«Функциональная грамотность младших школьников как условие повышения качества образования»
Из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204
О национальных целях и задачах развития Российской Федерации до 2024г
При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:
- Глобальную конкурентоспособност ь российского образования;
- Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
Из Государственной программы Российской Федерации от 26 декабря 2017г. №1642
«Развитие образования» (2018-2025г.г)
- Цель программы:
- Сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста( PIRLS) , а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)
Международные исследования
Академическая грамотность
Функциональная грамотность
PISA
PIRLS
TIMSS
Международная программа
по оценке качества образования.
Один раз в 3 г.с 2000г…
Цель: оценка функциональной грамотности
Ученики с 15л.
- Читательская грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Математическая грамотность
2018г.
33место –естественнонаучная гр.
30м.-математическая гр.
31м.-читательская гр.
Международное исследование
качества чтения и письма
Один раз в 5 л.с 2001г-202
Цель: оценка качества чтения и понимания текста у обучающихся начальной школ ы
2016г.
1место
Международное исследование
качества общего образования
Один раз в 4 г.с 1995г-2023
Цель: сравнительная оценка
Качества математического и естественнонаучного образования
в начальной и основной школе
Функциональная грамотность
ЮНЭСКО 1957
«Совокупность умений писать и читать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем»
«Способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений»
Функциональная грамотность
предметные
интегративные
- языковая
- литературная
- естественнонаучная
- общекультурная
- технологическая
- информационная
- социальная
Глобальные компетенции
Читательская грамотность
Появляются новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю
- Включены электронные тексты
- Включен множественный текст(интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся
Источников
- Оценивается способность критически оценивать информацию.
- Изменилась тематика текстов. Многие тексты связаны с оценкой информации в Интернете, в частности,
как распознать достоверные сайты и онлайн-документы.
Читательская грамотность
Базовый компонент функциональной грамотности
Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Понимание прочитанного, рефлексия
Использование информации прочитанного.
( раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания)
( Использование человеком содержания в разных ситуациях деятельности и общения, для участи в жизни общества
Стратегии чтения
Определенные приемы работы с текстом, группы действий и операций, применяемых для полноценного освоения содержания текста на каждом этапе чтения
Стратегии предтекстовой
Стратегии текстовой
деятельности
деятельности
- «Мозговой штурм»
- «Глоссарий»
- «Ориентиры предвосхищения»
- «Батарея вопросов»
- «Предваряющие вопросы»
- «Рассечение вопроса»
- «Алфавит за круглым столом»
- «Соревнуемся с писателем»
- «Чтение про себя с вопросами»
- « Чтение про себя с остановками»
- «Чтение про себя с пометками»
- «Дневник двойных записей»
- «Фишбон-рыбья кость(елочка)»
- «Мышление под прямым углом»
- «Дерево предсказаний»
Стратегии послетекстовой
деятельности
- «Вопросы после текста»
- «Проверочный лист»
- «Тайм-аут»
- «Отношение между вопросом и ответом»
- «Синквейн»
- «Кубик Блума»
«Древо мудрости»
Математическая грамотность
- Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах
- Функциональная математическая грамотность способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
МОДЕЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Формулировать
Владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач.
Математическая грамотность
Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач.
Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией.
Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Помощь маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?
Численность обучающихся 3 класса в 2010 году составляла 98 человек, а в 2019 году – 57 человек. На сколько человек уменьшилось количество обучающихся 3 класса за 9 лет?
18 человек нашего класса идут в цирк. Какую сумму денег классный руководитель должна собрать, если билет стоит 120 рублей, а на проезд необходимо 30 рублей?
Со стены сняли старый плакат. Оказалось, что от клея на обоях осталось некрасивое пятно. Сторона квадрата – 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира -80 см * 45 см; плакат «таблица умножения» - 4 дм * 8 дм; репродукция картины – 30 см * 20 см; цветной календарь – 55 см * 6 дм?
Виды деятельности и технологии, способствующие развитию математической грамотности
Здоровьесберегающая технология
Технология критического мышления
Информационно-коммуникационная технология
Проектная технология
Личностно-ориентированная технология
Игровая технология
Технология проблемного обучения
ФОРМЫ РАБОТЫ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями
Различные формы работы над задачей
Логические задания на уроках математики
Продолжи фразу
Задания, направленные на построение математических суждений
Задания на понимание и применение математической символики и терминологии
Реальная ситуация. Проблема
Основные умения естественнонаучной грамотности
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений.
Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования.
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Объяснять
Исследовать
Проанализировать данные и сделать вывод
Примеры заданий на формирование естественнонаучной грамотности .
Эти задания нацелены на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, но при этом должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными или просто интересными ребятам.
- Решение экологических задач
- «Лови ошибку»
- Цепляющиеся реплики
ОВЛАДЕНИЕ
=
УСВОЕНИЕ
+
ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Интернет ресурсы
- https://www.photos-public-domain.com/wp-content/uploads/2011/04/beige-colored-canvas-fabric-texture.jpg
- http://www.lenagold.ru/fon/list/trava/trava94.jpg
- http://www.lenagold.ru/fon/der/stru/strukt70.jpg