Формирование положительной
мотивации к обучению.
Мотивация ученика - основное условие успешного обучения
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ,
ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
В. А. Сухомлинский
"НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ!!!"
Чем же можно
помочь?
Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
" Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания
чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь" Ш.А. Амонашвили
Посещая уроки учителей школы, администрация наряду с положительными моментами, как правило, выделяет следующие негативные моменты: недостаточная мотивировка учащихся; стандартность форм работы на уроке; недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке .
- Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
- Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
- Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
- У таких детей есть познавательный мотив , стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования
- У таких детей есть познавательный мотив , стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования
- Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
- Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Высокая мотивация обучения
фото: утрируем с улыбкой!
Хорошая школьная мотивация
- Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Подобный уровень
мотивации должен являться
средней нормой.
Положительное отношение к школе
- Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью .
- Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью .
- Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями.
- Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями.
- Им нравиться ощущать себя учениками.
- Им нравиться ощущать себя учениками.
- Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает.
- Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает.
Низкая школьная мотивация .
- Эти дети посещают школу неохотно Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
- Эти дети посещают школу неохотно
- Предпочитают пропускать занятия.
- На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
- Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении :
- Они не справляются с учебной деятельностью. Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда , пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию. Отказываться выполнять задания,
- Они не справляются с учебной деятельностью.
- Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
- Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда , пребывание в ней для них невыносимо.
- Ученики могут проявлять агрессию.
- Отказываться выполнять задания,
следовать тем или иным нормам и
правилам.
- Часто у подобных школьников
- Часто у подобных школьников
отмечаются нервно - психические
нарушения.
Что снижает мотивацию ребенка?
Причины снижения:
Ответы для учителя:
Ответы для родителя:
Влияние плохого
психологического климата
в школе.
Недостаток любви
затрудняет развитие ребенка.
Чрезмерные нагрузки
отнимают энергию.
Родительский страх мешает
детям стать самостоятельными.
Когда нет интереса
к предмету,
нет и желания учиться.
Переизбыток медийной
информации вредит ребенку
Завышенные требования не дают детям полноценно
учиться.
Заниженная самооценка. Кто считает себя глупым,
таким и будет.
Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Свободное пространство в разумных пределах. Мотивированные дети – это самостоятельные дети .
- Четкий распорядок дня - вносить коррективы в распорядок, договариваясь.
- Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.
- Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»
- Высокие требования, но
соответствующие возможностям
Избегать недооценок. Переоценок.
Вера в собственные способности
Справедливое вознаграждение
- Хвалить за конкретные дела и успехи.
- Хвалить за старание.
- Отмечать лучше не результат,
а потраченные усилия.
- Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка.
- Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события.
- Награда должна соответствовать достижению.
Справедливая критика
- Выражайте претензии обоснованно
(«Мне не нравится…, потому что…»).
- Выражайте претензии в нейтральном тоне.
- Говорите о своих чувствах («Мне не нравится…потому что. Я расстроилась, огорчилась…ОЧЕНЬ.»
- Делая замечание, указывайте и на «плюсы» («Формула, которую ты применил правильная, но тебе нужно ещё раз проверить результат.»
- Выясняйте причины, задавайте вопросы («Я думаю, ты слишком поздно начал готовиться к контрольной работе, может такое быть?»
- Установка: Дело не в недостатке способностей, а в недостатке усилий.
диагностика
Анкета: каждый обучающийся выбирает 10 пунктов
- Поощрения учителя за хорошо выполненную работу.
- Порицания за ошибки.
- Учебно-познавательные игры.
- Демонстрация видеофильмов и опытов.
- Задания, которые получаются.
- Свободный выбор заданий.
- Учитель считает меня личностью.
- Содержание задач и вопросов взяты из реальной жизни.
- Учитель учитывает мои интересы.
- На уроке я сам разбираюсь с проблемами.
- Учитель не использует много непонятных слов.
- Я могу действовать на уроке разными способами.
- Мне можно придумывать что-то новое.
- Много заданий таких, где нужна смекалка.
- Мне нужен этот урок, чтобы понять свою роль и место в обществе.
- Мы говорим о людях, которые для меня интересны.
- Ученики на уроках могут помогать друг другу.
- Успех всех зависит от успеха каждого.
- Мы на уроках проверяем задания друг у друга и можем повлиять на отметку друга .
- Меня информируют об обязательных результатах обучения.
