СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Фосфор и его соединения"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект модульного урока по теме "Фосфор и его соединения". Может быть использован при изучении темы "Неметаллы" в 9 классе. Цель урока: Узнать особенности строения атома фосфора, свойства фосфора и его соединений, биологическую роль и области применения соединений фосфора; научиться записывать уравнения химических реакций фосфора и его соединений.

Просмотр содержимого документа
«"Фосфор и его соединения"»

Фосфор и его соединения

Цели. Узнать особенности строения атома фосфора, свойства фосфора и его соединений, биологическую роль и области применения соединений фосфора; научиться записывать уравнения химических реакций фосфора и его соединений.


УЭ-1.

Цель. Углубить и конкретизировать знания о строении атома фосфора.

Задание

1. Прочитайте в учебнике § 28, п. 1, с. 159 «Строение и свойства атомов».

2. Ответьте в тетрадях на следующие вопросы:

1) Перечислите химические элементы, входящие в состав V группы главной подгруппы. (1 балл.)

2) Каковы особенности строения внешнего энергетического уровня атомов химических элементов V группы главной подгруппы? (1 балл.)

3) Изобразите строение атома фосфора, запишите электронную формулу. В чем отличие строения атомов азота и фосфора? (1 балл.)

4) Какими свойствами – восстановительными или окислительными – обладает фосфор? Почему?

(2 балла.)

5) Перечислите степени окисления, которые может проявлять фосфор, и приведите примеры соединений с этими степенями окисления. (3 балла.)

6) Составьте и напишите формулы следующих соединений фосфора:

а) фосфид магния;

б) фосфид алюминия;

в) оксид фосфора(V);

г) оксид фосфора(III). (4 балла.)


УЭ-2.

Цель. Самостоятельно изучить и конкретизировать физические и химические свойства простого вещества фосфора.

Задание:

1. Прочитайте в § 28 п. 2, с. 159–160 «Фосфор – простое вещество».

2. Заполните в тетрадях таблицу. (4 балла.)

Аллотропные модификации

Кристаллическая решетка

Физические свойства

Применение, основанное на физ. свойствах

Белый




Красный





3. Выполните упражнение в тетради.

Задание. Закончите уравнения реакций и расставьте коэффициенты. (5 баллов.)

1-й вариант

а) К + Р … ;

б) Ba + Р ... ;

в) Р + О2 (изб.) … ;

г) Мg3Р2 + НСl … ;

д) Р + О2 (недост.) … .

2-й вариант

а) Р + О2 (недост.) … ;

б) Na + Р … ;

в) Mg + P … ;

г) Р + О2 (изб.) … ;

д) Ba3Р2 + HCl … .


УЭ-4.

Цели. Самостоятельно изучить соединения фосфора, углубить знания о химических свойствах фосфора и его соединений.

Задание

1. Прочитайте в § 28 п. 3, с. 160 – 161 «Соединения фосфора».

2. Ответьте в тетрадях на вопросы:

1) Какие соединения фосфора наиболее устойчивы? С какой степенью окисления? Почему? Приведите примеры таких соединений. (3 балла.)

2) Какими физическими свойствами обладает оксид фосфора(V)? Кислотные или основные свойства проявляет Р2О5? (3 балла.)

3) Запишите уравнения реакций взаимодействия оксида фосфора(V):

а) с CaО;

б) с H2O;

б) с Ca(OH)2. (6 баллов.)

4) Какая кислота соответствует оксиду Р2О5? Охарактеризуйте ее физические свойства. (2 балла.)

5) Почему ортофосфорная кислота образует три ряда солей? Приведите примеры этих солей. (2 балла.)

6) Назовите качественный реактив на Н3РО4 и ее соли. Запишите уравнение соответствующей химической реакции в молекулярном и ионном видах. (2 балла.)

3. В тетрадях напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. (8 баллов.)


1-й вариант

2-й вариант


УЭ-5.

Цели. Самостоятельно изучить биологическое значение фосфора, сформулировать и записать значение и применение фосфора и его соединений.

Задание

1. Прочитайте в § 28 п. 4 и 5, с. 161 – 162 «Биологическое значение фосфора».

2. Ответьте в тетрадях на вопросы:

1) В каких тканях организма человека химического элемента фосфора содержится больше всего?

(1 балл.)

2) В состав каких органических веществ входит химический элемент фосфор? Какова роль этих органических веществ в жизнедеятельности человека? (2 балла.)

3) Где применяется фосфор и его соединения? (3 балла.)


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Kоличество баллов

Оценка

48 – 53

«Пять»

38 - 47

«Четыре»

24 - 37

«Три»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!