СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД на уроках истории с презентацией

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках истории»

Формирование УУД на уроках истории (Слайд 1)


«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б.Паскаль. 

Универсальные учебные действия (Слайд 2)

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). 
Именно поэтому перед школой остро встала  проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

  • Коммуникативные УУД

  • Познавательные УУД

  • Личностные УУД

  • Регулятивные УУД


Средствами предмета «история» можно формировать всех 4 вида УУД.

Главная проблема – как сформировать эти умения?


I КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: (Слайд 3)

  • Уметь полно и точно выражать свои мысли

  • Выделять главное

  • Владеть монологической речью

  • Ориентироваться в информационном потоке


Приёмы развития коммуникативных УУД в 5 – 6 классах: (Слайд 4)

  • «Историческая реклама»

  • «Ассоциации»

  • «Три предложения»


Три предложения (Слайд 5)

Игра «Три предложения» помогает научить выделять главное, видеть основную мысль. Ученикам необходимо выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

ТЕМА: Причины принятия христианства на Руси (Слайд 6)

Владимир понял, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в христианстве.

Еще в 980 году, едва заняв киевский престол, Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства. На высоком холме князь приказал поставить деревянных идолов шести богов, над которыми возвышался грозный Перун с серебряной головой и золотыми усами. Тем самым жителям Руси давали понять, что Перун является главным среди богов, так же как киевский князь – среди славян.

Это нововведение не достигло поставлено цели. Многие племена были недовольны приниженным состоянием своих главных божеств и возвышением Перуна, которому поклонялись киевские дружинники. Тогда киевский князь обратился к опыту соседних стран. Ведя широкую торговлю, Русь общалась с представителями всех религий, признававших лишь одного единого Бога: с иудеями – хазарами, мусульманами - булгарами, христианами из европейских стран.

Но самое главное состояло в том, что киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способствовала ее укреплению. К тому же византийская церковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора.


Три предложения (Слайд 7)

Причины принятия христианства

1. Желание Владимира укрепить княжескую власть.

2. Тесные торговые связи с Византией.

3. Стремление укрепить международный авторитет Руси.

ТЕМА: Управление государством при Ярославе Мудром (Слайд 8)

При Ярославе сложились более четкие правила управления Древнерусском государством.

Высшая власть принадлежала киевскому великому князю. Летописцы называли князя Ярослава самовластцем. Теперь он был уже не первым среди других князей, а полноправным правителем страны.

Киевский князь издавал законы, был высшим судьей и главным защитником Русской земли. Он определял взаимоотношения с другими странами, т.е. внешнюю политику.

Киевский престол, или, как тогда говорили «стол», после смерти князя передавался старшему в роду князей. Князем мог стать брат или же сын умершего, если он оказывался старше своего дяди. Однако этот порядок часто нарушался.

Киевский князь правил при помощи своих сыновей, которых он отправлял в качестве свои наместников в крупные земли (волости). Такой местный князь имел собственную дружину, обладал в своей волости большими правами, но он не имел права передавать свою власть по наследству. Князья время от времени перемещались от одного княжеского стола к другому. Киевский князь назначал и глав местного управления – посадников.

В городских центрах сохранялись вечевые традиции. Вече, на которое сходились все свободные люди, ведало вопросами войны и мира, решало денежные и земельные проблемы, обсуждало законы. Вече вторгалось в вопросы княжения. Невзирая на установившийся порядок, оно могло пригласить на княжение какого угодно князя или указать неугодному от ворот поворот. Князь и местная знать были вынуждены считаться с волей веча, так как в его распоряжении находилось народное ополчение – основа военной организации Древнерусского государства.


Управление государством при Ярославе Мудром:

(Слайд 9)

«Три предложения»:


1.Был высшим судьей

2.Издавал законы

3.Главный защитник Руси


Приёмы развития коммуникативных УУД в 7 – 8 классах (Слайд 10)

« Новый учитель »

Заочная экскурсия

Письмо из прошлого

«Слайды презентации»

Игра «Новый учитель» требует дополнительной подготовки избранного заранее ученика (можно использовать как награду или составить определенную схему), который вместо учителя объясняет часть материала на уроке. Учитель должен обязательно проконтролировать подготовку ученика, помочь отобрать материал и подобрать методы и средства. Блок ученика на уроке не должен быть слишком длинным, чтобы не потерять внимание одноклассников. В конце четверти (семестра, триместра), когда все желающие ученики побывали в роли учителей, подводятся итоги и выбирается самый успешный учитель.

