Формы работы с детьми в ДОУ
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни?
Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Важно, на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
По опыту своей работы в ДОУ мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей. Поэтому целью нашей работы является следующее: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Решая задачи по укреплению здоровья воспитанников, возникла необходимость во взаимодействии всех педагогов. Главной целью, которого является – научить ребенка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания. Работа воспитателя по здоровьесбережению ведущая и объединяющая, он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как он постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Я лишь звено в системе физкультурно-оздоровительной работы. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей не только в организации и проведении режимных моментов, но и в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, закаливание, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.).
Единая основа проблем физического и нервно-психического развития детей обусловила создание двигательных программ развития ребенка. Поэтому внедрение инновационных технологий и вкрапление оздоровительных мер для меня стала первоочередной и своевременной задачей.
Обеспечить правильное физическое воспитание детей, хорошее здоровье каждого ребенка можно только при условии четко организованного медико-педагогического контроля, за физическим развитием и состоянием здоровья и планирования всей оздоровительной и воспитательной работы с детьми.
Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в работе традиционных и нетрадиционных форм работы.
Большую роль, в сохранении и укреплении здоровья детей, играет регулярное проведение непосредственной образовательной деятельности «Физическая культура», в которую включены игры и задания с дошкольниками, разнообразные элементы двигательной активности: ходьба, бег, лазание, прыжки, метание, упражнения с использованием спортивного инвентаря. Профилактика нарушения плоскостопия и осанки, как закаливающая процедура, ходьба босиком. Осуществляя задачи дошкольного учреждения, ведется планомерная, системная работа.
Физическая культура формируется по следующим типам: классические, игровые, сюжетные, комплексные, самостоятельные, тематические, тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.)
Чаще всего в своей работе я широко применяю такие формы как: утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика не только взбодрит тело с утра, но и придаст бодрости организму на целый день, увеличит поступление кислорода в организм и тем самым увеличит работоспособность мозга.
Польза утренней гимнастики:
• Она пробуждает, оздоравливает и укрепляет организм.
• Улучшает кровообращение, что помогает активизировать все системы организма, повышает общий тонус.
• Обладает закаливающим действием.
• Дисциплинирует ребенка.
• Повышает настроение, улучшает работоспособность сердечно - сосудистой системы.
Дыхательная гимнастика.
Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика. Большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.
Психомышечная тренировка.
Почти все новые программы по физическому воспитанию дошкольников включают в физкультурно-оздоровительную работу психопрофилактические мероприятия, в том числе и обучение психорегуляции.
В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация, то есть расслабление мышц. С помощью определенных приемов (контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения), дети учатся произвольно расслаблять мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, или спокойной музыкой (шум прибоя и т.д.)
Закаливание.
Закаливание – важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание детей в ДОУ предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и другое.
Физическая культура – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, основная ее форма – физкультурное занятие.
Традиционное физкультурное занятие едино и подчинено общей цели – вызывать усиленное действие физиологических функций организма ребенка, способствовать развитию физических качеств, формированию движений и правильной осанки, улучшению ориентировки в пространстве, слаженности действий в коллективе.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребёнка.
Форма нетрадиционных физкультурных занятий:
-игровые занятия – построенные на основе игр, эстафет.
Игровой метод придает воспитательно-образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают действия и игры с мячом, через них совершенствуются навыки большинства основных движений, а также благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.
Например, упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
Спортивные упражнения приобщают детей к единоборству, способствуют обогащению их эмоциональной сферы т.к. в процессе соревнований участники переживают радость победы или горечь поражения. Все это способствует развитию внутренних мотивов для совершенствования движений.
Обстановка единоборства обычно повышает активность участников и побуждает их к общению. Активизация их общения между собой проявляется в том, что они вместе определяют и обсуждают результаты соревнования. В соревнованиях развивается стремление выиграть, поэтому дети острее реагируют на выполнение простых правил.
-круговая тренировка;
- занятие построенное на одном движении, вариант тренировочного занятия, выбирается только один из видов (например, лазание);
Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста и развития детей.
Упражнения хатхи-йоги:
Развивают гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок, исправляет сутулость;
Укрепляет мышечный корсет, что является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, развивает крупную и малую моторику;
Улучшается координация движений, тренируется вестибюлярный аппарат;
Активизируют работу внутренних органов, укрепляют нервную систему, способствуют концентрации внимания, развивают воображение, сенсорный аппарат.
Упражнения хатха-йоги выполняются без снарядов, что позволяет независимо то внешних условий задавать организму необходимый объём физической нагрузки.
-корригирующая гимнастика;
-гимнастика для глаз;
СОВМЕСТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ.
Таким образом, в работе с родителями решаются следующие задачи: повысить их ответственность за воспитание ребенка, пробудить у них интерес и желание заниматься с ним, вызывать желание сотрудничать с детским садом.
Физическая культура является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Занимаясь с дошкольниками, и используя нетрадиционные технологии, я обратила внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными.
Используя перечисленные формы работы, и объединяя их с игровой деятельностью, я стала видеть, что наши воспитанники меняются: они становятся активнее, коммуникабельнее, увереннее в себе, доброжелательнее. А главное – у них появилась возможность приобрести навыки ЗОЖ, не только сохранить, но и укрепить здоровье. Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и нетрадиционных форм работы, дает свои положительные результаты.
Поэтому можно сделать вывод, что организованная воспитательно-образовательная и физкультурно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей: способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально-адаптивной сферы.
Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно-образовательной и физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.