СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность младших школьников

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над формированием основ функциональной математической грамотности

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность младших школьников»

Петрова Марина Ивановна,

заместитель директора

МБОУ «СОШ №39» г. Чебоксары


Выступление на городском семинаре заместителей директоров, курирующих начальные классы:

«Формирование основ функциональной математической грамотности младших школьников»

Слайд 2 Одна из важнейших задач современной школы – воспитание функционально грамотных людей. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействие обучающегося со сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.

Слайд 3 Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Слайд 4. Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся является для педагога начального звена в настоящее время актуальной задачей.

Социальный опыт, жизненные навыки в практической деятельности можно получить при условии владения следующими ключевыми образовательными компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и компетенциями личностного самосовершенствования.

Слайд 5 Так что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность -это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.

Слайд 6. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Это уровень образованности, дающий возможность, на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности
Слайд 7 Одной из составляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность обучающихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку

Слайд 8 Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности включает следующие характеристики:

1. Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций, которые требуют применения математических знаний и умений.

2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

3. Владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений.

Слайд 9 Как уже говорилось, первой составляющей математической функциональной грамотности —является понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач

Слайд 10 Реализацию этой составляющей может обеспечить комплекс из шести групп математических заданий:

  1. Учебные задачи (задания, упражнения), показывающие перспективу их практического использования в повседневной жизни. Результатом решения таких задач является готовность ученика ответить на вопрос «Как применить изученное для решения жизненных задач?»

- Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.

Приведем пример. Задание. Ребята, как вы думаете, хватит ли 300 рублей на покупку трех пачек масла по 99 рублей? Объясните почему.

- Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.

Приведем пример. Задание. Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале ≪Помощь маме≫. У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?

Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, нужно было перед непосредственным выполнением действий ≪включить математику≫, а точнее, применить представления о двух геометрических фигурах — квадрате и прямоугольнике. Если бы Рома, изобразив на листе в клетку квадрат со сторонами 10 см и прямоугольник со сторонами 8 и 11 см и вырезав их, попытался наложить прямоугольник на квадрат так, чтобы расположить первую фигуру внутри второй, то он увидел бы, что вырезать подставку из этого листа фанеры нельзя.

- Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Анализ жизненной ситуации помогает избежать трудностей в расчетах, предупреждает типичную ошибку — потерю действия в решении задачи.

Приведем пример. Задание. Книга со сказками стоит 80 р., книга с баснями на 10 р. дешевле. Сколько стоит покупка из двух разных книг? Сколько действий нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? Первое действие связано с воображением: ученики представляют себя в магазине. В процессе воображаемой ситуации дети анализируют, что знание цены каждой книги поможет выяснить, сколько денег нужно на всю покупку (действие второе). Анализ позволяет сделать вывод, что задача решается в два действия: сначала нужно узнать цену книги с баснями, затем вычислить стоимость всей покупки.

  1. Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Выполнение таких заданий заканчивается сопоставлением поставленного вопроса и полученного ответа.

Это могут быть задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.

Приведем пример. Задание. Ребята, какие математические знания нужно применить, чтобы решить следующую проблему?

В песочницу квадратной формы с длиной боковой стены 2 м требуется насыпать песок — по 10 кг на один квадратный метр. Сколько килограммов песка нужно для 10 таких песочниц.

Слайд 11. Вторая составляющая математической функциональной грамотности — способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

Для формирования аспектов математической грамотности необходимо обратить внимание на группы упражнений, способствующих развитию следующих характеристик:

1. Установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира.

2. Понимание и интерпретация различных отношений между математическими понятиями.

3. Сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.

4. Выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин (третья группа), упражнений на овладение математическими методами для решения учебных задач.

Слайд 12. Упражнения на установление связей и закономерностей между разными объектами окружающего мира. Эта группа упражнений развивает способности младшего школьника в установлении математических отношений и зависимостей, проверке их наличия и выполнения с помощью примеров. Она включает и задания на наблюдение, поиск, исследование предложенной математической ситуации с различных точек зрения (разные основания для сравнения, разные предположения о свойствах и др.).

Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями — работа с математическими объектами.

Младшие школьники сравнивают, соотносят, преобразуют и обобщают информацию о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.

Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах — упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин.

Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.

Слайд 13. Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников — овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами (установление истинности, приведение контр-примера).

Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий.

Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.

Это могут быть примеры терминов, понятий и символических обозначений, используемых в качестве обязательных в начальной школе, математические понятия и термины Математическая символика Счет, Цифра, Число. Вычисление. Знаки арифметических действий и др.

Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений), — это вторая группа заданий, обеспечивающих третью составляющую математической функциональной грамотности младших школьников.

Слайд 14. Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

  • формулировать эти проблемы на языке математики;

  • решать проблемы, используя математические факты и методы;

  • анализировать использованные методы решения;

  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

  • формулировать и записывать результаты решения.

Слайд 15. Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал по внеурочным занятиям по математике помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к предмету. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума.

Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Таким образом, функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Слайд 16 Компетентностные задачи по математике.

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:

-регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни ва. м пригодятся эти знания и умения?»;

- систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.

