Тема: «Три типа речи: как мы рассказываем, описываем и рассуждаем»
Цели:
· Предметные: познакомить учащихся с тремя функционально-смысловыми типами речи (повествование, описание, рассуждение); научить различать их по цели высказывания и особенностям построения.
· Метапредметные:
· Познавательные УУД: развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать тексты, выявлять их особенности.
· Коммуникативные УУД: формировать навыки сотрудничества в парах и группах, умение аргументировать свою точку зрения.
· Регулятивные УУД: учиться принимать и сохранять учебную задачу.
· Личностные: воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к различным способам передачи мысли.
Оборудование:
· Презентация (если есть техническая возможность).
· Раздаточный материал: карточки с текстами, таблица для заполнения, опорные схемы.
· Листы А4, маркеры для работы в группах.
· Цветные стикеры для рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный момент. Мотивация (3-4 мин)
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по миру текстов. Посмотрите на эти три картинки (на слайде или доске): 1. Рецепт пирога (что делать?). 2. Пейзаж осеннего леса (какой он?). 3. Объявление «Найден щенок» (что случилось?).
— Чем отличаются эти тексты? (Разная цель). Верно! Сегодня мы узнаем, что все тексты делятся на три большие группы по своей цели. Тема урока: «Три типа речи: как мы рассказываем, описываем и рассуждаем».
2. Актуализация знаний. «Узнай тип» (5-7 мин)
Работа в парах. Учащиеся получают карточки с короткими текстами и пытаются определить, чем они отличаются.
· Текст 1: «Мы пошли в лес. Сначала мы собирали грибы, потом купались в речке. В конце дня мы жарили сосиски на костре. Было весело!»
· Текст 2: «Мой щенок совсем маленький, пушистый, с большими висячими ушами. У него мокрый нос и весёлые глазки-бусинки».
· Текст 3: «Нужно всегда делать уроки. Потому что это помогает лучше понять материал и получить хорошую оценку. Кроме того, развивается ответственность».
— Обсудите в парах: какой текст о действиях? Какой о признаках? Какой объясняет причину? —Вы уже на правильном пути! Давайте дадим этим типам научные названия.
3. Изучение нового материала. Заполняем таблицу (15 мин)
Учитель объясняет каждый тип, используя презентацию или плакат. Ученики заполняют таблицу в тетрадях (можно вывести на доску шаблон).
Признак : Повествование (рассказ). Описание (картина). Рассуждение (доклад)
Вопрос: Что произошло? Какой? Какая? Какое? Почему? Зачем? Что из этого следует?
Цель :
Рассказать о событиях, действиях в их последовательности. Нарисовать картину, описать предмет, человека, явление. Объяснить, доказать, убедить в какой-либо мысли.
Особенности:
Есть завязка, развитие, кульминация, развязка. Много глаголов. Нет движения во времени. Много прилагательных, существительных. Есть тезис (основная мысль), доказательства, вывод.
Схема Было... → Сначала... → Потом... → В конце... Предмет → признак 1 → признак 2 → признак 3 → общая оценка Потому что... → так как... → поэтому... → значит...
Пример:
Как я провёл лето. Портрет друга. Почему нужно беречь природу?
Закрепление: Учитель показывает новые короткие тексты, класс хором определяет тип.
4. Физкультминутка «Изобрази тип» (2-3 мин)
Учитель называет тип речи, а ученики его изображают:
· Повествование — шагают на месте (изображают действие).
· Описание — как фотографы, «фотографируют» друг друга (изображают наблюдение).
· Рассуждение — подносят палец к виску, делают умное лицо (изображают размышление).
5. Практическая работа. «Детективы типов речи» (10 мин)
Работа в группах. Каждая группа получает конверт с «расследованием» — набором карточек (слов, вопросов, схем). Задача — собрать текст определённого типа.
· Группа 1 (Повествование): Карточки: [Утром], [проснулся], [умылся], [пошёл], [в школу], [встретил], [друга].
· Группа 2 (Описание): Карточки: [Моя комната], [светлая], [уютная], [большое окно], [книжная полка], [письменный стол], [мне нравится].
· Группа 3 (Рассуждение): Карточки: [Чтение — это полезно], [потому что], [узнаёшь новое], [развиваешь воображение], [поэтому], [нужно читать].
Группы зачитывают получившиеся тексты. Остальные определяют тип и доказывают, называют ключевые слова.
6. Рефлексия. Итог урока (3-4 мин)
— Давайте вернёмся к началу урока. Теперь вы легко сможете назвать типы тех текстов?
· Рецепт? (Повествование — что делать?).
· Пейзаж? (Описание — какой?).
· Объявление? (Повествование — что случилось?).
— Что нового вы узнали? —Какой тип речи вам показался самым интересным? Самым сложным?
Приём «Светофор»: Учитель задаёт вопросы, а ученики поднимают карточки:
· Зелёный — «Я всё понял, смогу сам определить тип текста».
· Жёлтый — «Я понял, но ещё немного путаюсь».
· Красный — «Мне нужно ещё раз всё объяснить».
— Спасибо за работу! Вы сегодня были настоящими исследователями текстов!
Домашнее задание (на выбор):
1. «Охотник за текстами»: Найти в любимой книге, журнале или учебнике по одному маленькому примеру каждого типа речи. Выписать в тетрадь.
2. Творческое: Написать три небольших текста (по 3-4 предложения) об одном предмете (например, о яблоке) в разных типах речи.
· Повествование: «Как я сорвал яблоко...»
· Описание: «Яблоко было круглое, румяное...»
· Рассуждение: «Яблоки очень полезны, потому что...»
3. Исследовательское: Проанализировать смс-переписку с другом и определить, какие типы речи в ней преобладают и почему.