СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Г. В. Свиридов «Альбом пьес для детей»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень многие композиторы сочиняли и сочиняют музыку для детей.

         Самые замечательные из них, те, кого мы сейчас зовем классиками, и детская музыка им особенно удавалась. Может быть потому, что неповторимую пору детства человек вспоминает на протяжении всей своей жизни, и воспоминания эти для него всегда очень волнующие и драгоценные.

Просмотр содержимого документа
«Г. В. Свиридов «Альбом пьес для детей»»

Сценарий лекции
Г. В. Свиридов

«Альбом пьес для детей»

  • Бутова Светлана Александровна, преподаватель теоретических дисциплин (музыкальная литература, слушание музыки) ДШИ.

Разделы: Музыка, внеклассная работа

Цели:

  • музыкальное и нравственное воспитание обучающихся;

  • познакомить с творчеством Г. В. Свиридова.

Задачи:

  1. Направить детей на осмысление музыкального образа в услышанной музыке.

  2. Развивать образное восприятие, детскую фантазию.

  3. Воспитывать чувство прекрасного через произведения музыкального искусства.

Участники лекции:

  • Обучающиеся младшего школьного возраста МБУДО «ДШИ с. Александров Гай» и МОУ СОШ №1, 2, 3 с. Александров Гай (7 - 12 лет);

  • Преподаватели ДШИ и СОШ.

Тип мероприятия: лекция.

Форма воздействия: фронтальная.

Музыкальный материал:

  • Альбом для детей Г. В. Свиридова:

    • «Колыбельная песенка»;

    • «Попрыгунья»;

    • «Ласковая просьба»;

    • «Упрямец»;

    • «Звонили звоны»;

    • «Музыкальный ящик»;

    • «Старинный танец»;

    • «Перед сном»;

    • «Парень с гармошкой»;

    • «Веселый марш»;

    • «Колдун»;

    • «Грустная песенка»

    • «Маленькая токката»;

    • «Зима»;

    • «Дождик»;

    • «Марш на тему Глинки»;

    • «Музыкальный момент».



 (на экране логотип лекции, после каждого просмотра видео можно возвращаться к логотипу на экране)

Очень многие композиторы сочиняли и сочиняют музыку для детей.

Самые замечательные из них, те, кого мы сейчас зовем классиками, и детская музыка им особенно удавалась. Может быть потому, что неповторимую пору детства человек вспоминает на протяжении всей своей жизни, и воспоминания эти для него всегда очень волнующие и драгоценные.

Представленные единичными образцами в девятнадцатом столетии (Шуман, Бизе, Чайковский), они получили большой резонанс в двадцатом веке. Возник даже самостоятельный жанр "Детского альбома" - как своеобразное вместилище информации о жизни ребенка во всем ее многообразии. Лучшие образцы детских фортепианных циклов создавались композиторами для конкретного, близкого и горячо любимого ребёнка. Значение этого обстоятельства для детской музыкальной литературы велико. Ведь нет лучшей музыки, чем музыка, написанная для самых близких тебе людей. Детские фортепианные альбомы - это подарок юному музыканту, только начинающему свой путь в искусстве.

Формируя музыкальное мышление, композиторы с помощью музыкальных образов знакомят детей с собственными музыкальными и человеческими идеалами, со всем, что самим близко и дорого, со своими музыкальными привязанностями, а иногда и антипатиями. Тематика циклов - события, случающиеся в детской жизни, игры, природа, эмоционально-психологические состояния, портреты человеческого характера, сказки, фольклор, отражение современности. Продолжая традиции немецкого композитора Р. Шумана, авторы в игровой форме знакомят детей с современным музыкальным языком, включают в сборники и инструктивные пьесы - полифонические, этюды и т.п., но даже они получают программные наименования и подзаголовки, определяющие жанр.  Асафьев в статье "Русская музыка о детях и для детей" пишет: "... Детский альбом...в самом деле домашний альбом...загляните в таковые - в них и поздравления, и стихи на память, и разные записи семейных происшествий, и  карандашные зарисовки с маленькими акварельками...нет ничего случайного, мозаичного и внешне превходящего".

Д.Б. Кабалевский: "Пишут музыку для детей многие, но очень мало кто по-настоящему знает и любит детей так, как должен их знать и любить тот, кто берётся сочинять для них".

