Вопросы темы и приемы их изложения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент (1 мин.) |
Вводная беседа Целевая установка | Здравствуйте, присаживайтесь! Сейчас мы вспомним, почему Наполеону не удалось удержать власть, и определим, как сказались на дальнейшей истории Франции решения Венского конгресса. | Отвечают: Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Принимают цель. |
| Проверка знаний учащихся(17 мин.) | |
Тест | Раздаются карточки с заданиями ряду учеников. На выполнение вам дается 7 мин. | |
Фронтальный вопрос | Наполеон завоевал практически всю Европу. У него осталось только два могучих противника: Англия и Россия. А здесь Франция между 2-х огней. В каком году состоялся поход Наполеона на Россию? Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 г. Чем закончилась эта война? Итак, почему Бонапарт пошел на Россию? | Отвечают: -1812 г.; -Бородинское. -поражение Н. Отвечают: -боялся удара в спину. У России были огромные ресурсы. |
Индивидуальный вопрос Логическое задание | Сейчас Максим выйти к доске и расскажет намо походе русской армии в наполеоновскую Францию: причины создания – содержание-последствия. -В чем причины поражения Наполеона? | Выходит к доске и отвечает. Отвечают: -реформы в армии. -полководческий талант Наполеона; - и т. д. |
Индивидуальный вопрос Логическое задание | По той же схеме Алексей расскажет о 100 днях Наполеона. - В конце рассказа необходимо будет ответить на вопрос: Что общего между 6 и 7 коалициями? | Отвечают: - практически те же участники; - ………………. |
Фронтальный опрос |
| Отвечают: -1814-1815 гг. -Франция-возвращена к границам 1789 г. -Россия – герцогство Варшавское. Отвечают: -борьба с революциями и поддержка установившегося в Европе порядка (решений ВК). |
Вывод Переход к изучении новой темы Слайд № 1 Целевая установка | Таким образом, после Венского конгресса в Европе находилось пять великих держав, силы которых были практически равнозначны и согласие, между которыми обеспечивает мир в Европе на 40 лет. Теперь победители тщательно следили за всеми событиями, происходившими во Франции. Итак, запишите тему нашего сегодняшнего урока: «Франция Бурбонов и Орлеанов».Сегодня мы посмотрим, особенностей политического и экономического устройства Франции в период правления династии Бурбонов и Орлеанов, и определим причины политической нестабильности.Как жила Франция после Наполеона. | Записывают тему в тетрадь Принимают цель |
| Изучение нового материала (20 мин.) | |
1.)Буржуазная монархия (7-8 мин.) Логическое задание Аналитическая беседа Конспективное повествование Слайд №2 Контрольный и аналитический вопросы Аналитическая беседа Слайд №3 Конспективное повествование Слайд № 4 Аналитическая беседа. Слайд №5 Слайд №6 Объяснение с опорой на схему. Слайд №7 Аналитическая беседа Слайд №8 Конспективное повествование Контрольный вопрос Аналитическая беседа Слайд №9 Вывод | Сейчас я расскажу об изменениях в политике, а вы в конце рассказа-беседы должны будете ответить на вопрос: Какая форма правления была во Франции после поражения Наполеона? После разгрома в битве при Ватерлоо корона Франции вернулась к Бурбонам. Королем вновь стал Людовик XVIII. 5 апреля 1814 г. около трех часов ночи в замок Хартвел прискакал гонец с долгожданным известием: "Сир, отныне Вы король!" - "Разве я и раньше не был королем?" - с этими словами Людовик XVIII отправился спать. Это был ответ человека, непоколебимо уверенного в своих династических правах на корону. Вспомните, какая социальная опора была у Наполеона? Как вы думаете, на какой социальный строй будет опираться Людовик? Во Францию хлынул поток эмигрантов дворян. Обратите внимание на карикатуру (стр. 108),а также послушайте сатирическое стихотворение французского поэта Беранже, где он изобразил маркиза де Караба, вернувшегося из эмиграции и примчавшегося в свой родовой