«Формирование навыков устной речи на уроках английского языка»
Котова Виктория Викторовна, учитель английского языка МОУ «СОШ№55» города Саратова.
В данной статье рассматриваются различные методы работы, направленные на формирование навыков устной речи на уроках английского языка.
В наши дни речевое общение на иностранном языке является неотъемлемой частью и потребностью современной жизни. Таким образом, обучение говорению является первоочередной задачей на уроках иностранного языка. Для их формирования необходимо использовать специальные интерактивные упражнения и задания, направленные на диалогическое общение и формирование монологических навыков и умений.
Существуют различные виды взаимодействия в устной речи: передача информации от одного участника к другому, комбинирование информации, известной разным участникам, сотрудничество учащихся в выработке единой цели. В практической работе можно использовать задания, содержащие «отсутствие информации» ( information gap). Эти упражнения могут иметь различные виды: picture gap ( с помощью вопросов найти разницу), text gap (восстановить пропущенную информацию в тексте), knowledge gap ( восстановить информацию, которая есть у другого учащегося). Использование интерактивных методов на уроке зависит от цели занятия и уровня подготовленности учеников.
Предлагаю рассмотреть некоторые методы интерактивного взаимодействия которые необходимо применять на уроках иностранного языка для формирования навыков устной речи.
«ПОПС – формула» (позиция – обоснование – пример – следствие). Этот прием помогает развивать у учащихся способность формулировать свои мысли, а также представлять свое мнение в краткой форме. При использовании данного метода учителю необходимо мотивировать учащихся на вовлечение в общение всех учащихся даже слабоуспевающих и стеснительных, акцентировать внимание учащихся на использование в своей речи различных лексических клише для выражения своего мнения: «I believe, I strongly believe, I consider, etc». В процессе работы в малых группах, учащиеся выслушивают различные точки зрения на представленную проблему, учатся отстаивать свое мнение, находить и приводить аргументы в пользу своего взгляда на проблему. Для выражения противоположной точки зрения учащиеся следует использовать лексические клише, типа «I see your point of view, but..., I can’t fully agree with you here, I strongly disagree with you, I think you are absolutely wrong».
«Метод кейсов» (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case -study, метод конкретных ситуаций) — описание реальных ситуаций. Обучающимся необходимо проанализировать ситуацию, понять суть проблемы, предложить возможные варианты ее решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.
Кейс-метод или кейс – технологии (обучение на примере конкретных случаев) – традиционно применяется в обучении устной речи. Суть данного способа обучения состоит в том, что ученики погружаются в конкретные жизненные ситуации. Условные ситуации помогают лучше моделировать реальные ситуации общения, охватывать различные типы речевого поведения, способствовать обогащению социального опыта учащихся за счёт расширения проигрываемых ролей. Условную ситуацию можно создать с помощью речевой установки.
Рассмотрим кейс – метод по теме «A birthday party in an average family». Задания для учащихся могут быть следующими:
1) decide on the menu for a party;
2) discuss the shopping list for food you need to buy for the menu (what you need, how much and where you can buy it);
3)cook a special dish for this special occasion in your family (your own choice of the dish). Give the ingredients and explain how to cook it.
«Аквариум» - форма диалога, когда учащимся предлагают обсудить проблему. Выбираются учащиеся, которые будут вести диалог по заданной теме. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название – аквариум. Этот прием дает учащимся возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее.
«Аквариум» - это мини - спектакль, в котором зрители являются наблюдателями, экспертами, критиками и аналитиками. Несколько учеников разыгрывают ситуацию, а остальные наблюдают и анализируют. Данный метод может применяться в изучении таких тем как: «эмоции», «черты характера». Учитель предлагает «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор в магазине, в кинотеатре и т.п. . Задача учеников, представляющих ситуацию( разыгрывающих диалог) – передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей – заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались. Эмоциональные роли предлагает сам учитель, естественно, втайне от зрителей, например: «вы оптимист, на все реагируете с улыбкой.
«Метод проектов» является неотъемлемой частью образовательного процесса, вместе с тем позволяет вовлечь учащихся в познавательный процесс и создать на уроке творческую атмосферу. Главная цель проекта заключается в том, чтобы переключить учащихся с различного вида упражнений на активную речевую деятельность учащихся, которая требует овладение и применение определенных языковых средств. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб.
При формировании групп, работающих над проектом, учителю необходимо учитывать психологическую составляющую группы, распределить учащихся по степени их обученности, взять на себя роль координатора, чтобы организовать работу в группе. Каждый участник проекта получает самостоятельный участок работы в проекте.
Работая над проектными заданиями, учащиеся развивают умение творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
Учащиеся знакомятся с проектным заданием в самом начале изучения темы, тогда вся работа в цикле будет проходить осознанно и нацелена на реализацию проекта и конечный продукт. Итогом работы над темой проекта может стать рекламный плакат, буклет, афиша и т.п. которые отражают самое существенное в содержании темы.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки обучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Интерактивные методы обучения, применяемые на уроках иностранного языка, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышению мотивации к изучению иностранного языка, и соответственно, повышению качества обучения.