«Научиться жить как Люди»
Макаревская Нина Юрьевна, преподаватель истории и обществознания
![]()
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на Земле, как Люди
Б.Шоу.
Научиться жить, как люди… Что мы под этим подразумеваем? Жить в мире и согласии, любить свою Родину, уважать духовные традиции многонациональной России, иметь ценностные ориентиры, которые определяют базовые национальные ценности, заложенные в «Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
История это такой предмет, который участвует в процессе формирования нравственных ценностей.
Его средствами решаются следующие задачи:
формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;
привитие студентам понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
формирование собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.
Что изучает наука история? Прошлое человечества. А кто творит это прошлое? Люди. Легитимные правители и самозванцы, герои и предатели, друзья и враги. Именно люди совершали войны и революции, проводили крупномасштабные реформы, изменяли жизнь и мир своим культурным вкладом, своими меняющимися со временем мыслями.
И все это огромнейший человеческий опыт, это целый пласт материала, который можно и нужно использовать, прежде всего, для воспитания нравственности у молодежи. Когда мы со студентами изучаем роль конкретных выдающихся личностей в истории, мы обязательно анализируем и оцениваем их деятельность. И моя задача – сделать так чтобы студенты не превращались в судей, а именно оценивали. Ведь в истории достаточно и хороших и плохих примеров.
Например, приступая к изучению деятельности выдающихся российских правителей Ивана Грозного и Петра I, я всегда интересуюсь у студентов, что они знают об этих двух царях, какие ассоциации они у них вызывают. И студенты обычно говорят о том, что Грозный был тираном, убил своего сына, вверг страну в пучину Смуты в результате затяжной Ливонской войны и опричнины. Петр же вызывает только положительные эмоции – привез картошку, построид Балтийский флот и Санкт-Петербург, провел крупномасштабные реформы, изменившие облик России.
А на поверку получается все совсем наоборот. Сына убил не Грозный, а Петр. В годы правления Грозного приговорено сравнительно небольшое количество людей, его правление было сравнительно мягким для того времени. Битву при Молодях можно рассматривать как аналог Куликовской битвы – Иван IV сохранил независимость Московской Руси. Иван IV удвоил территорию России. Был одним из образованнейших людей своей эпохи и слыл даже в просвещённой Европе человеком выдающегося ума и эрудиции. Есть данные, что за период царствования Ивана Грозного количество населения на Руси увеличилось почти на треть человек благодаря тому, что он развивал крестьянские и мещанские общины.
Петр тоже вел затяжную Северную войну, используя все ресурсы России, реформируя Россию, полностью закрепостил крестьян, вытянул все соки из податных сословий, Санкт-Петербург построен на костях строивших его людей. Да Петр был настоящим тираном своего времени! За время царствования Петра Великого население сократилось примерно на четверть. Глумился над православной верой и исконно русскими традициями, создав Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор, подрывая основы православия.. И самое важное – именно с эпохи Петра в результате денационализации высших сословий в России начинается формирование будущей революционно настроенной прослойки общества.
Так, изучая новые исторические данные, студенты переоценивают свое отношение к деятелям истории. Студенты на таких примерах научаются видеть в правителях, прежде всего людей, у которых тоже есть слабости, которые тоже могут ошибаться, они становятся для них «живыми». Они ставят себя на их место и начинают думать, как бы поступили сами, и уже исходя из этого, формируют свою оценку. Так формируется их нравственность.
В то же время нельзя не говорить о преобразованиях Петра в области культуры русского народа. Этому был посвящен урок по теме «Культурная революция Петра I». Главный акцент на этом уроке делается именно на формирование нравственности студентов. В начале урока я делаю акцент на том, что история – это кладовая человеческих поступков и ценностей, покопавшись в которых много извлечь много полезного для себя.