замок со словами: Вперед, холопы и пажи, Бей мужика и не тужи! Давить и грабить мужичье — Вот право древнее мое. Так пусть оно из рода в род К моим потомкам перейдет. Встречай владыку, голытьба! Ура, маркиз де Караба! Российский император Александр I, так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Бурбоны и не исправились и не исправимы». Однако в стране уже произошли необратимые изменения, вернуть старые сеньориальные порядки было невозможно. Прогрессивные реформы Наполеона Бонапарта сделали свое дело. И как только Людовик XVIIIприезжает во Францию он понимает, что это уже совсем другое государство. К тому же он был связан по рукам и ногам решениями Венского конгресса и понимал, что те, кто его вернул на французский престол, могут его снова сделать «королем без государства». Как вы думаете, оказавшись в сложившейся ситуации, какую политику, будет проводить Людовик? Что должен был сделать, прежде всего, новый правитель Франции? (Какой закон лежал в основе Наполеоновской империи?) В 1814 г. Людовик принимает Конституцию – Хартию – установила новый политический строй государства.  В 1818 г. был принят закон о парламентском контроле над государственным бюджетом, в 1918 г. – либеральный закон о печати. Достижениями своего правления Людовик XVIII не в последнюю очередь был обязан удачному выбору министров, среди которых особенно выделялся герцог Ришелье. Проницательный политик, талантливый администратор, он обладал большим управленческим опытом, приобретенным за годы эмиграции в должности генерал-губернатора Новороссии. С его именем связаны почти все либеральные реформы первых лет Реставрации. Суть реформ Решилье заключалась в консолидации правящей элиты вокруг законной династии. Франция по своему государственному устройству приблизилась к уровню передовых государств того времени. Таким образом, преобразования Людовика XVIII во Франции привели к стабильности в политической жизни и росту экономики. | Отвечают: монарх, Бурбоны. Отвечают: -крупные землевладельцы, дворяне. Отвечают Отвечают: -компромисса. Отвечают: -Конституцию. Отвечают: парламента. Отвечают: ограниченная (конституционная) монархия. Отвечают: -Англия. -да. |
2.)Июльская революция 1830 г. (4-5 мин.) Слайд 10 Логическое задание Конспективное повествование Аналитическая беседа Конспективное повествование Аналитическая беседа Слайд 11 Работа с текстом учебника Вывод. | В 1924 г. Людовик умер, не оставив наследника. Под именем Карла Х корону унаследовал граф д'Артуа. Сейчас я расскажу о политике, которую проводил новый Карл X, а вы подумайте, к каким последствия могли привести данные мероприятия? Человек легкомысленный и упрямый, не слишком склонный к наукам. Новый король во многих отношениях был противоположностью своему более основательному и благоразумному предшественнику. Он предпринял меры, ущемлявшие интересы широких слоев общества, в том числе и правящей верхушки. Чего стоит только «закон о миллиарде для эмигрантов», который предусматривал компенсацию бывшим эмигрантам за потерянное в годы революции имущество. Оппозиция нового монарха росла быстрыми темпами и набирала силу. Она дважды победила на выборах в палату депутатов. Многие газеты ополчились против новой власти. Стремясь задушить своих политических соперников, в июле 1830 г. Карл решился на государственный переворот, подписав указы, нарушавшие конституцию:распускалась палата депутатов, избирательное право предоставлялось только крупным землевладельцам, отменялись свобода печати. При этом Карл X был уверен, что все пройдет спокойно, и уехал на охоту. Политика Карла, совершение им государственного переворота привела к революционному взрыву. Откройте учебник на стр. 109, прочитайте текст до пункта «король-буржуа». Обратите внимание на иллюстрацию. Ответе на след.вопросы: Итак, политика Карла X не нашла поддержки в обществе, что вызвало революционный взрыв, а как следствие – смену власти. | Отвечают: да. Отвечают: -запретил оппозиционную прессу; -…………………….. Отвечают: революция. Отвечают: -да. Отвечают: -участвовали практически все слои общества. -удобный момент. Отвечают: Победой революции. Карл X отрекся от престола. Судьбу Франции было призвано решить Временное правительство. |
