Содержание
Пояснительная записка.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
– формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
– развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
– проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
– освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
– обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка / к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
– становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
– раскрытие роли человека в природе и обществе;
– освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира,
‒ 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина ‒ Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях.
Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения ‒ пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках: текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение); описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
3 КЛАСС. УМК «Гармония»
Тема раздела | Тема | Кол-во часов | Формы организа ции обучения | Планируемые результаты | Виды деятельности |
Предметные | Метапредметные УУД |
Разнообразие изменений в окружающем мире. | Земля - наш общий дом. Повторение и систематизация знаний 1 и 2 классов Разнообразие изменений в окружающем мире. Времена года. Старинный и современный календарь Природные явления и погода Необычные природные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных явлений Температура и ее измерение Практическая работа по изготовлению термометра и измерению температуры. Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе Прогноз погоды | 8 | Урок, урок-игра, занятие, экскурсия, интегриро ванный урок | -знает разнообразие изменений в окружающем мире, времена года, старинный и современный календарь; -ориентируется в природных явлениях и погоде; -замечает необычные природные явления; -знает правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных явлений; -знает, что такое температура, умеет её измерять | Познавательные: -оперирует ранее изученными понятиями Регулятивные: -принимает и удерживает учебную задачу Коммуникативные: -соблюдает нормы речевого этикета Личностные: -проявляет учебно-познавательный интерес к учебному процессу | -составление устных рассказов; - дидактические игры; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; -выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь, словарь); -самостоятельные работы по вариантам; - моделирование; -практические работы |
Осенние изменения в природе и в жизни человека | Осень в неживой природе Растения осенью. Практическая работа по составлению аппликации «Лето и осень». Осенние явления в жизни животных. Осень в жизни человека. Осенние заботы и обычаи наших предков. Ролевая игра «Осенняя ярмарка» Обобщающий урок. | 5 | Урок, урок-игра, занятие, экскурсия, интегриро ванный урок | -знает осенние изменения в жизни животных, жизни человека | Познавательные: -следует алгоритму деятельности при решении проблем Регулятивные: -соотносит известное содержание с неизвестным Коммуникативные: -оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя; -принимает правила работы в паре, в группе Личностные: - бережно относится к материальным и духовным ценностям под контролем взрослого | -составление устных рассказов; - дидактические игры; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; -выполнение индивидуальных заданий; -самостоятельные работы по вариантам; - моделирование; -практические работы |
Тела и вещества. | Тела и вещества. Три состояния вещества. Строение и свойства веществ Удивительные открытия. | 3 | Урок, урок-игра, занятие, экскурсия, интегриро ванный урок | -знает, что такое тело и вещество, умеет их выделять | Познавательные: -оперирует ранее изученными понятиями Регулятивные: -выделяет и осознает то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить Коммуникативные: -соблюдает нормы речевого этикета Личностные: -проявляет учебно-познавательный интерес к учебному процессу | -составление устных рассказов; - дидактические игры; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; -выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь, словарь); -самостоятельные работы по вариантам; - моделирование; -практические работы |
Свойства воздуха, воды, почвы. | Воздух и его состав Свойства воздуха. Движение воздуха. Как используют воздух Вода и ее свойства Очистка воды. Практическая работа по очистке воды с помощью фильтра. Превращения воды Круговорот воды в природе Почва, ее состав и свойства. Практическая работа по определению состава почвы. Обитатели почвы. Изготовление аппликации «Обитатели почвы.» Почва - кормилица. Как возделывали почву наши предки Обобщающий урок. | 11 | Урок, урок-игра, занятие, экскурсия, интегриро ванный урок | -знает значение воздуха для живого, физические свойства воздуха, состав чистого воздуха, различие состава воздуха в лесу, у водоема, в городе, в комнате; -знает источники загрязнения воздуха, меры по охране воздуха от загрязнения; -знает, как использовали воздух наши предки; -знает значение воды для живого, различие соленой и пресной воды в природе, физические свойства воды; -знает, что вода – растворитель, три состояния воды, процессы перехода воды из одного состояния в другое; -знает, как образуются туман и роса, круговорот воды в природе; -знает источники загрязнения воды, меры по охране ее чистоты, приемы очистки воды в природе, в быту, в городе; -понимает