Не стал исключением и Георгий Васильевич Свиридов, сочинивший в 1948 году «Альбом пьес для детей» по случаю рождения сына. Впервые в музыке Свиридова возникает мир детства…

Часто мы говорим о литературе, живописи, музыке как о чем – то очень разном, и конечно различия здесь не малые, но много и общего. И вот это общее особенно ощущаешь, слушая музыку Свиридова. И в самом деле, Свиридов больше написал вокальных произведений, где музыка неразрывно связана со словом. Выразительность звуков и слов дополняют, обогащают друг друга. И так свойственно Свиридову выражать музыкой смысл слова, что и пьесы, написанные им для фортепиано, кажется, словно говорят с нами и вместе с тем, очень ярко рисуют картины окружающего мира, так как это сделал в своем альбоме художник. Вот почему название «Детский альбом» очень точно обозначает характер сборника фортепианных пьес Г. В. Свиридова, который вы сейчас услышите.

«Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Георгий Васильевич Свиридов. Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Композитор так и назвал это произведение – «Альбом пьес для детей».

Все мы хорошо знаем, что такое альбом – альбом для рисования, фотоальбом, альбом с марками – это собрание рисунков, фотографий, марок. Есть и музыкальные альбомы – собрание разных музыкальных пьес. 

В своем музыкальном альбоме композитор рассказывает о том, что интересно детям. «Альбом пьес для детей» Свиридова включает семнадцать небольших произведений, различных по характеру, масштабу, технической трудности. Порядок в расположении миниатюр естествен и логичен как в художественном, так и в методическом отношениях: в целом трудность - будь она преимущественно художественно-выразительной или технической - постепенно возрастает к концу сборника.

Главное достоинство пьес Свиридова - яркая образность, свежесть языка, которая сочетается с доступностью детскому восприятию и педагогической целесообразностью применяемых стилистических средств. Трудно определить те бесчисленные "штрихи", которые придают даже простейшим пьесам Свиридова черты исключительной, ярко-национально окрашенной самобытности. Они и в интонационном строе, близком русскому народному творчеству, и в гармоническом языке, ритмическом строении, особенностях фактуры, полифонического письма, формообразования.

Особенно ценным представляется гармонический синтез простоты, ясности и глубокого стилистического своеобразия авторского письма. Свойство это вообще присуще зрелым произведениям Свиридова, которому удается сочетать новаторство музыки с широкой доступностью ее понимания. Видимо, поэтому и разговор композитора с детьми отличается такой естественностью, непринужденностью, внутренней свободой и гармоничностью.

Пьесы Свиридова принадлежат к числу именно тех немногих сочинений, которые, будучи доступными для детского восприятия и исполнения, в состоянии учить главному — исполнительскому творчеству, неразлучному с освоением современного музыкального языка, современных средств художественной выразительности.

Я надеюсь, что сегодня, встретившись с музыкой Г.В. Свиридова, вы тоже станете чуточку лучше, чище и красивее в душе.


Бесконечно разнообразна, звучащая вокруг нас музыка, но как часто первые музыкальные впечатления человека связанные со слышанными в самом раннем детстве задушевными колыбельными песнями. Может быть, поэтому и открыл Свиридов свой альбом «Колыбельной песней».

Это и в самом деле песня, только без слов. Зато смысл ее угадать совсем не трудно, и если бы были в ней слова, то говорилось в ней о чем-то очень хорошем, ласковом, добром. Во всей пьесе, как это бывает в колыбельных песнях, повторяется одна и та же простая убаюкивающая мелодия. "Колыбельная песенка" учит простоте и естественности фразировки, достижению мягкого, плавного легатного звучания. Пьеса эта прививает простейшие полифонические навыки, а также наглядно знакомит с принципом вариационного развития, типичного, в частности, для народной музыки. При многократном повторении первоначальной темы - обращает внимание использование выразительности различных регистров фортепиано.

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит,

Малым деткам спать велит:

«Спите, спите поздний час,

Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,

В серебре мой сарафан.

Встречу брата и пойду,

Спрячусь в божием саду,

А под вечер брат уснёт

И меня гулять пошлёт.

