Основные события сюжета произведения
А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки)
Предмет: Литературное чтение
Класс:3 «А»
Учитель: Бушуева Л.А.
Дата: 14.03.2024 г.
Цели:
- продолжить знакомить с жизнью и творчеством А.П.Гайдара,
- учить видеть отношение автора к героям произведения, к событиям, описанным в отрывке повести,
- способствовать более прочному усвоению содержания повести “Тимур и его команда” через разгадывание кроссворда-логогрифа,
- совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения,
- учить добру, коллективизму, воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения,
- расширять кругозор учащихся, формировать устойчивый интерес к чтению.
Оборудование: портреты Гайдара, выставка его книг, детские рисунки, карточка со словом “команда”, учебник, кроссворд, мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный момент.
-Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте их (дети дарят свои улыбки гостям).
Вступительное слово учителя.
К сегодняшнему уроку, ребята, мы с вами готовились заранее. Сначала прочитали повесть А. Мы будем работать в группах, но не против друг друга, а для достижения общей цели. И дух соперничества нам только поможет в этом.
Сегодня на уроке у нас будет работать 3 команды:
- «Иван и его команда»
- «Вячеслав и его команда»
- «Виктор и его команда»
Самая дружная, самая интеллектуальная команда станет победительницей, заслужив большее количество красных звездочек за правильные ответы.
Которые выразятся в ваши оценки за урок.
Начнём урок с приветствия работающих в группе.
У. Вспомним правила работы в группах.
Д.(парах, стоя лицом друг к другу):
- Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди)
- Ты желаешь мне сегодня добра! (одна рука на плече соседа)
- Мы желаем друг другу добра! (вторая рука на плече соседа)
- Если тебе будет трудно, (рукопожатие)
- Я тебе помогу! (рука на своей груди)
Проверка домашнего задания, актуализация знаний.
-Освежим память об писателе А.П.Гайдаре(проверка домашнего задания
А что интересного удалось узнать нашим биографам о жизни А. Гайдара?
(дети рассказывают биографию)
Итерестные факты о Гайдаре.
Действительно, повесть замечательная. Но, к сожалению, забытая современным поколением читателей. А этой повестью наверняка зачитывались ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Вот мы сегодня на уроке чтения постараемся подарить этой повести новую жизнь, вернуть имя А. Гайдара читателям 21 века. А личность этого писателя, судьба этого человека необыкновенная. Известный детский писатель С. Михалков посвятил ему такие строки (эпиграф).
Читает ученик
Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.
Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы
Как бесконечною игру.
Он никогда не будет стар,
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар
В шинель походную одетый
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Показ отрывка из фильма «Тимур и его команда»
-Как вы думаете, про кого этот фильм? (про Тимура и его друзей)
-Как они себя называют? (команда)
- Что значит слово «команда»?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(произведение А.П.Гайдара «Тимур и его команда»).
Мы познакомились с отрывком из повести «Тимур и его команда». Сегодня продолжим работу над этим произведением.
Словарная работа. Конкурс для лингвистов
- А сейчас командам предлагается определить лексическое значение слова «ультиматум».
. В тексте вы встретили слова керосинка и примус. Знакомы ли они вам? Керосинка – нагревательный прибор с фитилем
Фитиль (греч.) – рыхло свитая веревка, пропитанная керосином, горит медленно, но хорошо держит огонь
.Примус – прибор для приготовления пищи. Что вы можете сказать об этих словах?
Работа с текстом.
Обратите внимание, сколько много повестей и рассказов для детей написал писатель, но последней в его творчестве была повесть «Тимур и его команда»
Найдите героев произведения А.П.Гайдара “Тимур и его команда”.
м | а | т | и | р | у | м | и | т |
к | о | ж | е | н | я | у | а | л |
в | с | л | а | л | е | ш | к | а |
а | и | к | о | з | а | ч | й | д |
к | м | к | н | ч | у | и | е | ы |
и | а | ц | ю | р | н | д | г | г |
н | к | а | р | у | г | и | ф | и |
ш | о | е | к | г | я | р | ц | н |
э | в | с | а | о | л | ь | г | а |
Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков.
Угадай и назовите главных героев.