Урок начинается с инсценировки «Не хочу учиться, хочу жениться!». Данный педагогический прием является одним из вариантов исторической реконструкции и позволяет обучающимся «перенестись» в изучаемую эпоху, проникнуться ее духом и глубже понять происходящее. И это важно для объективности оценивания результатов деятельности правителей, происходивших событий. Инсценировка не просто просматривается, но обсуждается век, к которому относятся участники сценки, о чем она. Обучающиеся высказывают предположения о том, что это начало 18 века, речь идет о том, что сначала нужно выучиться, а потом уже жениться. С помощью наводящих вопросов студенты приходят к тому, что учеба – это часть культуры (самостоятельно формулируют тему урока – Культурная революция Петра I), культура – это в том числе духовные ценности, а они в свою очередь составляющие нравственности. Знакомятся с понятием «нравственность». Затем обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока по предложенному алгоритму. Данный прием позволяет не только развивать навыки критического мышления, но и позволяет «наложить» новый учебный материал на свою жизнь, сделать его нужным для себя, «своим», понять для чего данный урок пригодится в жизни. И в данном случае студенты осознают возможность применения полученных знаний для корректировки поведения, повышения уровня своей нравственной культуры.
Далее обучающимся дается две точки зрения на реформы Петра: западников и славянофилов, и ставится проблемный вопрос: культурные преобразования Петра - революция или наоборот Россия свернула с исконно русского пути? Метод проблемного обучения обеспечивает высокую мотивацию обучающихся, требует проявления самостоятельности и оригинальности, не репродуктивного восприятия прошлого и настоящего, а выработку личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление. Для того чтобы ответить на этот вопрос студентам предлагается исследовать информационные источники: копии указов царя, выдержки из «Юности честного зерцала, или Показания к житейскому обхождению, собранного от разных авторов», дополнительную информацию. Основной задачей организации исследовательской деятельности является формирование умений и навыков, необходимых для критического осмысления исторического материала. Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет студентам высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.
Студенты работают в группах. Групповая работа позволяет развивать терпимость друг к другу, воспитывать взаимоуважение, умение работать в команде, что также способствует формированию нравственного поведения.
Подводя итоги по каждому из этих направлений, обучающиеся заполняют кластер и выносят для себя следующие уроки нравственности:
1. Учиться и еще раз учиться для того, чтобы стать профессионалами своего дела, приносить пользу нашему государству, прославлять его своими успехами.
2. Быть гуманными, толерантными, милосердными, а также вежливыми, красивыми и ухоженными. Запоминают и записывают золотое правило нравственности: «Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
3. Не сплетничать и не подслушивать. Быть скромными, смиренными, трудолюбивыми, самостоятельными, чтить своих родителей.
Далее в ходе дискуссии студенты ищут ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос. Форма групповой дискуссии не только способствует развитию умения общаться, становлению самостоятельности мышления, но и воспитывает уважительное отношение к оппоненту, способствуя тем самым формированию нравственности. В итоге дискуссии Петру I дается положительная оценка. Студенты приходят к выводу, что Петр I был одним из важнейших деятелей в истории России. Именно благодаря ему, история России разделится на допетровский и послепетровский периоды, а преображенная Россия уже никогда не вернется обратно.
Заканчивается урок наказом Петра студентам: «Не забывайте, что мастера мне нужны, а токмо дальше нужно продолжать учиться и не лениться, раньше времени не жениться».
Таким образом, на уроках истории непременно нужно говорить и о хорошем историческом опыте и о плохом, учиться у предков и делать выводы, полезные для современной жизни. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. В этом и есть суть фразы «научиться жить как Люди».
Напоследок, хочется добавить немаловажный аспект: начинать нужно с самих себя. У обучающихся есть определённые ожидания относительно педагога. Для них крайне важны его нравственные качества. Ещё Я.А. Коменский утверждал, что учителем может быть высоконравственный, образованный, деятельный человек. А М.В. Ломоносов говорил, что учить нужно не только словом, но и поступками, добрым примером. И своим добрым примером мы учим наших студентов каждую минуту. Одна из главных задач педагога - воспитать в молодых гражданах человечность и доброту, «научить их жить, как люди».
Спасибо за внимание!
Использованная литература:
1. ДанилюкА.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.
2. http://legitimist.ru/lib/philosophy/i_ilin_tri_rechi_o_rossii.pdf - И.А. Ильин. О России. Три речи.
3. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М., 2009.
4. Аксиологические основы духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС. Сост.: Шешерина Г.А., Аверина И.В., Дерябина Ю.Г., Рыбина Н.Я. – Тамбов, 2013.