СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование рефлексивных УУД учащихся .

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из условий достижения учащимися  метапредметных образовательных результатов является освоение ими  познавательной и личностной рефлексии в логике федерального государственного образовательного стандарта . Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – это способность человека взглянуть на себя со стороны, способность проанализировать свои действия и поступки. Рефлексивная практика учащихся классифицируется....

Просмотр содержимого документа
«Формирование рефлексивных УУД учащихся .»

Формирование рефлексивных УУД учащихся начальных классов

Одним из условий достижения учащимися начальных классов метапредметных образовательных результатов является освоение ими начальных форм познавательной и личностной рефлексии в логике федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 . Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – это способность человека взглянуть на себя со стороны, способность проанализировать свои действия и поступки. Рефлексивная практика учащихся классифицируется:

  1. По содержанию:

    • устная рефлексия;

    • письменная рефлексия.

  2. По цели:

    • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

    • рефлексия содержания учебного материала;

    • рефлексия содержания деятельности;

    • рефлексия результатов учебной деятельности.

  3. По функции:

    • личностная рефлексия, которая включает в себя физическую (успел – не успел, сказал – не сказал), духовную (стал лучше – хуже), сенсорную (комфортно – дискомфортно, весело – скучно);

    • интеллектуальная рефлексия (понял, осознал, испытал затруднения).

  4. По типу урока:

    • промежуточная рефлексия;

    • контрольная рефлексия;

    • итоговая рефлексия.

  5. По способам проведения:

    • анкета;

    • вопрос;

    • символ;

    • таблица;

    • ситуация;

    • рисунок и т. п.

  6. По форме организации деятельности:

    • фронтальная (выборочная);

    • индивидуальная;

    • групповая;

    • коллективная.

Планируя урок, педагог должен видеть образовательные результаты каждого учащегося с точки зрения рефлексивных умений и проектировать для него соответствующие учебные ситуации. В результате систематической работы по формированию рефлексивных универсальных учебных действий у выпускников начальной школы могут быть сформированы следующие навыки:

  • способность критично оценивать ход своей работы и полученный результат, контролировать свои учебные действия и поступки;

  • определять последовательность действий для решения учебной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;

  • обнаруживать затруднения при выполнении какого-либо действия;

  • уметь устанавливать причины своих ошибок и производить коррекцию деятельности;

  • определять степень сложности заданий;

  • находить образцы для проверки своей работы;

  • сопоставлять свою работу с образцом;

  • оценивать свою работу (деятельность) по критериям, выработанным совместно в классе;

  • сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей).

Для развития рефлексии можно использовать следующую систему оценивания выполнения заданий учащимися (таблица):

  • знак "+" – задание выполнено легко, без затруднений;

  • знак "±" – задание выполнено с некоторыми затруднениями;

  • знак "–" – самостоятельно с заданием не справился (-лась).

Внимание: 

важное условие – целеполагание в начале урока и анализ достижения поставленной цели в конце урока. Учащийся формулирует цель в начале урока и оценивает ее достижение после работы с таблицей.

Самооценивание учащимся деятельности на уроке

Моя деятельность

Оценка выполнения (+, ±, –)

Решение задачи (разбор предложения и т. п.)


Разгадывание кроссворда


Устный ответ на вопрос


Оценивание ответа одноклассника


Также помогут организовать рефлексию выбор утверждений, который должны сделать учащиеся после выполнения задания:

  • выполнять такую работу трудно, но интересно;

  • выполнять такую работу нетрудно и интересно;

  • выполнять такую работу трудно и неинтересно;

  • выполнять такую работу нетрудно и неинтересно.

Для рефлексии групповой работы можно предложить учащимся выбрать верный ответ из следующих утверждений:

  • группа подготовила материал по учебной теме;

  • презентация группы была интересной;

  • презентация была понятной, помогла мне лучше усвоить тему;

  • все члены группы участвовали в презентации;

  • все участники отнеслись к проекту серьезно;

  • группа подробно отвечала на вопросы;

  • презентация логически верна (вступление, детали в середине, заключение);

  • я узнал(а) что-то новое из презентации;

  • выступление каждого участника подготовлено хорошо;

  • каждый выступающий говорил громко, ясно, четко.

Для оценивания личного вклада учащегося в работу группы можно предложить учащемуся дать развернутый ответ на следующие вопросы:

  • Что я предложил(а) по планированию проекта во время групповой работы?

  • Какой вклад я внес (внесла) в выполнение проекта?

  • Какие мои идеи помогли выполнить проект?