Приёмы развития коммуникативных УУД в 9 – 11 классах: (Слайд 11)

«Творческая лаборатория »

Групповые и индивидуальные презентации

Исторические викторины

Урок - конференция

Урок - суд


II ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД (Слайд 12)

- Поиск и выделение необходимой информации

- Осмысление прочитанной или услышанной информации

- Извлечение необходимой информации

- Определение основной и второстепенной информации

- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера


Приёмы развития познавательных УУД в 5 – 6 классах (Слайд 13)

«Определи личность или событие»

«Создай кроссворд (ребус, шараду)»

«Текст с ошибками»

«Определи лишнее звено в логической цепочке»


«Определи историческую личность» (Слайд 14)

1. Внук Ивана Калиты.

2. Не подчинялся ханской воле и заявлял, что на великое княжение никого не пустит. Хан был вынужден оставить у него ярлык.

3. Высказал открытое неподчинение Орде и выступил против врага.

Под его руководством объединялись княжеские дружины и ополчения большинства русских земель.

4. «И вознес Бог нашего князя на победу над иноплеменниками» (Дмитрий Донской)


«Создай шараду» (Слайд 15)

1 подсказка – земли, пожалованные за воинскую службу.

2 подсказка- две последних буквы слова «отдал»

Общее - владелец земельного участка в средневековье.. феодал


«Лишнее звено» (Слайд 16)

1) Папа Римский - рыцарь - епископ - аббат - священник - монах. (Рыцарь)

2) Король - сеньор- сюзерен- вассал - крестьяне. (Крестьяне).


Приёмы развития познавательных УУД в 7 – 8 классах: (Слайд 16)

«Из уст в уста»

Интервью с историческим героем

Картинный план



Из уст в уста

Можно проводить с целым классом. Вы­зываются 4 человека. Трое из них должны не­надолго выйти из класса (допустим, это второй, третий и четвертый участники игры). Оставший­ся (первый участник) вместе со всем классом должен внимательно выслушать рассказ, кото­рый учитель зачитывает перед классом, и пере­сказать его второму участнику. Рассказ должен быть коротким, интересным и может содержать максимум имен собственных, дат, терминов (примеры рассказов по одной из тем школьного курса помещены ниже). Как только рассказ за­читан приглашается второй участник игры. Его задача внимательно выслушать пересказ перво­го участника, чтобы потом передать информа­цию третьему участнику, который наконец де­лится услышанным с четвертым. Последний (четвертый) участник поведает классу о том что он понял из речи третьего участника (важно что­бы игра проходила очень динамично: пересказы­вать нужно в быстром темпе и без пауз). После этого учитель медленно читает первоначальный вариант рассказа, а затем помогает школьникам разобрать то, что оказалось сложным для пере­сказа, задает вопросы по содержанию темы.



Текст для «Из уст в уста»

16 июня 1877 г. русские войска перепра­вились через Дунай и развернули наступле­ние, быстро продвигаясь на юг. Особенно важно было занять Шипкинский перевал. После двухдневных ожесточенных боев пе­ревал был взят. Турки отступали.

Однако в июле турки перехватили ини­циативу и вытеснили русских из Южной Болгарии. В августе начались кровопролит­ные бои за Шипку. 5-тысячный русский от­ряд возглавил генерал Столетов. Против­ник имел 5-кратное превосходство. Защит­никам крепости приходилось отбивать 14 атак в день в сильную жару, не имея дос­тупа к воде. На исходе третьего дня подо­шли подкрепления. Шипкинский перевал ос­тался в руках русских. Нелегко было русской армии. Зимой, когда командование сообща­ло «На Шипке все спокойно», число обморо­женных доходило до 400 в день. Когда разыг­рывалась метель, прекращался подвоз бое­припасов и продовольствия. С сентября по декабрь 1877 г. русские и болгары потеряли на Шипке 9500 человек замерзшими и боль­ными. В наши дни на Шипке стоит памят­ник с изображением 2-х воинов: русского и болгарина.


Традиционными приёмами работы с учебным текстом на уроках истории и в домашней работе учащихся считаются планы. Заметим, что, называя их традиционными, их не считают устаревшими, отжившими свой век

Простой (информативный) план составляется на основе всех типов основного текста (описательном, повествовательном, объяснительном), в том числе и конспективном, т.е. передающем информацию кратким, лишённым образности и эмоциональности способом. Его задача — помочь ученикам выделить в тексте главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно, соблюдая внутренние связи и отношения между его компонентами, воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу.

