СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность младших школьников как составляющая качества образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность младших школьников как составляющая качества образования»

Функциональная грамотность младших школьников как составляющая качества образования



Аннотация. В данной статье дается характеристика функциональной грамотности. Рассматриваются условия формирования данного показателя у младших школьников. Представлены задания для младших школьников, направленные на формирование функциональной грамотности.

Ключевые слова: качество, младшие школьники, образование, формирование, функциональная грамотность.


В современную эпоху в образовании прочно утвердилась идея о развитии функциональной грамотности обучающихся как возможности полноценной и успешной социализации личности в обществе. Поэтому не случайно на сегодняшний день проблема формирования функциональной грамотности российских школьников приобрела особую актуальность не только в научной среде, но и на уровне государственных структур, как возможности повышения качества российского образования.

На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника [1].

Определенный уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений и есть функциональная грамотность, ее смысл состоит в приближении  образовательной  деятельности к жизни.

   Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания, применять знания и умения, оценивать знания и умения, осуществлять саморазвитие.

Направленность обучения на формирование, обогащение, расширение знаний без развития способности их использовать и добывать приводит к поверхностному, можно сказать, одностороннему развитию личности. Это подтверждает анализ достижений младших школьников в школах в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального общего образования. Это доказывает и оценка результатов участия школьников в международных исследованиях.

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется показателями:

- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

- возможность решать различные, в том числе, нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно - этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

А. А. Леонтьев говорил, что функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений 

Проблематика формирования функциональной грамотности у учащихся в последние годы была предметом исследований многих российских и зарубежных ученых. В.В. Гаврилюк, Г.Г. Сорокин, Ш.Ф. Фарахутдинов рассматривают функциональную грамотность как часть культуры информационного общества, в тоже время А.А. Контримович, М.В.Паюнена полагают, что знание иностранных языков влияет на овладение функциональной грамотностью. Исследователи рассматривают функциональную грамотность  с позиции ее значимости для достижения результатов образования в разных областях, повышения качества чтения и письма,  личностного развития и подготовки кадров О.Е. Лебедев и другие. Но все - таки комплексно для обучающихся школьников и студентов этот вопрос недостаточно исследован. 

Согласно требованиям ФГОС НОО, в начальной школе в процессе организации урочной и внеурочной деятельности необходимо создавать условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся как «способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности» [1].

Результативной составляющей такой деятельности является развитие у обучающихся инициативности, эмоциональной устойчивости, умения творчески и нестандартно мыслить в процессе решения жизненных задач.

Выяснено, что основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Особое внимание на данном этапе педагог уделяет стимулированию речевой деятельности обучающихся: уметь говорить, слушать, читать, писать, считать. Целенаправленная и систематизированная работа учителя в этом направлении способствует развитию у младших школьников общеучебных (универсальных) умений и навыков.

В начальной школе особо востребованным интегративным компонентом функциональной грамотности является читательская. В то же время анализ результатов ВПР в четвертом классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMSS) выявил основные недостатки в достижениях младших школьников:

‒ недостаточно владеют смысловым чтением;

‒ не справляются с задачами на интерпретацию информации;

‒ затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;

‒ не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

Главная причина такого положения кроется в том, что задания на уроке по-прежнему в основном носят репродуктивный характер. Недостаточное внимание педагоги уделяют построению поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроке, формированию у них навыков самостоятельной организации своей деятельности.

В данном задании обучающиеся находят информацию, что является базовым умением формирования читательской грамотности в начальной школе.

- В задании №1 вам предстоит ответить на вопросы, используя текст билета. Учитель раздал билеты в театр.

- Ребята, познакомьтесь самостоятельно с вопросами. Прочитаем вопросы и ответим на них. Учитель задает вопросы, а дети отвечают.

- Какой адрес у театра? (Адрес театра улица А.С. Пушкина дом 2)

- Сколько стоит билет на спектакль? (Билет на спектакль стоит 500 рублей)

- Назовите дату спектакля. (19 ноября 2022 года)

- Время начала спектакля. (18.00 ч.)

- Название спектакля. («Три поросенка»)

- В каком случае можно обменять билет на спектакль? (Билет на спектакль можно обменять в случае отмены мероприятия).

После каждого вопроса, проверка правильности ответа, используя сигнальные карточки.

Задание №2 повышенного уровня сложности. В тексте билета содержится противоречивая информация.

- Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберетесь до здания театра в 18.05? Свой ответ вы должны подтвердить словами из текста.

Ответ на задание. Нет, мы не посмотрим спектакль, если доберемся до здания театра в 18.10, так как после третьего звонка вход воспрещен.

Работа в парах, затнм проверка задания, используя сигнальные карточки.

Отмеченное выше указывает на то, что формирование и развитие умений и навыков функциональной грамотности обучающихся всех образовательных ступеней является одной из приоритетных задач российского образования.

В начальной школе решение этой задачи рассматривается на уровне реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

На основе теоретического и практического опыта, представленного исследователями Института стратегии развития образования РАО под руководством доктора педагогических наук Н.Ф. Виноградовой, предлагаем перечень методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности учителя начальных классов в формировании функциональной грамотности обучающихся [1]:

1. Организовать учебный процесс в форме деятельности. Упор делается на умении учиться самостоятельно. Исходя из этого, изучаемая тема несет деятельностный характер.

2. Осуществлять реализацию программы обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

3. Обеспечить активность учащихся в процессе обучения, используя личностно-ориентированные технологии, проблемные учебные ситуации.

4. Направить процесс обучения на формирование самостоятельности и ответственности обучающихся за поступки.

5. Использовать на уроках различные формы работы обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.

6. Развивать информационные, коммуникативные, социальные навыки обучающихся.

Кроме того, одним из эффективных условий формирования функциональной грамотности в младшем школьном возрасте является развитие поисково-исследовательских навыков обучающихся с применением логических приемов познавательной деятельности: умение выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Способность выстраивать логическую цепочку умозаключений обеспечивает возможность «открытия» нового знания, с которым ученик ранее не был знаком.

Исходя из всего сказанного, можно прийти к выводу, что если обучающиеся учатся самостоятельно добывать, анализировать, систематизировать и эффективно использовать информацию для максимального воплощения и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением образования. При этом преимущественное значение имеют общеучебные знания и умения, которые определяют содержательно - деятельностную и потребностно – мотивационную составляющие функциональной грамотности.

Список литературы

  1. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – Москва: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.