3.) Кризис июльской монархии (4-5 мин.) Аналитическая беседа Слайд 12 | Буржуазия выиграла эту битву. Но ликвидировать монархию она не решилась. Нужно было выбрать нового монарха. Корона передавалась в руки Луи Филиппу Орлеанскому, которого современники не случайно прозвали «король-буржуа».(см. схему выше). Правление Луи Филиппа получило название Июльской монархии. Изменения, внесенные в политическую жизнь страны, уменьшили власть короля и упрочили парламентский строй. | Отвечают: -как ЛюдовикаXVIII. -угодную буржуазии. |
Аналитическая беседа Конспективное повествование Аналитическая беседа Слайд 13 Конспективное повествование Аналитическая беседа Вывод Слайд 14 | Буржуазия хотела стать богаче, меньше расходовать и больше зарабатывать. Бедности населения росла. По-прежнему рабочий день продолжался от 12 до 16 часов, а рабочие жили в трущобах. Самыми тяжелыми были 30-40-е гг., когда нищета среди наемных работников стала ужасающей. Идея восстания жила в сознании рабочих. Особенно острыми столкновениями между рабочими и властью были восстания в Лионе в 1831 и 1834 гг. В этом крупнейшем центре текстильной промышленности предприниматели резко понизили заработную плату ткачам, объясняя это усиливающейся конкуренцией. Рабочие сражались на баррикадах, а над ними развернулись черные знамена, на которых было написано: «Жить работая или умереть сражаясь!». После трехдневной борьбы повстанцы овладели городом. Порядок в Лионе контролировался рабочими патрулями. Прокурор Лиона писал в Париж своему начальству: «Все контрасты проявляются в нашем населении. Оно голодно – и не грабит; оно возмутилось - и не злоупотребляет своей победой; оно не признало власть, но и не покинуло знамя этой власти... Каковы были результаты? Личность и собственность уважаются, если не считать одного разрушенного дома». Из Парижа в Лион для подавления восстания было послано 20-тыс. войско с артиллерией и кавалерией. Армия вступила в город, не встретив сопротивления. В апреле 1834 г. лионские ткачи вновь поднялись на борьбу. Требования рабочих на этот раз возросли – установление Республики. Восстание было жестоко подавлено. Убито было 350 чел. Итак, к середине 40-х гг. во Франции быстрыми темпами развивалась промышленная революция. Но господство финансовой буржуазии способствовало проявлению признаков политического кризиса. | Отвечают: да. Отвечают: -сокращение зарплаты; -…………………….. Отвечают: восстания. Отвечают: да. Отвечают: да. |
Закрепление (1 мин.) |
Вывод Слайд 15 | Таким образом, после поражения Наполеона и реставрации монархии во Франции буржуазия постепенно отвоевывает свои права. | |
Домашнее задание (1 мин.) |
§ 14, 1-3 вопросы в конце параграфа. |
Оценивание |
1814 г. – принятие Конституции (Хартии).
1818 г. – закон о парламентском контроле над государственным бюджетом.
1919 г. – либеральный закон о печати.
По своему государственному устройству Францияпри Людовике XVIII- ограниченная (конституционной) монархия.
1830 г. –Карла X совершил государственный переворот с целью возвращения абсолютизма.
1830 г. – Июльская революция. Образование Временного правительства.
1831и1834 гг. – восстания ткачей в Лионе.
К середине 40-х гг. во Франции быстрыми темпами развивалась промышленная революция. Но господство финансовой буржуазии способствовало росту оппозиции, а как следствие - проявлению признаков политического кризиса.
Таким образом, после поражения Наполеона и реставрации монархии во Франции буржуазия постепенно отвоевывает свои права.