Просмотр содержимого документа
«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Учитель начальных классов
Ионец Елена Николаевна
« В начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ФГОС
умение видеть проблемы
спокойно принимать их
и самостоятельно решать
Цель: создание условий для формирования у обучающихся базовых навыков, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования
самоорганизации
самообразования
самоопределения
самовоспитания
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы).
Овладение универсальными учебными действиями дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Актуальность темы
К окончанию начальной школы обучающиеся:
- 40% - хорошо определяют цель
- 41% - умеют планировать
- 88% - успешны в целесообразном выполнении
- 64% - умеют контролировать ход
- 54% - оценивать результаты
умение определять цель учебного задания
умение планировать учебное задание
умение целесообразно выполнять учебное задание
умение контролировать ход и результаты учебного задания
- Этап подражания (алгоритм)
- Этап частичной самоорганизации (памятка)
- Этап более полной самоорганизации
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.
Познавательная самостоятельность
- Умение самостоятельно мыслить
- Способность ориентироваться в новой ситуации
- Стремление найти свой подход к новой задаче
- Способность высказывать свою точку зрения
- Развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности.
- Научить самостоятельно овладевать знаниями и применять их в практической деятельности.
- Формировать мировоззрение.
- « Какую задачу ты будешь решать?»
- «Как ты будешь действовать?»
- «В какой последовательности будешь выполнять действия?»
- «Для чего полезно выполнять задачу?»
- Определяет задачу
- Обучает рациональным приемам умственного труда
- Инструктирует перед выполнением задания
- Наблюдает за ходом работы
- Своевременно оказывает помощь в преодолении трудностей и ошибок
- Анализирует и оценивает результаты
Самостоятельное чтение учебника или других источников, нахождение ответов на вопросы учителя.
Наглядное оформление
изучаемого в виде плана, примеров, таблиц, схем.
Наблюдение и опыты
над материалом в соответствии с определенным заданием.
Упражнения в подведении фактов языка
под изучаемые понятия и правила.
Составление программы действий
по применению правила.
Рецензирование устного или письменного ответа товарища
Изложение материала в соответствии с различными вариантами заданий (развернутое, сжатое, выборочное);
- Выбор заданий из поисковых и творческих задач
- Самопроверка, анализ собственных действий
- Развивать веру в успех.
- Считать ошибки нормальным и нужным явлением.
- Обращать внимание на прошлые успехи.
- Сделать процесс обучения ощутимым.
- Признавать и видеть достижения каждого.
- Учить детей управлять собственной деятельностью.
Проектная деятельность
Применяю приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.
Информационно- коммуникативные технологии
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.