- Мне объясняют смысл каждого способа деятельности на уроке.
- Учитель дает мне задания, которые сразу не получаются.
- Я сам оцениваю собственные результаты и сам работаю над ошибками.
- Работа на этом уроке дает мне возможность прогнозировать свою жизнедеятельность.
- На этом уроке я учусь сам, учитель выступает только в роли консультанта, но я и сам отвечаю за результаты учения.
Ключ к анкете:
- Наличие номеров с 1 по 7 - для данного ученика важнее всего, чтобы его мотивировали на учебу эмоциональными приемами, значит, первый уровень развития потребностей у данного ученика остался в свое время не до конца отработанным, удовлетворенным.
- Наличие в десятке ответов номеров с 8 по 14 свидетельствует о преобладании в учебной мотивации потребностей второго, биосоциального, познавательного уровня.
- Если среди ответов есть номера с 15 по 19, то это говорит о том, что автор результатов «отрабатывает» сейчас социальный уровень, и для него наиболее важно все, что касается стиля и способов общения на уроке, все, что связано с коллективной деятельностью в значимом для него коллективе.
- Наличие в выбранной десятке номеров с 20 по 25 свидетельствует о возможности выхода ученика на самый высокий уровень развития мотивационно-потребностной сферы. Именно такие ученики отзываются на способы мотивации с опорой на собственную волю ученика.
Уровни
Проявления личности
СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНЫЙ
ЧЕЛОВЕК СОЗНАЕТ СВОИ ДОСТОИНСТВА И СВОИ НЕДОСТАТКИ; СТРЕМИТСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ СМЫСЛ ПРОИСХОДЯЩЕГО И ОСОЗНАВАТЬ ЦЕЛИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ; АКТИВНО ПОЛЬЗУЕТСЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЙ, ПОНИМАЕТ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ И СТРЕМИТСЯ СООТВЕТСТВОВАТЬ «ХОРОШЕМУ»
СОЦИАЛЬНЫЙ
АКТИВНО ИЩЕТ СПОСОБЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ( БЕЗ КРИТИКИ НРАВСТВЕННОСТИ ЭТИХ СПОСОБОВ); ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЗНАНИИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, БЕЗ СТОЙКИХ ИНТЕРЕСОВ; СОЦИУМ ПОДБИРАЕТСЯ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ИЛИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
БИО-СОЦИАЛЬНЫЙ, (познавательный)
АКТИВНО ИЩЕТ СИТУАЦИИ, ПРИНОСЯЩИЕ УДОВОЛЬСТВИЕ,ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСЫЩЕНИЕ, СВОБОДУ ДЛЯ ВЫХОДА ЭНЕРГИИ; СТРЕМИТСЯ ВСЕ ДЕЛАТЬ «САМ» БЕЗ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНЫХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
БАЗОВЫЙ, (биологический, эмоциональный)
ИЗБЕГАЕТ ОПАСНОСТЕЙ; ПОЛОЖИТЕЛЬНО РЕАГИРУЕТ НА ЛАСКУ И ПОХВАЛУ; ИНТЕРЕС К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПРИМИТИВНЫХ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ РЕФЛЕКСАХ – ПОТРОГАТЬ, ПОПРОБОВАТЬ НА ВКУС
Результаты
анкетирования
Вепрева Надя
Маркова Даша
м о т и в а ц и я
7 П КЛАСС
Социально-духовный
Социальный
уровень
Познавательный
уровень
Яремчук Ярослава
Еманаков Андрей
Эмоцио
нальный
Устинов Сережа
Еманаков Павел
Федоров Данил
м о т и в а ц и я
1-2 КЛАСС
Социально-духовный
Социальный
уровень
Познавательный
уровень
Кулин Егор
Рукосуев Сергей
Эмоцио
нальный
Евсюков Никита
Алексеева Аня
м о т и в а ц и я
3 КЛАСС
Социально-духовный
Социальный
уровень
Познавательный
уровень
Иванов Рома
Николаев Даниил
Богданенко Дима
Эмоцио
нальный
Перменев Виталий
Сименков Кирилл
Ипанов Олег
Вишняков Денис
Ипанов Володя
м о т и в а ц и я
4 КЛАСС
Социально-духовный
Социальный
уровень
Познавательный
уровень
Манжуев Артем
Константинов Женя
Максимов Данил
Лебедев Даниил
Эмоцио
нальный
Полосухина Юля
Клеофастова Полина
Арнольд Дима
Петросов Владислав
Сукнев Алексей
Лылык Богдан
Смердов Василий
Нилов Данил
м о т и в а ц и я
5 КЛАСС
Социально-духовный
Социальный
уровень
Познавательный
уровень
