Ф
отовыставка "Как прекрасна Родина моя!" (сценарий)
(для учащихся 5-7 классов, г. Брест, Беларусь)
Пешко О.С., педагог доп.образования, г.Брест
Цель: Развитие патриотических чувств, эстетического восприятия родного края и навыков представления своего творчества через создание коллективной онлайн-фотовыставки.
Задачи:
Познакомить учащихся с красотой и разнообразием природы, истории и культуры Бреста и Брестской области через фотографии прошлых лет и современные работы.
Стимулировать учащихся к самостоятельному фототворчеству, направленному на поиск прекрасного в родном городе и крае.
Развить навыки составления осмысленных подписей к фотографиям (название, краткое описание, личное отношение).
Организовать коллективное взаимодействие через создание онлайн-выставки в группе ВКонтакте.
Создать условия для рефлексии и обмена впечатлениями о работах сверстников.
Формы работы:
Фронтальная: Вводная беседа, просмотр альбомов и выставки.
Индивидуальная: Самостоятельная фотосъемка, написание подписей к своим фотографиям.
Групповая (онлайн): Публикация фотографий в группе ВК, комментирование работ одноклассников.
Коллективная (онлайн): Создание общей онлайн-выставки в группе ВК.
Ход мероприятия:
Подготовительный этап (педагогом):
Создание/Проверка группы ВК: Убедиться, что группа «Истоки» (https://vk.com/club123249065) готова к приему работ. Создать отдельный альбом для выставки "Как прекрасна Родина моя! текущий год) с открытыми настройками комментирования. Написать приветственный пост-анонс выставки.
Подбор материалов: Подготовить альбомы с лучшими работами фотоконкурсов прошлых лет (физические или цифровые на проекторе). Организовать небольшую офлайн-выставку (на стенде в классе/рекреации) из 10-15 лучших/тематических работ прошлых лет или подготовленных педагогом/активом специально для вдохновения.
Инструкция для учащихся: Подготовить четкую инструкцию для учащихся:
Тематика: Природа Бреста и области (парки, реки Мухавец/Буг, закаты, растения, животные), Архитектура (Брестская крепость, ул. Советская, старинные и современные здания, храмы), Культура и традиции (городские праздники, фестивали, моменты из жизни горожан), "Мой любимый уголок Бреста".
Требования к фото: Хорошее качество (четкость, освещение), соответствие теме. Можно снимать на смартфон.
Требования к публикации ВК: Размещать фото ТОЛЬКО в специально созданном альбоме группы «Истоки».
Обязательная подпись к фото:
Название фотографии
Автор: Имя Фамилия, Класс (например, 6 "А")
Место съемки: (например, Парк воинов-интернационалистов, набережная р. Мухавец, ул. Гоголя)
Краткий рассказ (3-5 предложений): Что изображено? Почему выбрал именно этот сюжет/место? Чем оно дорого тебе или чем удивило? Что чувствуешь, глядя на эту фотографию?
Можно комментировать работы других участников (только позитивно, конструктивно!).
Сроки публикации: Указать временное окно (например, 5-7 дней после основного мероприятия).
Важно! Напоминание о безопасности: Не публиковать фото с четко узнаваемыми лицами несовершеннолетних без разрешения родителей, не указывать точные адреса частных домов. Соблюдать закон о персональных данных.
Основной этап (Проведение выставки в классе/школе - 45-60 минут):
Вступление (5 мин):Педагог приветствует участников.
Объясняет цель и задачи фотовыставки: "Сегодня мы не просто смотрим красивые картинки. Мы учимся видеть красоту вокруг нас – в нашем родном Бресте, в его парках, улицах, в лицах людей. Мы посмотрим, как это делали ребята до нас, а потом и вы создадите свою часть большой выставки!"
Анонсирует формат: Сначала смотрим архив и выставку, потом каждый сможет создать и опубликовать свою работу в группе «Истоки» ВКонтакте.
Часть 1: Погружение в красоту прошлых лет (20-25 мин):
Просмотр альбомов прошлых лет: Учитель вместе с учащимися просматривает подготовленные альбомы фотоконкурсов прошлых лет (или слайд-шоу на проекторе). Акцентирует внимание на:
Разнообразии тем (природа, архитектура, люди, события).
Удачных ракурсах, интересных моментах.
Как подписи к фото (название, описание) помогают понять замысел автора и узнать что-то новое о знакомых местах.
Узнаваемых местах Бреста ("Посмотрите, это же наша набережная/парк/крепость! А вы узнали это место?")
Обсуждение офлайн-выставки: Учитель подводит учащихся к подготовленной офлайн-выставке. Задает вопросы:
"Какая фотография вам понравилась больше всего? Почему?"
"Что автор хотел показать этой фотографией?"
"Узнаете ли вы места на этих фото? Бывали ли там?"
"Как вы думаете, почему это место/момент можно назвать "прекрасной Родиной"?"
