СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гайдар и его команда

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепление о творчестве А.П.Гайдара.Знакомство с произведением "Тимур и его команда"

Просмотр содержимого документа
«Гайдар и его команда»

Основные события сюжета произведения

А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки)

Предмет: Литературное чтение

Класс:3 «А»

Учитель: Бушуева Л.А.

Дата: 14.03.2024 г.

Цели:

- продолжить знакомить с жизнью и творчеством А.П.Гайдара,

- учить видеть отношение автора к героям произведения, к событиям, описанным в отрывке повести,

- способствовать более прочному усвоению содержания повести “Тимур и его команда” через разгадывание кроссворда-логогрифа,

- совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения,

- учить добру, коллективизму, воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения,

- расширять кругозор учащихся, формировать устойчивый интерес к чтению.

Оборудование: портреты Гайдара, выставка его книг, детские рисунки, карточка со словом “команда”, учебник, кроссворд, мультимедийный проектор.

Ход урока



Организационный момент.

-Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте их (дети дарят свои улыбки гостям).

Вступительное слово учителя.

К сегодняшнему уроку, ребята, мы с вами готовились заранее. Сначала прочитали повесть А. Мы будем работать в группах, но не против друг друга, а для достижения общей цели. И дух соперничества нам только поможет в этом.

Сегодня на уроке у нас будет работать 3 команды:

- «Иван и его команда»

- «Вячеслав и его команда»

- «Виктор и его команда»

Самая дружная, самая интеллектуальная команда станет победительницей, заслужив большее количество красных звездочек за правильные ответы.

Которые выразятся в ваши оценки за урок.

Начнём урок с приветствия работающих в группе.

У. Вспомним правила работы в группах.

Д.(парах, стоя лицом друг к другу):

- Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди)

- Ты желаешь мне сегодня добра! (одна рука на плече соседа)

- Мы желаем друг другу добра! (вторая рука на плече соседа)

- Если тебе будет трудно, (рукопожатие)

- Я тебе помогу! (рука на своей груди)

Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

-Освежим память об писателе А.П.Гайдаре(проверка домашнего задания

А что интересного удалось узнать нашим биографам о жизни А. Гайдара?

(дети рассказывают биографию)

Итерестные факты о Гайдаре.

Действительно, повесть замечательная. Но, к сожалению, забытая современным поколением читателей. А этой повестью наверняка зачитывались ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Вот мы сегодня на уроке чтения постараемся подарить этой повести новую жизнь, вернуть имя А. Гайдара читателям 21 века. А личность этого писателя, судьба этого человека необыкновенная. Известный детский писатель С. Михалков посвятил ему такие строки (эпиграф).

Читает ученик

Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.

Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы
Как бесконечною игру.
Он никогда не будет стар,
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар
В шинель походную одетый

Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Показ отрывка из фильма «Тимур и его команда»

-Как вы думаете, про кого этот фильм? (про Тимура и его друзей)

-Как они себя называют? (команда)

- Что значит слово «команда»?

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(произведение А.П.Гайдара «Тимур и его команда»).

Мы познакомились с отрывком из повести «Тимур и его команда». Сегодня продолжим работу над этим произведением.

Словарная работа. Конкурс для лингвистов

- А сейчас командам предлагается определить лексическое значение слова «ультиматум».

. В тексте вы встретили слова керосинка и примус. Знакомы ли они вам? Керосинка – нагревательный прибор с фитилем

Фитиль (греч.) – рыхло свитая веревка, пропитанная керосином, горит медленно, но хорошо держит огонь

.Примус – прибор для приготовления пищи. Что вы можете сказать об этих словах?

Работа с текстом.

Обратите внимание, сколько много повестей и рассказов для детей написал писатель, но последней в его творчестве была повесть «Тимур и его команда»

Найдите героев произведения А.П.Гайдара “Тимур и его команда”.



м

а

т

и

р

у

м

и

т

к

о

ж

е

н

я

у

а

л

в

с

л

а

л

е

ш

к

а

а

и

к

о

з

а

ч

й

д

к

м

к

н

ч

у

и

е

ы

и

а

ц

ю

р

н

д

г

г

н

к

а

р

у

г

и

ф

и

ш

о

е

к

г

я

р

ц

н

э

в

с

а

о

л

ь

г

а



Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков.


Угадай и назовите главных героев.

