Организационный момент. 1.Психологический настрой. Дети в паре говорит своему соседу пожелание. 2. Проверка домашнего задания: стр. 173 Упр. 3 а,б. 3 А. NH4NO2 N2 NH3 NH4NO3 N2O NH4NO2-N2+2H2O N2+3H2=2NH3 NH3+HNO3=NH4NO3+H2 NH4NO3=H2O+N2O 3 B. NH4Cl NH3 N2 NO NO2 NaNO2 HNO2 NH4Cl +NaOH= NaCl+NH3+H2O 4 NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O N2 +O2 = 2NO 2 NO + O2 = 2 NO2 2 NO2 + 2 NaOH = NaNO3 +NaNO2 +H2O 2 NaNO2 +H2SO4 = 2 HNO2 + Na2SO4 2. Мотивационный этап. Академик А.Е.Ферсман назвал этот элемент « элементом мысли и жизни», без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он - основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей. Является жителем V-A под группы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. О каком элементе идет речь? (учащиеся называют элемент фосфор) Дети определяют тему урока. Совместное целеполагание. Сверка предположений с целью обучения. Давать характеристику фосфору по положению в Периодической таблице; -знать строение фосфора и его аллотропных модификаций; -называть месторождения фосфора в Казахстане - называть химические свойства фосфора и его соединений Проблемный вопрос: Какие сведения о фосфоре вам были известны до сегодняшнего урока? Предлагаю схему «Паучок» (элемент технологии критического мышления), где к лапкам паучка записывается элемент ответа. Объяснение материала: Предлагаю вам разделиться на 4 групп; каждой из групп раздаются по кластеру (А3) и цветным карандашам. 1 группе необходимо рассмотреть распространение фосфора в положение в периодической системе, нахождение в природе. (стр.175) 2 группе зафиксировать получение, физические и химические свойства элемента. (стр.176) 3 группе рассмотреть оксиды фосфора. (стр.177) 4 группе указать основные химические свойства фосфорной кислоты. (стр.178) Спикер из группы переходят по часовой стрелке в другие группы После 10 минут идет защита кластеров каждой команды. В) Для всех: Решить цепочку: Р РCl3 Р2О5 Н3РО4 Дескриптор | Обучающийся | | - называть химические свойства фосфора и его соединений | Для некоторых: закончите уравнения: Р + F2 = Al + P = Укажите окислитель и восстановитель Декрипторы | Обучающийся | | - называть химические свойства фосфора и его соединений | | -называет восстановитель и окислитель | Закрепление (обучающее тестирование). 1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора: 1) 2,8,3; 2) 2,5; 3) 2,8,5; 4) 2,8,8,5. 2. Высшая степень окисления фосфора равна: 1) +1; 2) +2; 3) +3; 4) +5. 3. Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора: 1) R2O; 2) RO; 3) R2 O3; 4) R2O5. 4. Формула летучего водородного соединения фосфора: 1) RH3; 2) RH4; 3) H2R; 4) HR. 5. Фосфорная кислота взаимодействует с : 1) Цинком; 2) Медью; 3) Гидроксидом калия; 4) Соляной кислотой; 5) Оксидом магния. Дескрипторы | Обучающийся | | - называет по положению степень окисления, количество электронов, высшие оксиды, водородные соединения | | | Домашнее задание: Домашнее задание. Дифференциация по интересу. § 37. Прочитать Стр. 181 Упр.В (3), С (1) Написать 5 химических уравнений взаимодействия фосфора с простыми и сложными веществами. |