Выступление на заседании МО
"Формирование вычислительных навыков учащихся"
Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Отечественная школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков, так как содержательную основу начального математического образования оставляют понятия числа и четырех арифметический действий. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными.
При работе в традиционной системе обучения используется подход, при котором детям новые способы и приемы вычисления подаются в готовом виде, многократному повторению однотипных примеров, причем опора делается на активную работу памяти и напряжения произвольного внимания. Такой подход обеспечивает формирование прочных и осознанных вычислительных навыков, но часто не вызывает у детей эмоционального отклика, теряет интерес к работе, а следовательно теряется очень большой помощник в работе с младшими школьниками - непроизвольное внимание и запоминание, живой интерес к процессу обучения.
Программы развивающего обучения реализуют более эффективный подход, при котором учащиеся знакомятся с различными вычислительными приемами иначе. Самообучение построено таким образом, что ребенок непосредственно включается в поиск путей решения возникшей проблемы (незнакомого вида примеров и т.д.) и путем проб и мыслительных логических операций формулирует «свой» способ решения. Такая форма работы намного эффективнее, она способствует не только формированию некоторых вычислительных умений, но и является мощным двигателем для всестороннего развития ребенка: логического мышления, памяти, внимания. Работа вызывает широкий спектр положительных эмоциональных чувств: радости, самовыражения, уверенности в себе .
Формирование вычислительных умений и навыков - сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.
На современном этапе развития начального образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые способствуют не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка.
При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых познавательная мотивация выступает на первый план. Используемые вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно водить ребенка в мир математических понятий, терминов и символов.
Работая в любой системе обучения, учитель может и должен организовать работу таким образом, чтобы удовлетворить всем выше перечисленным требованиям современной школы.
Я предлагаю систему заданий и упражнений, которые дают возможность каждому ребенку проявить активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить закономерности и особенности в решении различных видов примеров, разнообразные задания позволяют развивать гибкость мышления, возможность находить свой способ решения, развивать математическую речь ребенка, не вызывают эмоциональной усталости и монотонности в работе. Вместе с тем количество упражнений и заданий достаточно для формирования прочных вычислительных умений и навыков. В данной системе уделяется особое внимание различным формам работы: это фронтальные задания, групповые, работа в парах и индивидуальные.
Данная система рассматривает основные темы, изучаемые в 1-2 классах:
На уроках используются различные виды технологий:
игровые,
поисковые и т.д.
Тема: Нумерация чисел от 0 до100.
Расставьте пропущенные числа на прямой.










1 4 8
Соедини цифры по порядку.
1 3 5 7 9
2 4 6 8 10
Нарисуй ответы.
а) -=
б) +=
в) -=
г) -=
Поставь пропущенные знаки «+» и «-».
а) ...=
б) *****...**=***
в) ...=
5 Вставить пропущенные числа.
1 2 3 9 8 7
2 3 4 8 7 6
3 4 7 6
4 6
6 Найди «лишний» столбик.
1 5 2 8 1 5 4 2
2 6 4 9 3 7 7 4
3 7 6 10 5 9 10 6
7. Заполни домики. (на все числа от 3 до 10)





5
![]()

![]()


![]()



![]()




![]()





8. Решите волшебные примеры.








- 1=
+ 2=
Найдите лишнее число.
А) 12, 15, 11, 13, 19, 14.
Б) 11, 15, 24, 11, 17,
В) 31, 13, 33, 32, 34.
Заполните пустые клеточки таблиц.
26 | 21 | 24 | | 27 | |
56 | 51 | | 50 | 57 | |
86 | | 84 | 80 | | 82 |
При изучении нумерации от 10 до 100 используются треугольники и круги. - - десяток, - единица. Данные фигуры приготовлены для показа с доски и для каждого ученика.
Записать число.





Представьте число в виде схемы.

13



Данные схемы чисел помогают детям освоить приемы сложения и вычитания до 100.
Тема: Сложение и вычитание от 0 до 100.
Сравните примеры по столбикам и по строчкам. Много ли примеров надо решить?
1+6= 7-1= 7-6=
2+5= 7-2= 7-5=
3+4= 7-3= 7-4=
Сравнить не считая.
2+4 4+2 5+4 5+3
5+2 5+3 9-3 9-4
1+4 8+1 7-4 9-4
Реши примеры.
+3=5 3 4=7 8- -2=3
=4 9 5=4 3- -1=0
6+ =8 102=8 5+ -8=0
Заполните таблицу.
+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | |
Кто быстрее обежит круг?
5
7 3
10-
6 1
2 4





Расшифруйте слово.
О 7-2 Ц 6-4 Л 6+3 М 5-1 Е 6-5 Д 2+1







4 5 9 5 3 1 2
7 -2 -1= Н 4 -1 -2= С
5 -4+1= О 2+2+2= Е
3+4 -2= Ц 4 -3+2= Л
Вставьте в пустые квадратики знаки «+» или «-».
6 1 3=4 4 1 2=7
9 5 2=2 7 2 4=1
7 4 3=0 7 2 8=1
Разбейте примеры на группы по какому - либо признаку.
5+3 7+2 8-3 7-5 5+4 6+3 8+1 8-5 7-3 7-1
Поставьте знаки «+» и «-».
5...4...3...2...1=1
10. Перфокарты. (на все случаи вычислений)
    1+1 1-1 2+1 2-1 3+1 3-1 4+1 4-1 5+1 5-1 6+1 6-1 7+1 7-1 8+1 8-1 9+1 9-1 | 1 2 3 4 5 + 2 - 2 = 6 7 8 9 |
Сравните, где это возможно.
+3 ... + ...
+5 ...+5 -2 ...
Подставить в «окошки» числа.
- 2 -
+ 5 -
+ +
Выполните вычисления с помощью схем десятков и единиц.







32+21 +
В квадратики впишите недостающие числа.
30 +
+ 39
40= 60 -
43 –
Расшифруйте примеры. (каждый значок – одно и тоже число)

=

15 =
18 + 6 =

+ 1 =
На всех этапах формирования вычислительных навыков используются занимательные задачи.
Темы:
Миллионы лет назад;
Зов далеких странствий;
Хищники и грызуны;
Насекомые и птицы;
Самые-самые и т.д.
Литература
Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов.2002г.
Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике. М. 1996г.
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике.М.2002г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.1993г.
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. М.1990г.
Истомина Н.Б.. Учебники по математике. М. 2010 - 2012г.