Сладкий сон вам пошлю,

Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,

Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.

Детям спится до утра».

А. Блок

«Колыбельная песня»

А вот и утро настало, видно хорошее, погожее утро, когда так весело начертить на асфальте квадратики и скакать на одной ноге, играя в классики. «Попрыгунья», так называется вторая пьеса из альбома Свиридова. Слушая, как музыка передает, изображает скачки на одной ноге, кажется, будто сам следишь за веселой игрой маленькой попрыгуньи.

Галдят грачи на дереве,

Гремят грузовики,

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:

Тут верёвка на пути.

Хором девочки считают

Десять раз по десяти.

Это с нашего двора

Чемпионы, мастера

Носят прыгалки в кармане,

Скачут с самого утра.

Вышла Лидочка вперёд,

Лида прыгалку берёт.

- Лида, Лида! Вот так Лида!-

Раздаются голоса.-

Посмотрите, это Лида

Скачет целых полчаса!

-Я и прямо,

Я и боком,

С поворотом,

И с прискоком,

И с разбега,

И на месте,

И двумя ногами вместе…

Доскакала до угла.

-Я б не так ещё могла!

А. Барто

«Попрыгунья»

«Ласковая просьба», Чья же это просьба? О чем она? К кому она обращена?

Ответов мы не найдем в авторском названии. И об этом можно только догадываться, слушая саму пьесу. Но ведь главная цель в музыкальных произведениях именно в том, что бы создав общее настроение позволить каждому вспомнить, что-то свое собственное созвучное этому настроению. Настроение ласковой просьбы очень тонко удалось передать Свиридову в этой пьесе

«Ласковая просьба»



Три волшебника злых –

Не Могу. Не Хочу и Не Буду

Нашу девочку Киру

Преследуют всюду.

Мама фартук подвяжет,

Мама девочке скажет:

- Я на кухню пойду,

Поиграй-ка одна.

- Не могу,- отвечает она.

Просит мама: «Помой посуду!»

Отвернётся она: «Не буду!»

Надо Кире идти к врачу,

А она своё: «Не хочу!»

Так всегда и повсюду:

- Не хочу и не буду!

И на каждом шагу:

- Не могу!

А других и не знает слов она,

Сразу видно – заколдована!

А. Крестинский, Н. Полякова

«Упрямец». Хорошее ли это качество? Странный вопрос, Вы скажете. Да, но, пожалуй, не такой уж и простой. Упрямство порой оказывается очень важным, а порой даже необходимым, когда нужно преодолеть какую нибудь трудность, научиться чему нибудь. Во что бы то ни стало решить сложную задачу. Это упрямство точнее было бы назвать упорством. Но есть и другое упрямство. Бессмысленное, жалкое. Упрямство ради упрямства. Вот о таком маленьком упрямце и написал пьесу Свиридов. На все уговоры и сердитые окрики. Упрямец знай, твердит, бубнит свое: ни хочу, не буду. Разумеется, ни к чему хорошему такое упрямство привести не может. И не удивительно, что конец пьесы довольно грустный. Стоило ли, в самом деле, так упираться, когда видишь сам что был не прав.

«Упрямец»

«Звонили звоны». Творчество Свиридова очень тесно связано с народной музыкой. Часто обращается он к напевам, которые на протяжении многих столетий создавал русский народ. Имена создателей большинства этих напевов неизвестны, но мелодии продолжают нас радовать своей великолепной красотой и по-новому звучать в творчестве композиторов. В основу пьесы «Звонили звоны» положена русская народная песня «Звонили звоны». Ее мелодия напоминает торжественный звон колокола, и вот эту тему и характер мелодии развил в своей пьесе Свиридов. К одинокому колокольному набату, присоединяется звон новых колоколов. Непрерывно растет и ширится этот звон до самого конца пьесы.

Кто долго жил в глуши печальной

Друзья, тот верно знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам.

А. Толстой

«Звонили звоны»

«Музыкальный ящик». А вот перед нами старый музыкальный ящик, играющий лишь одну единственную мелодию с незатейливым сопровождением – аккомпанементом. Сейчас такой ящик встретишь лишь в музеях. Заведешь такую музыкальную игрушку и словно перенесешься в далекое прошлое, когда не было еще ни проигрывателей, ни радио, ни телевизора, и сам ящик и трогательная, незатейливая его музыка словно пришли к нам из сказок Г. Х. Андерсена или из волшебной истории, которую рассказал советский писатель В. Ф. Одоевский о маленьких человечках-колокольчиках, которые живут в сказочной музыкальной табакерке.