Эмоцио
нальный
Зайнулин Максим
Синюшкин Николай
Овчинников Антон
Константинов Артем
м о т и в а ц и я
6а
КЛАСС
Социально-духовный
Социальный
уровень
Попкова Люба
Познавательный
уровень
Шутов Никита
Сергеева Надя
Эмоцио
нальный
Зиньков Саша
Корелина Даша
Широковская Лиза
6б
м о т и в а ц и я
КЛАСС
Социально-духовный
Социальный
уровень
Познавательный
уровень
Алехин Дима
Полосков Вася
Халикова Патимат
Темников Степан
Эмоцио
нальный
Ярмухаметова Лена
Полосухин Саша
м о т и в а ц и я
7 КЛАСС
Социально-духовный
Социальный
уровень
Познавательный
уровень
Сергеев Саша
Кулик Настя
Перменева Катя
Эмоцио
нальный
Синюшкин Ярослав
Лебедев Саша
Плашинова Света
Кармадонова Таня
Андросов Глеб
Ясевич Толя
Севрюков Вова
Асмоловский Николай
Зуев Илья
м о т и в а ц и я
8 КЛАСС
Социально-духовный
Токарева Алена
Социальный
уровень
Пензин Кирилл
Познавательный
уровень
Дарданов Иван
Комогорцев Рома
Лупандина Люда
Подолянов Дима
Эмоцио
нальный
Бородин Рома
м о т и в а ц и я
9 А КЛАСС
Социально-духовный
Социальный
уровень
Познавательный
уровень
Лисовая Катя
Ли Ольга
Бова Григорий
Ильин Александр
Решетникова Любовь
Эмоцио
нальный
Пушмин Василий
Кулясова Марина
Ковалева Наталья
9 Б КЛАСС
м о т и в а ц и я
Социально-духовный
Романов Вова
Социальный
уровень
Капитоньшина Таня
Познавательный
уровень
Вертянкина Карина
Ким Саша
Эмоцио
нальный
Елчева Влада
Комогорцев Валера
Уровни
Проявления личности
СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНЫЙ
Приемы, «работающие» на этих уровнях
человек сознает свои достоинства и свои недостатки; стремится анализировать смысл происходящего и осознавать цели своих действий; активно пользуется нравственно-этической лексикой, понимает разницу между добром и злом и стремится соответствовать «хорошему»
СОЦИАЛЬНЫЙ
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
активно ищет способы самоутверждения ( без критики нравственности этих способов); потребность в познании проявляется в любознательности, без стойких интересов; социум подбирается для удовлетворения самовыражения или самоутверждения
БИО-СОЦИАЛЬНЫЙ, (познавательный)
ИНФОРМИРОВАНИЕ
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
активно ищет ситуации, приносящие удовольствие,
БАЗОВЫЙ, (биологический, эмоциональный)
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ
избегает опасностей; положительно реагирует на ласку и похвалу; интерес к окружающему миру проявляется в примитивных ориентировочных рефлексах – потрогать, попробовать на вкус
ПОИСК ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИДЕАЛА
ОПОРА НА ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
эмоциональное насыщение, свободу для выхода энергии; стремится все делать «сам» без оценки возможных отрицательных результатов
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
ПООЩРЕНИЯ И ПОРИЦАНИЯ
УЧЕТ ВЕКТОРА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИЙ ВЗАИМОПОМОЩИ
НА КАЖДЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
СИТУАЦИИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ (СОПЕРЕЖИВАНИЯ)
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТАМИ
СОЗДАНИЕ ЯРКИХ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА
СИТУАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ
ПОБУЖДЕНИЕ К ПОИСКУ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
САМООЦЕНКА СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОРРЕКЦИЯ
ОБЩЕЙ РАБОТЫ
СТИМУЛИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ВЗАИМОПРОВЕРКИ
ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ (ПО ЖЕЛАНИЮ)
СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ЗАДАНИЙ
РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ НА СМЕКАЛКУ
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ
«МОЗГОВАЯ АТАКА»
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ БЫТЬ ЗНАЧИМОЙ ЛИЧНОСТЬЮ