необходимость бережного использования воды; -знает значение почвы для живого, образование почвы, состав почвы и ее плодородие; -знает обитателей почвы, взаимосвязь растений и почвенных животных, разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека; -знает старинный и современный опыт возделывания и сохранения плодородия почвы меры по охране почвы от разрушения и загрязнения, правила гигиены при работе с почвой | Познавательные: -преобразовывает информацию из одной формы в другую с выделением существенных характеристик объектов Регулятивные: -определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя Коммуникативные: -использует разные источники информации, отбирает необходимые по содержанию в соответствии с поставленной целью Личностные: -корректирует свои действия в связи с изменившимися условиями | -составление устных рассказов; - дидактические игры; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; -выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь, словарь); -самостоятельные работы по вариантам; - моделирование; -практические работы |
Зимние изменения в природе и жизни человека | Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе Зимние явления в неживой природе. Растения зимой Зима в жизни животных Январь - середина зимы. Зима в жизни наших предков | 6 | Урок, урок-игра, занятие, экскурсия, интегриро ванный урок | -ориентируется в признаках зимы; -знает, что 22 декабря – день зимнего солнцестояния; -знает особенности погоды зимних месяцев, образование снежинок, снегопад, снеговой покров, ледостав, свойства снега и льда; -знает значение снегового покрова и ледостава для обитателей почвы и водоемов; -знает зимние явления: изморозь, гололед, метель, оттепель; -понимает опасность снежных заносов, гололедицы, оттепели для растений, животных, человека, изменения в жизни растений с приходом зимы; -объясняет зимний период в жизни травянистых растений, кустарников, кустарничков, деревьев, приспособляемость животных разных групп к зимнему периоду: линька, спячка животных; -понимает взаимосвязь растений и животных зимой | Познавательные: -преобразовывает информацию из одной формы в другую с выделением существенных характеристик объектов Регулятивные: -оценивает свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом Коммуникативные: -понимает позиции разных участников коммуникации Личностные: -критически относится к своему и чужому мнению на основе заданного эталона морали | -составление устных рассказов; - дидактические игры; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; -выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь, словарь); -самостоятельные работы по вариантам; - моделирование; -практические работы |
Организм человека и его здоровье | Организм человека Скелет - надежная опора и защита Мышцы и их назначение. Развитие мышц Органы дыхания. Предупреждение их заболевания. Вред курения Питание и органы пищеварения. Как питались наши предки Кровь и кровообращение Очистка организма, органы выделения Органы чувств Нервная система и ее роль в организме Память. Развитие памяти Как лечились наши предки Здоровый образ жизни. Обобщающий урок. | 12 | Урок, урок-игра, занятие, экскурсия, интегриро ванный урок | -знает науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья; -знает этапы развития человека; -знает основные части скелета и их назначение, свойства костей скелета и функции суставов; -знает меры предупреждения искривления позвоночника, первую помощь при переломах; -знает назначение мышц, важность тренировки мышц, первую помощь при растяжении связок; -знает роль крови в организме, органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды; -умеет измерять пульс; -знает необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу, первую помощь при кровотечениях; -знает органы дыхания, дыхательные движения и газообмен в легких, инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение; -понимает вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы кровообращения и дыхания, вред табачного дыма и ядовитых газов; -понимает важность пребывания на свежем воздухе; -знает правила правильного и здорового питания; -знает органы пищеварения; -знает роль зубов в пищеварении; -знает уход за зубами; -знает источники пищевых отравлений; -знает меры предупреждения заболеваний органов пищеварения; -знает органы выделения, функции почек и кожи, гигиену кожи, первую помощь при обморожениях и ожогах; -знает приемы закаливания организма; -знает органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. гигиену органов чувств, предупреждение их заболеваний; -знает назначение нервной системы, роль головного и спинного мозга; -понимает значение выполнения режима дня для здоровья; -понимает роль природы в сохранении и укреплении нервной системы | Познавательные: -следует алгоритму деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные: -соотносит известное содержание с неизвестным Коммуникативные: -использует разные источники информации, отбирает необходимые по содержанию в соответствии с поставленной целью Личностные: -понимает причинно-следственную связь между собственной деятельностью и полученным результатом учения | -составление устных рассказов; - дидактические игры; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; -выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь, словарь); -самостоятельные работы по вариантам; - моделирование; -практические работы |