«Музыкальный ящик»

«Старинный танец». О давних - давних временах рассказывает следующая пьеса детского альбома. Кажется, что повествует она о благородных рыцарях и прекрасных дамах, о древних замках с зубчатыми стенами, Сам ритм и характер этого танца напоминает действительно существовавший и очень распространенный в свое время танец – «Менуэт». Его размеренное и спокойное движение кажется то немного чопорным, то более горделивым, а в середине пьесы будто слышишь звон и бряцание оружия: старинных мечей или сабель.

«Старинный танец»

«Парень с гармошкой». Из путешествия в чужие страны в далекие времена снова возвращает нас музыка Свиридова на родную землю. Звонкие, заливистые звуки гармошки, озорной мотив так и заставляют нас пуститься в пляс. До чего же разудалый парень, как заражает он всех своей игрой, своим весельем.

Как гармошка поёт

Я люблю послушать,

Ведь мелодии её

Трогают мне душу.

Гармонист, сыграй на ней

О родной сторонке,

Чтоб раздался в тишине

Её голос звонкий!

С. Брискин

«Парень с гармошкой»

«Перед сном». Но вот утихло веселье, Сгустились вечерние тени. Ночь вступила на порог. Снова убаюкивает малыша ласковая колыбельная песня, но не сразу приходит сон. В дремоте чувствуется, что чудится темный претемный лес, со всех сторон обступивший маленькую избушку на курьих ножках, то слышатся какие-то тревожные, таинственные звуки. Но бояться нечего, я с тобой, словно говорит полная любви и нежности мелодия и сладко-сладко баюкает и успокаивает детские страхи. Спокойной ночи малыш.

«Перед сном»

«Веселый марш». Снова перед нами возникают музыкальные картины разнообразно и ярко рисующие окружающую жизнь. Беспечным, озорным ликованием полна музыка веселого марша. Кажется будто это марш среди веселого карнавала, пестрого сборища разных забавных масок, Так и видятся яркие краски, так и слышится звонкий смех, а в конце к задорным возгласам труб словно присоединяется шумливая дробь барабана.

«Веселый марш»

«Колдун». А вот пьеса-сказка. Об этом говорит само название пьесы. Ведь всем известно, что никаких колдунов в природе не бывает. Зато сказки редко обходятся без колдунов, иногда добрых, но чаще противных и злых. Вот и колдун, о котором рассказывает пьеса Свиридова, злой колдун. Недаром он бормочет какие-то темные заклинания, готовя свое чудодейственное зелье, а потом несется через поля и леса, через горы и долы стараясь, навести страх и смести все на своем пути. Очень хочет он наколдовать так, что бы мы поверили в его силу и могущество, но что делать мы ему не верим. Ведь сам Свиридов словно говорит нам своей музыкой, особенно в конце пьесы, где вновь слышны ворчливые заклинания: «Не относитесь к нему слишком серьезно, ведь все это только сказка».

За морями, за горами

Чёрный жил колдун – злодей.

Не любил злодей людей.

Он жил на острове широком,

Он жил на острове далёком.

Он гостей не принимал,

Детей от дома отгонял.

Никого не уважал,

Всех в округе обижал!

Т. Саксон

«Колдун»

«Грустная песенка». Одна из самых красивых пьес детского альбома. Хотя она и названа композитором грустной, но грусть эта кажется очень спокойной, очень светлой. В начале, словно под аккомпанемент гитары чудесная, бесконечно льющаяся мелодия будто звучит в исполнении женского голоса. Потом слышно звучание целого хора и где музыка приобретает порою характер скорбной жалобы, И наконец, снова возвращается первоначальная мелодия, но ее поет уже более низкий голос, а сопровождение становится более разнообразным. Простота и значительность – чудесное свойство музыки Свиридова воплощены в этом произведении.