Картинный план — воспроизведение внешних деталей/эпизодов главного исторического факта в кратких, но образных формулировках с целью сохранения его уникального эмоционально окрашенного образа. По форме картинный план может быть простым или развёрнутым, но работа над ним возможна по яркому, красочному, с обилием художественных деталей и литературных приёмов описательному или повествовательному тексту учебника. Безусловным достоинством приёма составления картинных планов является развитие образных способностей учащихся, умения ярко и красочно описывать исторические факты, обращать внимание на интонации и литературные приёмы рассказчиков, использовать их в передаче своего отношения к былому. Разница между обучающими возможностями информативного и картинного плана очевидна при сопоставлении одноимённых вариантов.

Причины крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (Слайд 17)

Простой информативный план:

1.Усиление власти помещиков над крестьянами.

2. Тяжелое положение людей на мануфактурах.

3. Притеснение нерусских народов.

4. Ликвидация казачьего самоуправления на Дону.


Картинный план:

1. Крестьяне не имели никаких прав и подвергались издевательствам со стороны своих хозяев. 2. Нечеловеческие условия труда вызывали болезни и гибель многих рабочих мануфактур.

3. Людьми «второго сорта» правящие круги считали представителей нерусских народов.

4. После разгрома восстания К. Булавина было ликвидировано казачье самоуправление на Дону.


Чумной бунт в Москве (Слайд 18)

Простой информативный план

1. В сентябре 1771 г. в Москве началась эпидемия чумы.

2. Карантинные дома становились последним приютом и больных, и здоровых…


Картинный план

1. Страшная болезнь с театра русско-турецкой войны перекочевала в Москву и её окрестности.

2. Основными средствами борьбы со страшной болезнью стали карантинные меры…


Приёмы развития познавательных УУД в 9 – 11 классах: (Слайд 19)

Групповые или индивидуальные составления проектов и презентаций с последующей защитой их на уроках, НПК школьного и муниципального уровня

Составление вопросов и заданий для различных викторин и конкурсов

Использование кластеров


Кластер (Слайд 20, 21)

1. Позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности восприятий и осмысления данного текста.

2. Дает возможность самостоятельно оценить его сведения как главные и второстепенные.

3. Дает возможность сформулировать собственный взгляд на проблему, представить дополнительную информацию.

4. Помогает учащимся осознать актуальность и структуру темы.

5. Умения, которые развиваются в процессе данной работы востребованы в экзаменационной работе по истории в заданиях С6 ЕГЭ и в олимпиадах разного уровня.



IV РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

- Целеполагание

- Планирование

- Прогнозирование

- Контроль

- Коррекция

- Оценка

-самрегуляция


Развитие регулятивных УУД осуществляется при помощи системы оценки знаний через самооценку, взаимооценку. Для этого можно использовать алгоритм самооценки или карту оценки.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
1.«Преднамеренные ошибки»;
2.Поиск информации в предложенных источниках;

3. Взаимоконтроль;


Реставрация или зашифрованное слово

Эта игра формирует одно из важных дидак­тических умений - умение составлять конспект. Как известно, конспект - это краткое изложе­ние материала. Во-первых, нужно научиться сокращать слова, выделять главное и опускать второстепенное; во-вторых, необходимо на­учиться расшифровывать конспект, т.е. из крат­кой записи восстановить полный текст, макси­мально приближенный к исходному материалу.

Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями без точек и пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст. Приведем несколько вариантов игровой задачи:

«Представьте себе, что вы работники архи­ва и нашли древние (старые) листы, местами почерневшие от сырости, чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо вос­становить текст».

Или: «Перед вами зашифрованный текст. Какие-то слова сокращены, некоторые пропу­щены. Вам нужно из минимального текста сде­лать максимальный».

Или: «Представьте себе, что вы на экзаме­не. У вас вопрос, который вы недостаточно зна­ете. Но вот к вам попала спасительная шпар­галка. Ваша задача все расшифровать и сделать из короткого несвязного текста сделать длин­ный и связный».

Игра может проходить по группам или ин­дивидуально. Например, один из вопросов темы «Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в.» в VIII классе (§22 учебника: Зыря­нов П.Н. История России. XIX век. М., 1994. С.147-148) о формировании российско-китай­ской границы зашифрован в нижеприведенной записи:

«Р.: нет границы на Дальн. Востоке. 1849-55 - уточнены, карты р-на Амура и Уссури встал ? о Р.-кит. границе. 1858 г. Айгунь - заключ. дог-р о Р.-кит. границе / по р. Амур до впадения р.Уссури/, 1860 -Пекин - заключ. дог-р: Уссур. край (Примо­рье) за Р. 20.06.1860 - бухта Золотой Рог -осн. г. Владивосток».

