СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературно чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Познавательные универсальные учебные действия обе­спечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, моделирование изучаемого содержания, структурирование знаний. Как мы, учителя, добиваемся формирования познавательных УУД? Используем определённые педагогические приемы и  образовательные технологии.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературно чтения»



Тема: «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературно чтения».


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Злободневной проблемой современности является необходимость поддержки познавательной активности у младших школьников с целью выработки устойчивого интереса к учебной деятельности на дальнейших ступенях обучения.

Рассмотрим формирование познава­тельных УУД на уроках «Литературного чтения» в началь­ной школе. Познавательные универсальные учебные действия обе­спечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, моделирование изучаемого содержания, структурирование знаний. Как мы, учителя, добиваемся формирования познавательных УУД? Используем определённые педагогические приемы и образовательные технологии.

Для того чтобы сформировать познавательные учебные действия младших школьников на уроках литературного чтения необходимо учитывать их возрастные особенности. Поэтому каждому возрастному этапу присущ свой педагогический прием. Рассмотрим педагогические приемы, которые я использовала в 1 и 2 классе. Здесь мы учим детей алгоритму решения творческих и учебных задач.

  1. Прием моделирования: позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность и каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями.

моделирование сюжета, пересказ по картинкам обложки (1 – 2 класс) Конструирование последовательности событий в сказки

2. Прием «театрализации» разыгрывание сценок по мотивам литературных произведений.

В 3 – 4 классе выбор приемов становится шире. Здесь мы используем приемы, которые направлены на поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, выведение следствий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3. При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: « Иван Царевич и серый волк», «Белая уточка», «По щучьему велению» Ответ: русская народная сказка. (3 класс) (подведение под понятие)

4. Прием «Фантастическая добавка» Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

5. Прием «Чтение с пометками» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. (3 – 4 класс)

6. Прием «Моделирования» здесь уже используется для контроля и оценки результатов деятельности учащихся. Таблицы для сравнения богатырей. (3 – 4 класс)

7. Прием «Загадалки» закодированный или таинственный текст про героев этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то». (ПРИМЕР)

(3 – 4 класс)

8. Прием «Дневник двойных записей» Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул. (4 класс)

9. Приём «Создай паспорт» На ос­нове мини-исследований, которые проводятся детьми по сюжету произведений, составляется характеристика героя произведения. (3 класс)

Необходимо отметить, что все педагогические приёмы могут быть более результативными при обращении учителя к ИКТ как инструменту развития познавательных УУД. В нашей программе «Перспектива» предусмотрены интерактивные приложения к учебникам. С помощью них мы можем разнообразить проведения урока, тем самым повысить интерес к чтению. (скрины с приложения)

Системное применение педагогических приемов для формирования познавательной активности учащихся дало возможность использования проектной технологии на уроках литературного чтения в 4 классе.


Проект «Осень в творчестве русских поэтов»


1. Сначала обсудили главную проблему, идею. Составили четкий план работы.

План

 - подобрать литературу, сборники, содержащие стихотворения по интересующей нас теме,

 - выбрать стихотворения, соответствующие теме и возрасту,

 - продумать иллюстрации к стихотворениям, решить, в какой цветовой гамме выполнять рисунки,

 - напечатать стихи, сделать иллюстрации, обложку и собрать брошюру,

 - провести классный час с использованием подобранных произведений. (слайд)

  1. Выяснили пути достижения цели, определили вместе с учителем конечный результат деятельности.

  2. Сбор информации, ее структурирование.

С помощью учителя составили список поэтов, с творчеством которых знакомятся ученики 1-4 классов. Подобрали в библиотеке книги и хрестоматии, содержащие произведения данных поэтов об осени. Выписали наиболее интересные и используемые в программе стихотворения и отрывки. Ознакомились с творчеством художников по данной теме. Рассмотрели, с помощью каких художественных средств изображается осень на полотнах великих художников (И.Левитан, И.Шишкин, А.Саврасов, А.Пластов и т.д.). Какие цвета и художественные формы можно использовать при иллюстрировании произведений.

4. Самостоятельная работа над созданием страничек книги.

5. Оформление результатов работы.

Вспомнили составные части книги, брошюры. В соответствии с правилами собрали брошюру, выполнили обложку, оглавление.

6. Провели классный час с использованием прочитанных произведений, обсуждением художественных особенностей осеннего пейзажа. Поделились собственными впечатлениями и эмоциям. Вспомнили, какие образы использовали художники и поэты для создания осеннего пейзажа.

В результате работы над данным проектом повысился интерес детей к русской поэзии. Данный момент они осуществляют поиск стихотворений различной тематики. Некоторые сами начали сочинять стихи. Поэтому в планах у меня устроить конкукрс чтецов на тему «Зима в русской поэзии».


И в завершения своего выступления хочу напомнить, что прошлый год в России был посвящен литературе. На федеральном сайте, посвященном этому событию я нашла интересные сведения о читаемости населения. Контингент опрошенных составляли люди 20 – 35 лет, т.е. выпускники традиционной системы образования. Результаты этого опроса вы можете увидеть на слайде.

Ув. коллеги сейчас нам дали инструмент – ФГОС, с помощью которого мы можем изменить наше будущее. Повысить интерес к чтению, а значит познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано формирование познавательных универсальных учебных действий в современной школе.