Слайд 17. Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью.

Задача № 1

Витя вылепил игрушку из глины за 40 мин. На раскрашивание этой игрушки он потратил времени в 2 раза меньше, а потом в течение 1 ч игрушка обжигалась в печи. Сколько времени ушло на изготовление игрушки?

Решение

1ч=60мин.

При решении задачи дети карандашом вписывают в пустые квадратики найденные данные.

  1. 40:2=20(мин.)- ушло на раскрашивание.

  2. 40+20+60=120(мин)- ушло на изготовление игрушки.

  3. 120мин.=2ч

Ответ: 2 часа.

Слайд 18. Нестандартные задачи.

Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Однако одна и та же задача может быть стандартной или нестандартной в зависимости от того, обучал ли учитель решению аналогичных задач учащихся, или нет.

Одна из важных задач начального обучения – развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам- необходимое условие усвоения учебного материала на уроках математики в начальных классах.

В начальной школе закладываются основы доказательного мышления. Здесь главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.

Задачи, которые мы будем рассматривать, являются нестандартными, решение которых связано с умением правильно делать выводы. На материале рассматриваемых задач ребенок должен понять смысл рассуждения, когда происходит совмещение признаков, указанных в разных суждениях, на одном предмете. Как правило, после успешного решения подобных задач дети уверенно справляются с подобными задачами.

1.У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идет речь?

Об углах четырехугольника

2.Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

Нет, так как через 72 часа снова будет полночь.

Слайд 19. Комбинаторные задачи

Включение комбинаторных задач в начальный курс математики оказывает положительное влияние на развитие младших школьников.

Решение таких задач дает возможность расширять знания учащихся о самой задаче, например, о количестве и характере результата (задача может иметь не только одно, но и несколько решений – ответов или не иметь решения), о процессе решения (чтобы решить задачу, не обязательно выполнять какие – либо действия).

Учащиеся также знакомятся с новым методом решения задач. На комбинаторных задачах идет обучение методу перебора, решение задач с помощью таблиц, графов, схемы-дерева.

Кроме того, целенаправленное обучение решению комбинаторных задач способствует развитию такого качества мышления, как вариативность. Под ней понимается направленность мыслительной деятельности ученика на поиск различных решений задачи в случае, когда нет специальных указаний на это».

Сложность комбинаторных задач заключается в том, что при их решении должна быть выбрана такая система конструированного перебора, которая давала бы полную уверенность в том, что рассмотрены все возможные случаи (без повтора комбинаций).

Перебор всегда осуществляется по какому-либо признаку объектов и напрямую связан с операцией классификацией объектов. Поэтому важным элементом готовности ребенка к овладению способами решения комбинаторных задач является его умение выделять различные признаки предметов, классифицировать множества одних и тех же объектов по различным основаниям. Комбинаторные задачи, составленные на жизненном материале, помогают младшим школьникам лучше ориентироваться в окружающем мире, учат рассматривать все имеющиеся возможности и делать оптимальный выбор.

Комбинаторные задачи направлены на формирование умения использовать разные виды графовых схем, требуют сочетания эвристического и алгоритмического стиля мышления.

Задачи повышенной трудности, логические и комбинаторные задачи.

Задача №1.

Витя, Коля, Саша и Дима играли с мячами синим, зелёным, жёлтым и красным. Каким из мячей играл каждый из них, если мяч Вити не синий, у Коли не синий и не красный, а у Саши желтый мяч?

Решение.

 

Витя

Коля

Саша

Дима

Синий

-

-

 

 

Зеленый

 

 

 

 

Желтый

 

 

+

 

Красный

 

-

 

 

 Синий может быть только у Димы.

 

Витя

Коля

Саша

Дима

Синий

-

-

 

+

Зеленый

 

 

 

 

Желтый

 

 

+

 

Красный

 

-

 

 

Ответ: Красный только у Вити, Коле остался зеленый.

Слайд 20. Заключение.

Проблема формирования функциональной математической грамотности актуальна для младших школьников. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь. Для обучающихся начальной школы мир чисел – нечто совершенно новое и абстрактное. Именно поэтому учителю важно показать детям, что эти знания будут нужны им не далеко в будущем, а здесь и сейчас. Один из компонентов функциональной грамотности – математическая грамотность – позволяет человеку использовать математические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.

Грамотное использование учителем на своих уроках инструментов по формированию математической грамотности школьников позволяет достичь высоких результатов в данной работе. Учителя начальных классов нашей школы на уроках математики работают по авторской программе Л.С. Петерсон «Учусь учиться». Данный учебно-методический комплект позволяет учителю продуктивно и результативно применять такие инструменты по формированию математической грамотности обучающихся как:

  1. технология проектов (где ребята учатся ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах);

  2. проблемное обучение (проблемные задания на уроках, позволяют развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям);

  3. работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.

  4. игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры)

  5. моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.

  6. использование цифровых платформ


Сегодня наши педагоги покажут вам, как в своей работе используют разные инструменты и технологии, формы и виды деятельности по формированию и развитию у младших школьников основ математической грамотности -одну из составляющей функциональной грамотности.

Поэтому главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека.