СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы работы с неуспевающими обучающимися

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы и методы работы с неуспевающими обучающимися

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с неуспевающими обучающимися»

Формы и методы работы с неуспевающими обучающимися на уроках географии

 В проекте представлены формы и методы работы на уроках географии в МБОУ «СШ№6» и во внеурочное время со слабоуспевающими учащимися для устранения пробелов в знаниях. Определены особенности неуспевающих и слабоуспевающих учащихся, а также представлены основные правила работы со слабоуспевающими детьми. В каждой школе обучаются дети, испытывающие трудности в освоении школьных предметов, в том числе географии.

Основная задача современной школы — «не потерять», не упустить учащихся с низкими учебными возможностями. Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявить образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Слабоуспевающие школьники характеризуются пониженной обучаемостью, предпосылками которой является несформированность необходимых интеллектуальных умений, невысоким уровнем школьной мотивации, низким социометрическим статусом.

Особенности неуспевающих и слабоуспевающих учащихся: — низкий уровень знаний, как следствие этого — отсутствие интереса; — не сформированы элементарные организационные навыки; — учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения; — нет опоры на родителей как союзников учителя-предметника; — отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся; — частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях.


При составлении плана работы со слабоуспевающими детьми стоят следующие задачи: — создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ; — отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышения мотивации слабоуспевающих учеников; — использование новых образовательных технологий, инновационных форм и методов обучения (для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися) . Основные правила работы со слабоуспевающими детьми: — создание благоприятной атмосферы на уроке; — своевременно оказывать помощь на занятиях; — изменить формы и методы учебной работы на уроках географии, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности: — освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха; — ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир которые охватывают важнейшие стороны деятельности; — культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.


Важное организационное и педагогическое условие работы со слабоуспевающими детьми — активное использование разнообразных инновационных технологий, форм, современных методов и приемов. При работе с текстовым материалом, на уроках географии используются следующие методы и приемы работы: — Чтение с остановками — это прием, который также можно применять к любому предмету на любую тему. Обязательным условием является то, что текст должен быть новым для учащихся. Присутствует комментирование текста, наиболее актуальное в 5–6 классах, однако в и 10 классе оно показало эффективность. Требует подготовки: текст должен быть разбит на части, вопросы и задания должны быть подготовлены.


Применяем приемы «Объясните данную закономерность», «Как вы прочитаете карту », «Согласны ли вы с явлением, утверждением?» Дальнейшие рассуждения могут быть домашним заданием. Данную методику можно выделить как отдельную педагогическую технологию, т. е. технологию работы с незнакомым текстом. При этом в этой технологии выделяют два взаимосвязанных аспекта: самостоятельную разработку учебного материала и накопление опыта работы с учебной литературой. Пример: культура и обычаи народов России. — Прием составления плана. Составление плана помогает «сложить» содержание текста для его запоминания и последующего «развернутого» изложения мыслей и доказательств. Пример: погодные элементы. — Составление конспекта. Конспект — это краткое, связное изложение основных идей текста или лекции. Обязательным элементом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры. Основная трудность в конспектировании заключается в том, что нужно научиться много говорить несколькими словами. Конспект делает исходные материалы понятными, удобными и полезными для использования. При этом конспект должен быть логичным, связным, понятным, иметь возможность вспомнить весь исходный текст. — Заполнение технологических карт урока. Преподаватель заранее готовит форму-карту урока, где представлены вопросы, таблицы, карточки-схемы, а ученик заполняет ее, используя различные источники информации, но основными источниками все же являются текстовые. Пример: лесные ресурсы мира, обрабатывающая промышленность мира. Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название — причинно-следственные диаграммы). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Очень хорошо работает на обобщающих уроках, например, на теме атмосфера, концепция устойчивого развития, изучения международных организаций (ЕС, ООН). Выделение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Пример: мой город, развитие туризма на Северном Кавказе, Тахтамукайском районе.


Ежегодно учащиеся МБОУ «СШ№6» сдают ГИА по географии. При подготовке к экзаменам, проверочным работам хороши и традиционные приемы работы с текстом, такие как, составление таблиц, группировка (горы, реки), выделение опорных пунктов, классификация, схематизация, ассоциации. При работе со статистическими данными на уроках географии, со слабоуспевающими детьми рекомендованы следующие методы и приемы: — Метод анализа статистических таблиц, графиков, диаграмм. Пример: анализ половозрастной таблицы России. — Построение графиков, диаграмм по статистическим данным. Пример: построение графиков температур, столбчатой диаграммы по осадкам, численности населения, кривых дожития. — Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот. Пример: выработка электроэнергии на разных типах электростанций в различных странах, перевести информацию из круговых диаграмм в таблицу и написать вывод.

Вся работа со статистической информацией требует аккуратности, внимательности, выбора масштаба или шага, написания выводов, анализа. Слабоуспевающие дети справляются с построением таблиц и диаграмм на компьютере, но намного сложнее стало работать вручную. Проблема с оформлением, выстраиванием логических цепочек и выводов. При работе с картой применяются следующие методы и приемы: — Составление карт с новой информацией, карт-схем. Пример: составление карты Африки с государствами, столицами, государственным языком и известными людьми стран. — Картографические и топографические задачки. Пример: какой корабль быстрее доплывет до места крушения, на каком склоне быстрее созреют яблоки и т. д. — Разработка туристических маршрутов. Пример: маршрут по горам Восточной Сибири. — Составление плана местности по рассказу литературных героев или описанию местности. Составление виртуальных экскурсий, определение расстояний, достопримечательностей. Примеры: варианты экскурсий по Санкт-Петербургу, Москве, Парижу ,Майкопу ,рассмотрение столиц государств. Очень важно в географии научить ребят работе с картой, это наш один из главных навыков и помощь в освоении других предметов (истории, английского языка). Важно научить слабоуспевающих детей любить карту. География начинается с карты.


Рассматривая и применяя различные приемы и методы работы со слабоуспевающими детьми на уроках географии стоит отметить, что все они чаще всего применяются интегрировано. Применение различных приемов работы на уроках приводит к разнообразию в проведение занятий, повышению интереса учеников к предмету изучения. Происходит выполнение главной задачи учителя — формирование вдумчивого ученика, способного увидеть в тексте недоговоренности, умолчания, скрытые вопросы, противоречия. При системном и систематическом использовании различных приемов и методов работы на уроках географии в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию, что повышает в целом качество образовательного процесса.



Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю правила работы с неуспевающими обучающимися:

-Верьте в способность ученика, старайтесь передать ему эту веру.

- для ученика необходим период “вживания” в материал.

- Не торопите его, научитесь ждать.

- Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.

-Вселяйте веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.

- Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.

- Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.

- Обобщение – главная составляющая любой методики.

-Научитесь управлять классом.

-Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.