СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность младших школьников как условие повышения качества образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентаций говорится о читательской, математической и естественнонаучной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность младших школьников как условие повышения качества образования»

     «Функциональная грамотность младших школьников как условие повышения качества образования»

«Функциональная грамотность младших школьников как условие повышения качества образования»

Из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204 О национальных целях и задачах развития Российской Федерации до 2024г При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить: Глобальную конкурентоспособност ь российского образования;  Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования

Из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204

О национальных целях и задачах развития Российской Федерации до 2024г

При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:

  • Глобальную конкурентоспособност ь российского образования;
  • Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования

Из Государственной программы Российской Федерации от 26 декабря 2017г. №1642 «Развитие образования» (2018-2025г.г) Цель программы: Сохранение лидирующих позиций  Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста( PIRLS) , а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)

Из Государственной программы Российской Федерации от 26 декабря 2017г. №1642

«Развитие образования» (2018-2025г.г)

  • Цель программы:
  • Сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста( PIRLS) , а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)
Международные исследования Академическая грамотность Функциональная грамотность PISA PIRLS TIMSS Международная программа по оценке качества образования. Один раз в 3 г.с 2000г… Цель:  оценка функциональной грамотности Ученики с 15л. Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность Математическая грамотность  2018г. 33место –естественнонаучная гр. 30м.-математическая гр. 31м.-читательская гр.    Международное исследование качества чтения и письма Один раз в 5 л.с 2001г-202 Цель: оценка качества чтения и понимания текста у обучающихся начальной школ ы    2016г.  1место  Международное исследование качества общего образования Один раз в 4 г.с 1995г-2023 Цель:  сравнительная оценка Качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе

Международные исследования

Академическая грамотность

Функциональная грамотность

PISA

PIRLS

TIMSS

Международная программа

по оценке качества образования.

Один раз в 3 г.с 2000г…

Цель: оценка функциональной грамотности

Ученики с 15л.

  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Математическая грамотность

2018г.

33место –естественнонаучная гр.

30м.-математическая гр.

31м.-читательская гр.

Международное исследование

качества чтения и письма

Один раз в 5 л.с 2001г-202

Цель: оценка качества чтения и понимания текста у обучающихся начальной школ ы

2016г.

1место

Международное исследование

качества общего образования

Один раз в 4 г.с 1995г-2023

Цель: сравнительная оценка

Качества математического и естественнонаучного образования

в начальной и основной школе

Функциональная грамотность ЮНЭСКО 1957 «Совокупность умений писать и читать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем» «Способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Функциональная грамотность

ЮНЭСКО 1957

«Совокупность умений писать и читать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем»

«Способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,

общения и социальных отношений»

Функциональная грамотность предметные интегративные языковая литературная естественнонаучная математическая общекультурная технологическая коммуникативная читательская грамотность информационная социальная Глобальные компетенции

Функциональная грамотность

предметные

интегративные

  • языковая
  • литературная
  • естественнонаучная
  • математическая
  • общекультурная
  • технологическая
  • коммуникативная
  • читательская грамотность
  • информационная
  • социальная

Глобальные компетенции

Читательская грамотность Появляются новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю Включены электронные тексты Включен множественный текст(интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся Источников Оценивается способность критически оценивать информацию. Изменилась тематика текстов. Многие тексты связаны с оценкой информации в Интернете, в частности,  как распознать достоверные сайты и онлайн-документы.

Читательская грамотность

Появляются новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю

  • Включены электронные тексты
  • Включен множественный текст(интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся

Источников

  • Оценивается способность критически оценивать информацию.
  • Изменилась тематика текстов. Многие тексты связаны с оценкой информации в Интернете, в частности,

как распознать достоверные сайты и онлайн-документы.

Читательская грамотность Базовый компонент функциональной грамотности Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Понимание прочитанного, рефлексия Использование информации прочитанного. ( раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) ( Использование человеком содержания в разных ситуациях деятельности и общения, для участи в жизни общества

Читательская грамотность

Базовый компонент функциональной грамотности

Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Понимание прочитанного, рефлексия

Использование информации прочитанного.

( раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания)

( Использование человеком содержания в разных ситуациях деятельности и общения, для участи в жизни общества

Стратегии чтения Определенные приемы работы с текстом, группы действий и операций, применяемых для полноценного освоения содержания текста на каждом этапе чтения Стратегии предтекстовой Стратегии текстовой деятельности  деятельности   «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Батарея вопросов» «Предваряющие вопросы» «Рассечение вопроса» «Алфавит за круглым столом» «Соревнуемся с писателем» «Чтение про себя с вопросами» « Чтение про себя с остановками» «Чтение про себя с пометками» «Дневник двойных записей» «Фишбон-рыбья кость(елочка)» «Мышление под прямым углом» «Дерево предсказаний»  Стратегии послетекстовой деятельности  «Вопросы после текста» «Проверочный лист» «Тайм-аут» «Отношение между вопросом и ответом» «Синквейн» «Кубик Блума» «Перенос сюжета на себя»

Стратегии чтения

Определенные приемы работы с текстом, группы действий и операций, применяемых для полноценного освоения содержания текста на каждом этапе чтения