Поиграем в игру «Угадай, кто это». Но вам нужно узнать героя,

•У нее «такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер» (Женя)

• «Высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие черные брюки и темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой» (Тимур)

• «На ней все горит. Вечно она в синяках, в царапинах. Она, конечно, подойдет, губки бантиком сложит, глаза голубые вытаращит. Ну конечно, все думают – цветок, а не девочка!» (Женя)

• «К нему подошел седой лохматый старик. Холщовая рубаха его была бедна. Широченные штаны -- в заплатках. К колену его левой ноги ремням была пристегнута грубая деревяшка. В одной руке он держал записку, другой сжимал старый, ободранный револьвер». (Дядя Тимура Георгий Гараев)

• "Ах, как ваша сестра прекрасно играет!" Прекрасно! Вы бы лучше послушали, как она прекрасно ругается. (Ольга)

• Но тут калитка перед домом с треском распахнулась. Во двор заскочила, вся в репьях, лохматая коза и, низко опустив рога, помчалась в глубь сада. А за нею с воплем пронеслась уже знакомая Жене босоногая девчонка.(Нюрка)

• «А то, -- скривив губы, ответил ему Квакин, -- что ты мне хоть и друг, …, но никак на человека не похож ты, а скорей вот на этого толстого и поганого черта. (Фигура)

-Почему им было интересно вместе? Что их объединяло?

- Какие дела Тимуровской команды запомнили?

Приём «Перепутанные логические цепочки»


Восстановите последовательность событий в тексте

1. Команда составляет план действий

2. Женя на чердаке

3. Разговор Тимура и Квакина

4. Беседа Жени и Ольги

5. Встреча Жени с командой Тимура

6. Картонный человечек очутился на крыше сарая

7. Беспокойство Ольги


Анализ произведения

(Учащимся предлагается сценка «Ультиматум», которую заранее учитель подготовил с учениками. Используется эпизод из повести «Тимур и его команда», когда Квакину вручается конверт с ультиматумом от команды Тимура.)

Анализ произведения.

Беседа по вопросам. Подтвердите свой ответ цитатой из текста.

-Кому помогали тимуровцы?

- Как вы думаете, почему именно этим людям?

-Какой знак они ставили?

- Как вы думаете, что оно обозначал?

- Какая мечта была у Коли Колокольчикова? – Почему Тимур назвал эту мечту «пустой затеей»?

- Были ли в тексте упоминания об отрицательных героях? Какие их поступки об этом свидетельствуют?

- Как вы понимаете слова Тимура «Эк, у тебя всё «дал» да «сунул».. А толку что-то нету.»

- Как вы себе представляете Мишку Квакина?

Сравнение команды Тимура и шайки Квакина - групповая работа


Линия сравнения

Тимур

Квакин

Что организовали



Как себя называли



Как называлось место сбора



Род занятий



Друзья







Кто был руководителем команды?

Мог ли ещё кто-то из членов команды претендовать на роль командира?

У: Человек, обладающий сильным волевым характером, благородством, правильным мировосприятием и жизненными позициями, пользующийся уважением среди сверстников, может стать лидером.

«О Тимуре без сомненья, Вы читали с увлеченьем,

Слово дав себе потом Подражать ему во всем»

Тимур является положительным героем.

В произведение ещё есть человек, который тоже является лидером.

Кто же это? (Мишка Квакин) –

Давайте сравним этих двух героев. Один и другой являются лидерами в своих группах. –

Как относятся ребята к Тимуру? (уважают) -А Мишку Квакина? (боятся)

Почему же за ним шли ребята?

Тимур и его друзья – команда. Мишка и его друзья – шайка. Почему? Как понимаете?

Команда Тимура Шайка Квакина Занятия Помощь семьям красноармейцев Обворовывание садов.

Поведение в переговорах Мужество, благородство Хамство Подготовка к бою Ультиматум В ответ: грубое ругательство Во время боя Честное ведение боя Отсутствие выдержки

Поиск путей практического выхода.

-Как вы думаете, нужна ли кому-нибудь помощь тимуровцев сейчас?

-А реально ли это? Как вы думаете, могли бы мы с вами чем-то помочь нуждающимся в нашей помощи?

(Продумываем пути помощи тем, кому нужна помощь: открытки и поздравления ветеранам войны, помощь игрушками, вещами и письма т.д.)


















































































































































































































































































































































Тимур:Как вы думаете, есть ли сейчас люди, которые нуждаются в помощи?

- А как можно им помочь?

-Нужна ли кому-нибудь помощь в наше время?

-Мы сейчас редко слышим слова тимуровцы, а как называют таких людей в наше время?

- Вы участвуете в волонтёрском движении?

Д; Мы, дети 21- века-достойные продолжатели дела Тимура Мы похожи на тебя, Тимур! Мы так же любим свою Родину и преданы своей Отчизне


Рефлексия.


Домашнее задание.

А теперь я попрошу вас высказать своё мнение об уроке

Перед вами шаблоны телефонов на которых можете оставить отзыв о уроке.

Домашнее задание. Выберите задание по желанию

пересказ понравившегося отрывка от имени одного из героев базовый уровень);

составить рассказ по аналогии

(повышенный уровень);


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!