Связь с онлайн-частью: Учитель напоминает: "Скоро и ваши фотографии, с вашими историями, увидят не только мы в классе, но и другие участники группы «Истоки» в ВК! Давайте повторим, как это сделать правильно."
Часть 2: Инструктаж и запуск онлайн-выставки (10-15 мин):
Повторение инструкции: Педагог кратко, четко и наглядно (можно показать на проекторе скриншоты группы и альбома) повторяет правила публикации в группе ВК:
Куда заходить (ссылка на группу: https://vk.com/club123249065).
В какой именно альбом добавлять фото.
Обязательные элементы подписи: Название, Автор (Имя, Фамилия, Класс), Место съемки, Краткий рассказ (3-5 предложений - ЧТО? ПОЧЕМУ? ЧУВСТВА?).
Сроки, отведенные на публикацию (напр., до [Дата]).
Правила комментирования (уважение, конструктив).
Напоминание о безопасности.
Ответы на вопросы: Учитель отвечает на возникшие у учащихся вопросы.
Мотивация: "Ваша задача – не просто сбросить фото, а создать маленький рассказ в картинке о том, что для вас прекрасно в нашем Бресте. Пусть ваши фото и подписи вдохновят других увидеть родной город по-новому!"
Подведение итогов (После завершения срока публикации в ВК - можно на след. уроке или онлайн):
Обзор онлайн-выставки: Педагог (или выбранные ученики-помощники) просматривают созданный альбом в группе «Истоки». Отмечают:
Количество участников и опубликованных работ.
Разнообразие представленных тем и мест Бреста и области.
Общее качество фотографий и подписей.
Выявление ярких работ (НЕ конкурс, а выделение): Вместо конкурса и победителей, педагог (возможно, с помощью голосования или обсуждения в группе/чате) выделяет несколько работ по позитивным номинациям, например:
"Самый душевный рассказ"
"Самое неожиданное место"
"Лучший пейзаж Бреста"
"Самый внимательный взгляд на детали"
"Фото, которое захотелось посмотреть самому"
"Самая активный комментатор" (за конструктивные комментарии)
Оглашение "итогов": На уроке или в посте в группе ВК учитель:
Благодарит ВСЕХ участников за труд и творчество.
Кратко рассказывает о том, какая получилась выставка (сколько работ, какие темы преобладали).
Позитивно упоминает выделенные работы (авторов и названия/суть), объясняя, чем именно они запомнились. Например: "Особенно тронул рассказ Саши Петрова (6Б) к фото "Мой старый друг дуб" в парке 1000-летия – видно, как автор чувствует связь с этим местом!".
Подчеркивает, что выставка – это коллективный успех и возможность увидеть родной город глазами одноклассников.
Напоминает, что альбом остается в группе как памятный проект.
Рефлексия (10-15 мин на уроке после подведения итогов или через анкету/комментарии в ВК):
Цель: Осмыслить личный опыт и впечатления от участия.
Варианты проведения:
Устно в классе:
"Что нового и интересного ты узнал(а) о Бресте, просматривая архивные фото и работы одноклассников?"
"Было ли сложно выбрать объект для съемки и написать о нем? Что оказалось самым легким/трудным?"
"Какая фотография (кроме своей) из онлайн-выставки тебе запомнилась больше всего? Почему? Может быть, ты даже узнал(а) что-то новое о знакомом месте?"
"Изменилось ли твое восприятие родного города после этого проекта? Если да, то как?"
"Как ты думаешь, зачем нам нужно замечать красоту вокруг и делиться ею с другими?"
Письменно (мини-анкета или комментарий в специальном посте в ВК):
Напиши 2-3 слова, которые у тебя ассоциируются с проектом "Как прекрасна Родина моя!" (например: открытие, красота, Брест, фото, рассказ, гордость...).
Самое главное, что я понял(а) о своем крае, участвуя в этом проекте: ...
Самое интересное, что я увидел(а) на фотографиях других участников: ...
Мне понравилось (в проекте)... Мне показалось сложным...
Хотел(а) бы я поучаствовать в таком еще раз? Почему?
Важные дополнения:
Родители: Проинформировать родителей о проекте (цель, использование ВК, правила безопасности), получить согласие на публикацию фото ребенка (если лицо видно) или акцентировать съемку пейзажей/архитектуры.
Техподдержка: Быть готовым помочь учащимся с техническими вопросами публикации в ВК (как загрузить в альбом, где написать подпись).
Модерация: Следить за комментариями в альбоме, пресекать негатив, поощрять конструктивное обсуждение.
Память: По итогам можно создать виртуальный тур по выставке (склейка слайд-шоу из работ) или PDF-буклет с лучшими фото и подписями для школьного сайта/архива.
Итоговый результат: Учащиеся не только увидят красоту Бреста через объективы сверстников прошлых и настоящих лет, но и станут активными создателями коллективного цифрового полотна, выражающего их любовь и видение родного города, научатся презентовать свои идеи и рефлексировать над увиденным и созданным. Успешной выставки!
4