Функциональная грамотность младших школьников как составляющая качества образования
Аннотация. В данной статье дается характеристика функциональной грамотности. Рассматриваются условия формирования данного показателя у младших школьников. Представлены задания для младших школьников, направленные на формирование функциональной грамотности.
Ключевые слова: качество, младшие школьники, образование, формирование, функциональная грамотность.
В современную эпоху в образовании прочно утвердилась идея о развитии функциональной грамотности обучающихся как возможности полноценной и успешной социализации личности в обществе. Поэтому не случайно на сегодняшний день проблема формирования функциональной грамотности российских школьников приобрела особую актуальность не только в научной среде, но и на уровне государственных структур, как возможности повышения качества российского образования.
На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника [1].
Определенный уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений и есть функциональная грамотность, ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.
Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания, применять знания и умения, оценивать знания и умения, осуществлять саморазвитие.
Направленность обучения на формирование, обогащение, расширение знаний без развития способности их использовать и добывать приводит к поверхностному, можно сказать, одностороннему развитию личности. Это подтверждает анализ достижений младших школьников в школах в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального общего образования. Это доказывает и оценка результатов участия школьников в международных исследованиях.
Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется показателями:
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
- возможность решать различные, в том числе, нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно - этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
А. А. Леонтьев говорил, что функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Проблематика формирования функциональной грамотности у учащихся в последние годы была предметом исследований многих российских и зарубежных ученых. В.В. Гаврилюк, Г.Г. Сорокин, Ш.Ф. Фарахутдинов рассматривают функциональную грамотность как часть культуры информационного общества, в тоже время А.А. Контримович, М.В.Паюнена полагают, что знание иностранных языков влияет на овладение функциональной грамотностью. Исследователи рассматривают функциональную грамотность с позиции ее значимости для достижения результатов образования в разных областях, повышения качества чтения и письма, личностного развития и подготовки кадров О.Е. Лебедев и другие. Но все - таки комплексно для обучающихся школьников и студентов этот вопрос недостаточно исследован.
Согласно требованиям ФГОС НОО, в начальной школе в процессе организации урочной и внеурочной деятельности необходимо создавать условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся как «способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности» [1].
Результативной составляющей такой деятельности является развитие у обучающихся инициативности, эмоциональной устойчивости, умения творчески и нестандартно мыслить в процессе решения жизненных задач.
Выяснено, что основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Особое внимание на данном этапе педагог уделяет стимулированию речевой деятельности обучающихся: уметь говорить, слушать, читать, писать, считать. Целенаправленная и систематизированная работа учителя в этом направлении способствует развитию у младших школьников общеучебных (универсальных) умений и навыков.
В начальной школе особо востребованным интегративным компонентом функциональной грамотности является читательская. В то же время анализ результатов ВПР в четвертом классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMSS) выявил основные недостатки в достижениях младших школьников:
‒ недостаточно владеют смысловым чтением;
‒ не справляются с задачами на интерпретацию информации;
‒ затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
‒ не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Главная причина такого положения кроется в том, что задания на уроке по-прежнему в основном носят репродуктивный характер. Недостаточное внимание педагоги уделяют построению поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроке, формированию у них навыков самостоятельной организации своей деятельности.
В данном задании обучающиеся находят информацию, что является базовым умением формирования читательской грамотности в начальной школе.
- В задании №1 вам предстоит ответить на вопросы, используя текст билета. Учитель раздал билеты в театр.
- Ребята, познакомьтесь самостоятельно с вопросами. Прочитаем вопросы и ответим на них. Учитель задает вопросы, а дети отвечают.
- Какой адрес у театра? (Адрес театра улица А.С. Пушкина дом 2)
- Сколько стоит билет на спектакль? (Билет на спектакль стоит 500 рублей)
- Назовите дату спектакля. (19 ноября 2022 года)
- Время начала спектакля. (18.00 ч.)
- Название спектакля. («Три поросенка»)
- В каком случае можно обменять билет на спектакль? (Билет на спектакль можно обменять в случае отмены мероприятия).
После каждого вопроса, проверка правильности ответа, используя сигнальные карточки.
Задание №2 повышенного уровня сложности. В тексте билета содержится противоречивая информация.
- Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберетесь до здания театра в 18.05? Свой ответ вы должны подтвердить словами из текста.
Ответ на задание. Нет, мы не посмотрим спектакль, если доберемся до здания театра в 18.10, так как после третьего звонка вход воспрещен.
Работа в парах, затнм проверка задания, используя сигнальные карточки.
Отмеченное выше указывает на то, что формирование и развитие умений и навыков функциональной грамотности обучающихся всех образовательных ступеней является одной из приоритетных задач российского образования.
В начальной школе решение этой задачи рассматривается на уровне реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
На основе теоретического и практического опыта, представленного исследователями Института стратегии развития образования РАО под руководством доктора педагогических наук Н.Ф. Виноградовой, предлагаем перечень методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности учителя начальных классов в формировании функциональной грамотности обучающихся [1]:
1. Организовать учебный процесс в форме деятельности. Упор делается на умении учиться самостоятельно. Исходя из этого, изучаемая тема несет деятельностный характер.
2. Осуществлять реализацию программы обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
3. Обеспечить активность учащихся в процессе обучения, используя личностно-ориентированные технологии, проблемные учебные ситуации.
4. Направить процесс обучения на формирование самостоятельности и ответственности обучающихся за поступки.
5. Использовать на уроках различные формы работы обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.
6. Развивать информационные, коммуникативные, социальные навыки обучающихся.
Кроме того, одним из эффективных условий формирования функциональной грамотности в младшем школьном возрасте является развитие поисково-исследовательских навыков обучающихся с применением логических приемов познавательной деятельности: умение выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Способность выстраивать логическую цепочку умозаключений обеспечивает возможность «открытия» нового знания, с которым ученик ранее не был знаком.
Исходя из всего сказанного, можно прийти к выводу, что если обучающиеся учатся самостоятельно добывать, анализировать, систематизировать и эффективно использовать информацию для максимального воплощения и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением образования. При этом преимущественное значение имеют общеучебные знания и умения, которые определяют содержательно - деятельностную и потребностно – мотивационную составляющие функциональной грамотности.
Список литературы
Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – Москва: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.