«Грустная песенка»

«Маленькая токката». Это название может показаться вам непонятным. Это так называется виртуозная, то есть трудная для исполнения музыкальная пьеса, выдержанная в быстром, ровном, четком движении. Именно такая пьеса, которую вы сейчас услышите, но и в ней есть свое содержание. Свиридов об этом ничего не сказал, давая простор фантазии слушателя.

«Маленькая токката»

«Зима». Суровая мерная поступь басовых звуков, однообразных как снежная пелена, покрывшая землю, как оголенные стволы и ветви деревьев, Все словно застыло, скованное льдом и холодом. Солнечное тепло, зеленые кущи лесов, цветущие луга, все это осталось позади и нескоро вернется вновь. Но есть суровая красота и в долгих зимних ночах и в бескрайних снежных полях и в глубоких сугробах. И вот об этой величавой красоте, рассказывается в этой пьесе. Зима пришла.

Где сладкий шёпот

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов?

Деревья голы,

Ковёр зимы

Покрыл холмы

Луга и долы.

Под ледяной

Своей корой

Ручей немеет

Всё цепенеет

Лишь ветер злой,

Бушуя, воет

И небо кроет

Седою мглой.

Е.Баратынски



«Зима»

«Дождик». А сейчас вы услышите совсем иную картинку природы, рисующую летний дождь. Вот он нежданно, негаданно застал путников в дороге, застучали, заплясали озорные дождевые капли, косая стена дождя заволокла, сделала неясными предметы, Неугомонные, водяные струи все чаще, шумливее. Вот уже лужи превратились в бурливые, стремительные потоки, скорее нужно искать укрытие, Вроде бы гром загрохотал, где то в далеке, но ливень, казавшийся таким неукротимым, пронесся быстро. Уже стекают с ветвей последние струйки, Расходится на гладкой поверхности лужи кружок от последней капли дождя и все, кончился дождик.

К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри.

Если лужицы нальются,

Так и хочется разуться,

Побежать и потрясти

В тёплом дождике кусты…

Дождь плясал по огороду,

Расплескал на грядки воду,

Тучу – лейку перенёс,

Напоил в полях овёс.

Сохнут вымытые чисто

Лопухов большие листья.

Значит очень хорошо,

Что сегодня дождик шёл!

З. Александрова

«Дождик»

«Марш на тему М. И. Глинки». К этой пьесе даже и не требуется никакого введения. Автор сам снабдил ее эпиграфом, выразив в словах содержание музыки.

«По склону вверх король повёл

Полки своих стрелков.

По склону вниз король сошёл

Но только… без полков…»

До чего же картинно Свиридов изобразил в музыке гордого, могущественного короля который ведет в бой свои полки, уверенного в победе, а вслед за этим – его же, удрученного поражением, одинокого и покинутого.

«Марш на тему М. И. Глинки»

«Музыкальный момент». А теперь давайте просто послушаем музыку, словно говорит Свиридов перед этой пьесой. Так и видятся внимательные лица детей. Тихо-тихо, затаив дыхание, они слушают удивительно красивую музыку, то изящную, танцевальную, то ликующе веселую, а в конце словно убегающую, исчезающую, как журча убегает в даль маленький ручеек.

«Музыкальный момент»


Вот мы и пролистали детский альбом Г. В. Свиридова. Это сочинение наполнено множеством таинственных и красивых находок. Во-первых – это одно из характерных для свиридовского гармонического и фактурного письма сочинение. Во-вторых – это сочинение предназначенное не только для детей. Это сборник зрелых, тонких и серьёзных миниатюр. Здесь, как и во многих произведениях композитора, мы видим новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту и выразительность.

Мне кажется, что знакомясь с музыкой этого великого русского композитора, мы становимся чуточку лучше, красивее и мудрее. Она заставляет нас думать, чувствовать, сопереживать. Г.В. Свиридову принадлежат замечательные слова: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом её основная миссия».


"Альбом для детей" Г. Свиридова принадлежит к числу тех немногих сочинений, которые, будучи доступными, детскому восприятию и воспроизведению, в состоянии пробуждать художественную фантазию, учить исполнительскому творчеству. Он не только может принести большую пользу в процессе обучения юных пианистов, но и сыграть значительную роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения. А ведь в этом - одна из важнейших задач музыкальной культуры.