Стратегии предтекстовой

Стратегии текстовой

деятельности

деятельности

  • «Мозговой штурм»
  • «Глоссарий»
  • «Ориентиры предвосхищения»
  • «Батарея вопросов»
  • «Предваряющие вопросы»
  • «Рассечение вопроса»
  • «Алфавит за круглым столом»
  • «Соревнуемся с писателем»
  • «Чтение про себя с вопросами»
  • « Чтение про себя с остановками»
  • «Чтение про себя с пометками»
  • «Дневник двойных записей»
  • «Фишбон-рыбья кость(елочка)»
  • «Мышление под прямым углом»
  • «Дерево предсказаний»

Стратегии послетекстовой

деятельности

  • «Вопросы после текста»
  • «Проверочный лист»
  • «Тайм-аут»
  • «Отношение между вопросом и ответом»
  • «Синквейн»
  • «Кубик Блума»
  • «Перенос сюжета на себя»
«Древо мудрости»

«Древо мудрости»

Математическая грамотность Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах Функциональная математическая грамотность  способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Математическая грамотность

  • Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах
  • Функциональная математическая грамотность способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
МОДЕЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Формулировать

МОДЕЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Формулировать

Владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач. Математическая грамотность Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией.

Владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач.

Математическая грамотность

Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач.

Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией.

 Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Помощь маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку? Численность обучающихся   3  класса  в 2010 году составляла  98 человек, а в 2019 году – 57 человек. На сколько человек уменьшилось  количество обучающихся 3 класса   за 9 лет?

Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Помощь маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?

Численность обучающихся   3  класса  в 2010 году составляла  98 человек, а в 2019 году – 57 человек. На сколько человек уменьшилось  количество обучающихся 3 класса   за 9 лет?

18 человек нашего класса идут в цирк. Какую сумму денег классный руководитель должна собрать, если билет стоит 120 рублей, а на проезд необходимо 30 рублей? Со стены сняли старый плакат. Оказалось, что от клея на обоях осталось некрасивое пятно. Сторона квадрата – 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира -80 см * 45 см; плакат «таблица умножения» - 4 дм * 8 дм; репродукция картины – 30 см * 20 см; цветной календарь – 55 см * 6 дм?

18 человек нашего класса идут в цирк. Какую сумму денег классный руководитель должна собрать, если билет стоит 120 рублей, а на проезд необходимо 30 рублей?

Со стены сняли старый плакат. Оказалось, что от клея на обоях осталось некрасивое пятно. Сторона квадрата – 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира -80 см * 45 см; плакат «таблица умножения» - 4 дм * 8 дм; репродукция картины – 30 см * 20 см; цветной календарь – 55 см * 6 дм?

Виды деятельности и технологии,  способствующие развитию математической грамотности Здоровьесберегающая технология Технология критического мышления Информационно-коммуникационная технология Проектная технология Личностно-ориентированная технология Игровая технология Технология проблемного обучения

Виды деятельности и технологии, способствующие развитию математической грамотности

Здоровьесберегающая технология

Технология критического мышления

Информационно-коммуникационная технология

Проектная технология

Личностно-ориентированная технология

Игровая технология

Технология проблемного обучения

ФОРМЫ РАБОТЫ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ            Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями Различные формы работы над задачей Логические задания на уроках математики  Продолжи фразу Задания, направленные на построение математических суждений Задания на понимание и применение математической символики и терминологии

ФОРМЫ РАБОТЫ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями

Различные формы работы над задачей

Логические задания на уроках математики

Продолжи фразу

Задания, направленные на построение математических суждений

Задания на понимание и применение математической символики и терминологии

Реальная  ситуация.  Проблема Основные умения естественнонаучной грамотности Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений. Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Объяснять  Исследовать  Проанализировать данные и сделать вывод

Реальная ситуация. Проблема

Основные умения естественнонаучной грамотности

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений.

Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования.

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Объяснять

Исследовать

Проанализировать данные и сделать вывод

Примеры заданий на формирование естественнонаучной грамотности .  Эти задания нацелены на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, но при этом должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными или просто интересными ребятам. Решение экологических задач «Лови ошибку» Цепляющиеся реплики

Примеры заданий на формирование естественнонаучной грамотности .

Эти задания нацелены на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, но при этом должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными или просто интересными ребятам.

  • Решение экологических задач
  • «Лови ошибку»
  • Цепляющиеся реплики
 ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

ОВЛАДЕНИЕ

=

УСВОЕНИЕ

+

ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Интернет ресурсы https://www.photos-public-domain.com/wp-content/uploads/2011/04/beige-colored-canvas-fabric-texture.jpg http://www.lenagold.ru/fon/list/trava/trava94.jpg http://www.lenagold.ru/fon/der/stru/strukt70.jpg

Интернет ресурсы

  • https://www.photos-public-domain.com/wp-content/uploads/2011/04/beige-colored-canvas-fabric-texture.jpg
  • http://www.lenagold.ru/fon/list/trava/trava94.jpg
  • http://www.lenagold.ru/fon/der/stru/strukt70.jpg