СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формы работы с детьми по развитию словаря"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Формы работы с детьми по развитию словаря"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146»















Выступление на семинаре

«Интерактивные формы работы по формированию словаря дошкольников с учетом регионального компонента»















Подготовлено воспитателем ВКК

Щелкуновой М.Ю.





Рязань,2022


Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования (С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.) доказывают не только возможность и целесообразность использования ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.  В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает огромное значение, признаётся важнейшим национальным приоритетом, о чём говорится в ФГОС ДО.

 В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Ведь именно от уровня речевого и интеллектуального развития ребёнка зависит его дальнейшее овладение знаниями и успешное обучение в школе. Одна из задач речевого развития – формирование словаря ребёнка, которое рассматривается в двух аспектах. Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметного соответствия слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими словами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи.

Выделяют четыре основные задачи.

  • Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их словаре. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий и др.).

  • Уточнение словаря, т.е. словарно — стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому требуется работа по углублению понимания детьми уже известных слов, наполнению их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшему овладению обобщением, которое в них выражено, развитию умения пользоваться общеупотребительными словами.

  • Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.

  • Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.


Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как в процессе восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении — ещё и мускульно-двигательный и кинестетический (тактильный) анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Первая группа методов словарной работы:

а) непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические словесные игры и упражнения.

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

  • Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

  • Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

  • Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются в разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

Роль художественной литературы в формировании словаря детей дошкольного возраста

Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, большую роль играет и в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка.

Многие современные родители мало и неохотно побуждают детей к речевой активности, недостаточно читают произведения художественной литературы и фольклора, которые, несомненно, дают ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы разнообразны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается богатство, легкость и выразительность языка, наполненного образными выражениями и сравнениями. Приобщаясь к художественной литературе, ребенок дошкольного возраста накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи родного языка.

Особую роль произведения художественной литературы выполняют в обогащении речи детей образными словами и выражениями: «Поёт зима, аукает», «Чародейкою зимою околдован лес стоит», «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна». Знакомя детей с художественной литературой и произведениями устного народного творчества важно включать произведения своего края, своей Малой Родины.

На занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой используются следующие приемы работы над словом:

  • обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения;

  • акцентирование внимания детей на словах, несущих основную смысловую нагрузку;

  • лексический анализ языка художественного произведения (объяснение значений незнакомых слов и выражений, уточнение значения слов, употребляемых в переносном значении, анализ выразительных средств языка);

  • проговаривание незнакомых слов детьми;

  • замена авторских слов словами близкими по смыслу;

  • подбор слов, характеризующих героев произведения;

  • употребление новых слов в разном контексте;

Прекрасным средством развития мышления и образной речи ребёнка являются пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки. Работа над пониманием смысла этих произведений проходит в несколько этапов: объяснение смысла фольклорного произведения, непосредственное включение в нужную ситуацию, самостоятельное использование детьми в активной речи.

В своей работе по формированию словаря детей используем материалы краеведческого плана. Знакомя детей с родным городом, с его историей и культурой мы обогащаем, уточняем и активизируем в речи детей новые слова и выражения, которые в дальнейшем будут использоваться детьми в связной речи.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления у детей дошкольного возраста для успешного решения задач по речевому развитию (а так же по другим направлениям образовательной работы) нужна хорошая демонстрационная база, и здесь на помощь приходят ИКТ и ЭОР. Электронные ресурсы позволяют провести виртуальные экскурсии, подобрать качественный эстетический материал, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям детей, позволяет создать мотивацию у детей к активной деятельности, погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Использование ИКТ возможно на любом этапе изучения темы: при объяснении нового материала, при закреплении и обобщении. Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала являются мультимедийные презентации, эффективнее включать их в образовательную деятельность на этапе ознакомления с миром природы, социальным окружением, с региональным компонентом и на этапе обогащения и уточнения словаря. Для образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию мной созданы мультимедийные презентации:

  • «Рязанская народная игрушка»

  • «Окский биосферный заповедник»

  • «Птицы Рязанского края»

  • «В стране берёзового ситца»

  • «История одной улицы»

  • «Профессия-повар» по ознакомлению с профессией повара, расширению и уточнению предметного и глагольного словаря

  • «Едет, лети, плывёт» на классификацию видов транспорта, обогащению и уточнению предметного и глагольного словаря по теме «Транспорт»

  • Созданы электронные картотеки «Загадки о старинных предметах», «Морские загадки»

  • Лэпбук «Птицы Рязанского края», в котором есть фонотека «Голоса птиц»

На этапе закрепления знаний о предметах и явлениях, активизации словаря использую ЭОР, ко многим презентациям разработаны игры с триггерами, которые позволяют в увлекательной игре обобщить, закрепить определённые знания и конечно ввести новые слова в активную речь детей.

 Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, поэтому в своей работе сочетаю традиционные и электронные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.