СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В статье написано о важности формирования  УУД  на уроках в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках в начальной школе»

«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Многие  учёные, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чём заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС НОО второго поколение). Овладеть универсальными учебными действиями даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умения и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщённые действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придаётся огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.                

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяет сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою позицию в отношении мира. 

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

На уроках русского языка во время орфографической пятиминутки детям предлагается выполнить задания у доски, а два ученика работают в паре. Им необходимо  разделить слова на две группы и выделить лишнее слово. Именно здесь они распределяют роли, согласовывают действия и контролируют друг друга. Затем проводится коллективная проверка.

Учитель должен учитывать взаимодействия уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

-успеваемость по основным предметам;

-степень владения русским языком (национальные школы);

-уровень развития речи;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

-умение контролировать свои действия на уроке.

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие, определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ её решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логическое отношение между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственную учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач. При проверке дети доказывают, обосновывают свой выбор решения.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Учащимся предлагаются тесты для проверки, содержащие различные виды ошибок. А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки. Ученики учатся делать выводы, выходить из проблемной ситуации.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?


 1.     Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.  Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребёнка по сравнению с его вчерашними достижениями.

 2.     Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

 3.     Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителями исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместные пути их решения.

 4.     Учитель на уроке уделяет большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибку не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

 5.     Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

 6.      Учитель включает детей в открытие новых знаний.

 7.     Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

 8.     Учитель учит ребёнка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

 9.     Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

 10.       Учитель учит ребёнка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

 11.       Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

 12.       Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

 13.       Учитель и ребёнок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности. На уроках окружающего мира по теме «Разнообразие животных» детям предлагается с помощью описания на карточке определить, какое это животное и соотнести с соответствующей фигуркой. Эта увлекательная работа заинтересовывает детей. Споря между собой и отстаивая своё мнение, они делают верный выбор.

 14.       Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам даётся возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

 15.       Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Значительная часть уроков происходит с использованием ИКТ. Ученикам предлагается как материал для индивидуальной работы, с помощью сказочных героев и озвучивания выполняют задания на закрепление и повторение, так и материал для коллективного просмотра.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части обучающихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать универсальные учебные действия уже в начальной школе.