Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности детей»
Цели:
Задачи:
Ход занятия:
Введение в тему.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня.
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
2. Постановка темы и целей.
Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле.
Давайте попробуем вывести тему нашего МК
Какие цели поставим перед собой.
3. Теоретическая часть
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?
Человек должен быть функционально грамотным.
Выскажите свои предположения, что такое ФГ.
Советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев дает такое определение: «ФГ – это способность человека использовать приобретаемые в течение всей жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.
На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится умение учиться. Фундаментом всех УУД является формирование навыков смыслового чтения.
4. Практическая часть
Цель смыслового чтения-максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и как следующая важная ступень развития-речь письменная.
- Перед вами высказывание, но оно разрознено, восстановите его
Д. «МЫ ПОНИМАЕМ НЕ ТЕКСТ, А МИР, СТОЯЩИЙ ЗА ТЕКСТОМ»
Восстанавливая высказывание российского психолога, лингвиста Алексея Алексеевича Леонтьева, который большое внимание уделял проблемам развития смыслового чтения, мы отрабатываем один из приёмов «Преобразование и интерпретация текста»
Д. - Приём «Фруктовый сад»
Перед нами 2 дерева, я предлагаю вам эти деревья наполнить плодами: одно дерево - это яблоня, другое-лимонное, перед вами лежат «плоды» для этих деревьев. На яблоках я предлагаю вам написать свои ожидания от мастер-класса, а на лимонах-свои опасения от МК.
Изменится ли картина по завершению нашей работы, мы увидим позже.
формирование навыков смыслового чтения проходит в 3 этапа.
Д. I этап: Работа с текстом до чтения ПРЕДТЕКСТОВЫЙ (антиципация)
Цель: Развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации)-это… антиципация.
Данный этап включает в себя прогнозирование, предугадывание предстоящего текста. Именно на этом этапе должна быть определена смысловая и тематическая направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.
И так, первый этап
1.Знакомство и воспроизведение информации (репродуктивное мышление).
-Всем хорошо знакомо произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»?
-Тогда будем считать, что первый этап нами пройден. Но для детей это может быть впервые.
-Предлагаю перейти ко второму этапу.
2.Постановка проблемного вопроса (элементы технологии проблемного обучения).
( «Хорошо или плохо закончилась сказка»)
-Представьте, что вы впервые прочитали эту сказку, закрыли книгу… И вот вопрос: «Хорошо или плохо закончилась сказка?» Я прошу опираться на ваши первичные впечатления. Каковы они?
- Кто считает, что сказка закончилась хорошо, прошу пересесть в команду «АХ!».
- Кто считает, что сказка закончилась плохо, прошу пересесть в команду «ОХ!?».
-Мы переходим к третьему этапу нашей работы.
3.Первичное самоопределение. Выявление противоречий. (личностно-ориентированный подход)
- Почему, на Ваш взгляд, сказка закончилась, хорошо? Плохо?
Спасибо за мнение.
Итак, следующий этап.
4.Аналитический этап (элементы исследовательской технологии).
- Это один из важнейших этапов. Как правило, не только дети, но и взрослые ограничиваются первоначальным знакомством с информацией и первоначальным её осмыслением. А если их заставить вернуться к ней ещё раз? Каков будет результат?
- Я предлагаю вам поработать с текстом сказки и ответить на вопрос. Команда «АХ!» ответит на вопрос: «Какие блага обрела старуха, став столбовой дворянкой?»
- А команда «ОХ?», ответит: «Какие проблемы обрела старуха, став столбовой дворянкой?
СЛАЙД № 7 ( текст с отрывком сказки, где старуха стала столбовой дворянкой).
Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
"Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна".
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
- Пожалуйста, выслушаем команду «АХ». Команду «ОХ».
-Итак, это были ответы от каждой группы. Но, может быть, кто-то из отдельных участников не вполне приемлет позицию, прозвучавшую в ответе группы, к которой он присоединился?
- Кто считает, что старуха приобрела блага, став столбовой дворянкой, прошу перейти в первую группу или остаться в ней.
- Кто считает, что старуха нажила проблемы, став столбовой дворянкой, прошу перейти во вторую группу или остаться в ней.
СЛАЙД № 8 ( этапы урока)
- Переходим к пятому этапу.
5.Этап синтеза (элементы технологии критического мышления)
- Часто ли мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, когда к одной и той же ситуации, одному тому же человеку и его поступку, одному тому же явлению или событию можно отнестись по-разному?
- Я предлагаю вам осмыслить и оценить ситуации из разных областей нашей жизни.
- Команда «Ах!» выберет, те ситуации, которые оказали положительные последствия. - Команда «Ох!» выберет ситуации, которые оказали негативные последствия.
СЛАЙДЫ №9-11
Атомная энергия
- Итак, о каком великом открытие физиков идёт речь?
(Это энергия, которое служит во благо человека, служит в военных целях, используют в качестве ядерного оружия)
Интернет
- Великое изобретение 20-21 веков.
Отечественная война 1812г.
- Следующая ситуация из истории. О каком событии идёт речь.
- Но вернёмся к нашей начальной информации, то есть к «Сказке о рыбаке и рыбке».
6.Этап итогового самоопределения (метод интерактивной беседы).
Можно ли сказать однозначно, что сказка закончилась хорошо?
Можно ли сказать однозначно, что сказка закончилась плохо?
А КАК закончилась сказка?
СЛАЙД № 13 ( старуха)
- Для кого из героев сказка закончилась хорошо? (старуха, старик, рыбка)
- Для кого из героев сказка закончилась плохо? (старуха, старик, рыбка)
- Как вы думаете, какова позиция автора, что он пытался донести до читателя.
- Как, по мнению автора, должен считать читатель?
- Можем ли мы однозначно ответить, как закончилась сказка?
- Как закончилась сказка?
- Да, действительно, сказка закончилась мудро.
- Каков бы был ваш нравственный жизненный выбор на месте старухи (старика, рыбки)
Поэтому, на этапе самоопределения учитель должен подвести учеников к правильному выбору жизненной позиции, помочь ему определиться в той или иной жизненной ситуации. Но в то, же время сохранить за ним обоснованное право выбора.
Какие изменения произошли от этапа первоначального знакомства с информацией до её итогового осмысления?
– Возвращаемся в наш фруктовый сад. Если ваши страхи остались с вами, выберите лимон, если ваши ожидания оправдались – яблоко.
Примите от меня благодарность
За Вашу работу — спасибо,
Чтоб было в делах вдохновенье,
А сердце полно позитива!
Я так Вам признательна, честно,
Желаю успеха во всем,
Работы всегда интересной,
Пусть жизнь бьет счастливым ключом!
Спасибо всем за сотрудничество, мне было приятно с вами работать.