Развитие животных и растений Весна – утро года | Весна - утро года. Старинные обычаи встречи весны Размножение животных. Развитие птиц Развитие рыб и земноводных Стадии развития насекомых Растение - живой организм. Органы растения Развитие растения из семени. Корневая система растения Стебли и листья растений, их функции Цветок и плод растения. Распространение семян. Практическая работа изготовление аппликации» От семени до семени» Весенние изменения в жизни растений и животных Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и в жизни людей Обобщающий урок. | 11 | Урок, урок-игра, занятие, экскурсия, интегриро ванный урок | -знает стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных; -понимает важность знаний о стадиях развития животных; -знает многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), условия, необходимые для развития растений; -различает теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения; -понимает, что растение – живой организм; -знает органы цветкового растения, значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения, разнообразие плодов и семян, распространение семян; -понимает жизненный цикл однолетнего цветкового растения от семени до семени, способы вегетативного размножения растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью) растения; -знает природные изменения весной -знает особенности ухода весной за комнатными растениями, домашними животными… | Познавательные: -умеет выделять и формулировать познавательные цели под руководством учителя Регулятивные: -вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец Коммуникативные: -оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает правила работы в паре, в группе Личностные: -ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей | -составление устных рассказов; - дидактические игры; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; -выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь, словарь); -самостоятельные работы по вариантам; - моделирование; -практические работы |
Изменение быта и культуры наших предков | Что и как изучает история Природа в жизни наших предков. Уклад жизни на Руси. Ролевые игры (представление уклада жизни предков по выбору) Жизнь на селе в старину. Крестьянский труд Старинный город. Ремесленники, их изделия Торговое дело на Руси Одежда наших предков. Практическая работа по созданию моделей одежды наших предков. Учение на Руси. Как жили наши предки. Обобщающий урок. Экскурсия по городу или в краеведческий музей. Что мы узнали об изменениях в окружающем мире. Обобщение и систематизация знаний 3 класса | 10 | Урок, урок-игра, занятие, экскурсия, интегриро ванный урок | -понимает, что родной язык и народный фольклор — это источники знаний о быте и культуре народа; -понимает старинный уклад жизни наших предков; -знает устройство старинной избы, занятия горожан в старину; -понимает значение дерева в жизни наших предков; -знает памятники старины, сохранившиеся в родном крае, национальные одежды жителей родного края | Познавательные: -умеет сопоставить факты, на их основании выдвинуть гипотезу Регулятивные: -знает способы мобилизации сил и энергии Коммуникативные: -создает сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-, аудиозаписи Личностные: -понимает причинно-следственную связь между собственной деятельностью и полученным результатом учения | -составление устных рассказов; - дидактические игры; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; -выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь, словарь); -самостоятельные работы по вариантам; - моделирование; -практические работы |
Впереди – лето | Летние изменения в неживой и живой природе. Правила безопасного поведения во время летних каникул. | 2 | Урок, урок-игра, занятие, экскурсия, интегриро ванный урок | -знает изменения в неживой и живой природе с приходом лета; -знает заботы жителей сельской и городской местности в летний период; -знает правила безопасного поведения на солнце, на воде, в лесу, в городе во время летних каникул | Познавательные: -оперирует ранее изученными понятиями Регулятивные: -оценивает свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом Коммуникативные: -готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя) Личностные: -выполняет требования по соблюдению здорового образа жизни | -составление устных рассказов; - дидактические игры; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; -выполнение индивидуальных заданий; -самостоятельные работы по вариантам; - моделирование; -практические работы |
УМК
класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающегося | УМК учителя |
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент |
3 | 2 ч | | | Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Авторы: Н.Б.Истомина, О.Т. Поглазова М.С.Соловейчик Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова. | 1)О.Т. Поглазова. Окружающий мир: учебник 1,2 части для 3 класса четырёхлетней нач. школы. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012г. 2)О.Т. Поглазова. Окружающий мир: рабочая тетрадь 1,2 ч. к учебнику 3 класса четырёхлетней нач. школы. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2016г. | О.Т.Поглазова. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 3класса. Пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2007г.3О.Т. Поглазова . Окружающий мир: тестовые задания для учащихся 3 класса общеобразов. учрежд. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012г. |