

Существующая практика суммативного оценивания предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. При разработке контрольно-проверочных заданий вопросы составляются с учётом выявления уровня сформированности определённых УУД.

  1. Все карты самооценивания и листы достижений собираются в отдельный файл для каждого ребёнка в ПОРТФОЛИО, которое является основной формой накопительной системы оценки.