Когда игра проходит в первый раз, необходи­мо показать, что значит расшифровать его. На­пример, в данном тексте учитель показывает пример расшифровки, высказывая вслух раз­мышления по поводу первого предложения: «Р.: нет границы на Дальн. Востоке.» Р. - это сокра­щенная запись слова Россия. Если мы просто уберем в этом предложении сокращения, то по­лучится: «Россия: нет границы на Дальнем Вос­токе». Но мы так обычно не говорим. Надо со­гласовать падежи. «У России не было границы на Дальнем Востоке». Хорошо бы если предло­жение содержало более полную информацию. Мы можем рассуждать следующим образом: Рос­сия существует уже долгие годы, а границы на Дальнем Востоке еще нет. Таким образом полу­чается: «Долгое время у России не было грани­цы на Дальнем Востоке». Или: «За долгое время существования России, даже к середине XIX в. официальной границы на Дальнем Востоке меж­ду Россией и Китаем не существовало». Так и запишем. Но у каждого из вас может получить­ся свой вариант. Совсем не обязательно такой. А теперь продолжайте работу самостоятельно.

При проверке работ учителю целесообразно ознакомить ребят с интересными вариантами разных предложений. Проведение этой игры готовит учащихся к игре противоположного значения: зашифровать текст, сократить сло­ва и мысли насколько .это возможно, но так, чтобы по нему можно было бы воспроизвести первоначальный вариант, т.е. по существу орга­низуется собственно работа по составлению конспекта. Однако, выполняя ее в форме игры, школьники проявляют максимум заинтересо­ванности, внимательности, творчества, что приводит к большей успешности не только в усвоении материала, но и в развитии умений.





Просмотр содержимого презентации
«Формирование УУД на уроках истории»

Формирование УУД на уроках истории Автор: Рябинина В.В. учитель истории и обществознания ШМО -2о16/2017 учебный год

Формирование УУД на уроках истории

Автор: Рябинина В.В.

учитель истории и обществознания

ШМО -2о16/2017 учебный год

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б.Паскаль. 
  • «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»
  • Б.Паскаль. 
Универсальные учебные действия Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»  (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). 

Универсальные учебные действия

  • Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
  • Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» 

(из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). 

Основные виды УУД:

Основные виды УУД:

  • Коммуникативные
  • Познавательные
  • Личностные
  • Регулятивные
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

  • Уметь полно и точно выражать свои мысли
  • Выделять главное
  • Владеть монологической речью
  • Ориентироваться в информационном потоке
Приёмы развития коммуникативных УУД в 5 – 6 классах:

Приёмы развития коммуникативных УУД в 5 – 6 классах:

  • Историческая реклама»
  • «Ассоциации»
  • «Три предложения»
  •  
Приёмы развития коммуникативных УУД в 7 – 8 классах

Приёмы развития коммуникативных УУД в 7 – 8 классах

  • « Новый учитель »
  • Заочная экскурсия
  • Письмо из прошлого
  • «Слайды презентации
Приёмы развития коммуникативных УУД в 9 – 11 классах:

Приёмы развития коммуникативных УУД в 9 – 11 классах:

  • «Творческая лаборатория »
  • Групповые и индивидуальные презентации
  • Исторические викторины
  • Урок - конференция
  • Урок - суд
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  • Поиск и выделение необходимой информации
  • Осмысление прочитанной или услышанной информации
  • Извлечение необходимой информации
  • Определение основной и второстепенной информации
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
  •  
Приёмы развития познавательных УУД в 5 – 6 классах

Приёмы развития познавательных УУД в 5 – 6 классах

  • «Определи личность или событие»
  • «Создай кроссворд (ребус, шараду)»
  • «Текст с ошибками»
  • «Определи лишнее звено в логической цепочке
   Приёмы развития познавательных УУД в 7 – 8 классах:

  Приёмы развития познавательных УУД в 7 – 8 классах:

  • «Из уст в уста»
  • Интервью с историческим героем
  • Картинный план
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД   Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

Формирование регулятивных УУД:

Формирование регулятивных УУД:

  • «Преднамеренные ошибки»;
  • Поиск информации в предложенных источниках;
  • Взаимоконтроль;
Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!