Формирование регулятивных УУД у обучающихся начальной школы
(Упражнения для формирования регулятивных УУД
на уроках русского языка в 1 классе)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Среди метапредметных выделяют группу регулятивных УУД, развитие которых обеспечивает у обучающихся «формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации» [1, с. 9].
В пособии для учителя «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» под редакцией А. Г. Асмолова [там же] говорится о том, что применительно к моменту поступления ребёнка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных УУД:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Среди показателей развития регулятивных УУД в этом же источнике перечисляются параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительскую части действия (П.Я. Гальперин, 2002) [2, с. 75].
В рамках концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова показано значение оценки – её мотивационный смысл, влияние на успешность становления и осуществления учебной деятельности, формирование самооценки учащегося [2, с. 80].
В настоящее время на уроках в начальной школе, уже в первом классе, особую актуальность приобретает формирование умения учиться, в том числе формирование регулятивных УУД «планирования», «оценки» и «контроля».
Предпосылкой формирования умения планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной учителем задачей является умение работать по алгоритму. Поэтому в 1 классе мы можем лишь в первом приближении рассматривать умение ребенка самостоятельно планировать свои действия.
Контроль - совокупность действий, направленных на проверку выполнения какой-либо задачи. Контроль осуществляется посредством сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
Оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Другими словами оценивание - это сопоставление своих (чужих) действий или результатов деятельности с поставленной целью по заранее установленным критериям.
Развитие УУД - это длительный процесс. Освоение УУД встраивается в систему получения новых предметных знаний и нового социального опыта. На сложность самой задачи, связанной с освоением способа, накладываются ограничения, связанные с возрастными возможностями ребенка. Такими, например, как уровень развития его мышления, произвольности и т. д. Нельзя ожидать, что уже в 1 классе ребенок сможет оперировать метапредметными способами, легко встраивая их в разные учебные задачи. Сначала ребенок усваивает предлагаемый учителем образец и постепенно учится различать в этом образце необязательные и важные элементы (условия). Одновременно ребенок начинает понимать, что этапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка и иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату. То есть ученик выходит на понимание способа. Лишь овладев способом, научившись ориентироваться на его существенные стороны, усвоив слова, которые этот способ обозначают и описывают, ученик может сознательно встраивать его в учебную деятельность.
Рассмотрим этапы формирования и проектирования любого УУД:
1. Определение конечной цели. Учитель на данном этапе может предположительно задать детям следующие вопросы: Что у нас должно получиться в результате выполнения задания? Для Чего мы это делаем?
2. Определение задач, т.е. конкретных действий, направленных на достижение цели. Вопрос учителя на данном этапе может быть таким: Какие знания (умения) пригодятся нам, чтобы справиться с этим заданием?
3. Определение последовательности действий. Причём ученик должен обозначать именно свои конкретные действия на каждом этапе. В какой последовательности вы будете выполнять это задание?
В качестве примера по формированию УУД «планирования», «оценки», «контроля» у обучающихся 1 класса рассмотрим алгоритм работы по и дидактической разработке «Карта знаний и умений» по темам «Ударение», «Слог».
№1. Прочти группу слов. Пользуясь изученными приёмами, поставь ударение в данных словах. Марина, Иван, мир, дружба, книга. |   Умею ставить ударение в слове. 5 баллов |
№2. Прочти слова. Пользуясь алгоритмом, раздели слова на слоги. Белка, ёжик, заяц, волк, медведи. |   Умею делить слова на слоги 5 баллов |
Рассмотрим с точки зрения ученика, сколько действий он должен выполнить, чтобы справиться с заданием №1. В предлагаемом алгоритме чёрным цветом обозначено УУД «планирование», серым цветом УУД «оценки» и «контроля».
Прочти задание №1. Задание сформулировано таким образом, чтобы направить ребёнка на определение конкретной цели: « … пользуясь изученными приёмами …». Определение конечной цели. Что у нас должно получиться в результате выполнения задания? Для чего мы это делаем? Определение конкретных задач: Какие знания и умения пригодятся нам, чтобы выполнить это задание? Определение последовательности действий: В какой последовательности вы будете выполнять задания? |
Какое умение будем сейчас проверять и оценивать? Сколько баллов максимально можно заработать в задании №1? Выполни задание. Первичная проверка запланированного результата детьми самостоятельно без образца (без эталона). Запиши в первый кружок столько баллов, сколько ты заработал? Контроль: Проверь результат по образцу (на доске, на экране, фронтальная коллективная проверка). Контроль и оценка: Посчитай, сколько баллов ты заработал на самом деле и запиши во второй кружок. |
Аналогично выполняется задание №2. Можно подсчитать с детьми итоговое количество заработанных баллов по всем заданиям. Оценка учителя - после сбора «Карт знаний» (Запись баллов в третьем кружке). 11. Рефлексия (фронтальная, а в 1 классе лучше индивидуальная). На этом этапе происходит оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
Работать по данному алгоритму можно с «Картой знаний и умений» по любой теме.
Алгоритмы же постановки ударения и деления на слоги приведены далее.
Алгоритм постановки ударения:
Вспоминаю правило: «Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов».
Для выделения ударного слога надо произносить слово целиком (не по слогам).
Вспоминаю приёмы постановки ударения в словах: «Зовём слово в гости» (интонация обращения), «Молоточек».
Алгоритм деления на слоги:
Вспоминаю правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». (Каждый слог произносится как бы отдельно, одним дыхательным толчком).
Нахожу гласные звуки и обозначаю гласные звуки красными кружочками.
Считаю сколько в слове гласных звуков.
Делю на слоги. Приёмы деления на слоги: «Скандируем, как на футболе» (или «режем пирог»); «Считаем, сколько раз открывается ротик, прикладывая руку к челюсти».
Проверяю: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
Вывод: Результатом систематического выполнения обучающимися вышеперечисленных упражнений и пошаговой работы по данным алгоритмам является повышение уровня умения отслеживать, сопоставлять действия и результаты с заданным эталоном, с поставленной целью, обнаруживать отклонения (ошибки) и своевременно вносить коррективы при совместной работе с классным коллективом, в самостоятельной работе.
Список использованной литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010.
Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др./ под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.