Поиграем в игру «Угадай, кто это». Но вам нужно узнать героя,
•У нее «такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер» (Женя)
• «Высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие черные брюки и темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой» (Тимур)
• «На ней все горит. Вечно она в синяках, в царапинах. Она, конечно, подойдет, губки бантиком сложит, глаза голубые вытаращит. Ну конечно, все думают – цветок, а не девочка!» (Женя)
• «К нему подошел седой лохматый старик. Холщовая рубаха его была бедна. Широченные штаны -- в заплатках. К колену его левой ноги ремням была пристегнута грубая деревяшка. В одной руке он держал записку, другой сжимал старый, ободранный револьвер». (Дядя Тимура Георгий Гараев)
• "Ах, как ваша сестра прекрасно играет!" Прекрасно! Вы бы лучше послушали, как она прекрасно ругается. (Ольга)
• Но тут калитка перед домом с треском распахнулась. Во двор заскочила, вся в репьях, лохматая коза и, низко опустив рога, помчалась в глубь сада. А за нею с воплем пронеслась уже знакомая Жене босоногая девчонка.(Нюрка)
• «А то, -- скривив губы, ответил ему Квакин, -- что ты мне хоть и друг, …, но никак на человека не похож ты, а скорей вот на этого толстого и поганого черта. (Фигура)
-Почему им было интересно вместе? Что их объединяло?
- Какие дела Тимуровской команды запомнили?
Приём «Перепутанные логические цепочки»
Восстановите последовательность событий в тексте
1. Команда составляет план действий
2. Женя на чердаке
3. Разговор Тимура и Квакина
4. Беседа Жени и Ольги
5. Встреча Жени с командой Тимура
6. Картонный человечек очутился на крыше сарая
7. Беспокойство Ольги
Анализ произведения
(Учащимся предлагается сценка «Ультиматум», которую заранее учитель подготовил с учениками. Используется эпизод из повести «Тимур и его команда», когда Квакину вручается конверт с ультиматумом от команды Тимура.)
Анализ произведения.
Беседа по вопросам. Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
-Кому помогали тимуровцы?
- Как вы думаете, почему именно этим людям?
-Какой знак они ставили?
- Как вы думаете, что оно обозначал?
- Какая мечта была у Коли Колокольчикова? – Почему Тимур назвал эту мечту «пустой затеей»?
- Были ли в тексте упоминания об отрицательных героях? Какие их поступки об этом свидетельствуют?
- Как вы понимаете слова Тимура «Эк, у тебя всё «дал» да «сунул».. А толку что-то нету.»
- Как вы себе представляете Мишку Квакина?
Сравнение команды Тимура и шайки Квакина - групповая работа
Линия сравнения | Тимур | Квакин |
Что организовали | | |
Как себя называли | | |
Как называлось место сбора | | |
Род занятий | | |
Друзья | | |
Кто был руководителем команды?
Мог ли ещё кто-то из членов команды претендовать на роль командира?
У: Человек, обладающий сильным волевым характером, благородством, правильным мировосприятием и жизненными позициями, пользующийся уважением среди сверстников, может стать лидером.
«О Тимуре без сомненья, Вы читали с увлеченьем,
Слово дав себе потом Подражать ему во всем»
Тимур является положительным героем.
В произведение ещё есть человек, который тоже является лидером.
Кто же это? (Мишка Квакин) –
Давайте сравним этих двух героев. Один и другой являются лидерами в своих группах. –
Как относятся ребята к Тимуру? (уважают) -А Мишку Квакина? (боятся)
Почему же за ним шли ребята?
Тимур и его друзья – команда. Мишка и его друзья – шайка. Почему? Как понимаете?
Команда Тимура Шайка Квакина Занятия Помощь семьям красноармейцев Обворовывание садов.
Поведение в переговорах Мужество, благородство Хамство Подготовка к бою Ультиматум В ответ: грубое ругательство Во время боя Честное ведение боя Отсутствие выдержки
Поиск путей практического выхода.
-Как вы думаете, нужна ли кому-нибудь помощь тимуровцев сейчас?
-А реально ли это? Как вы думаете, могли бы мы с вами чем-то помочь нуждающимся в нашей помощи?
(Продумываем пути помощи тем, кому нужна помощь: открытки и поздравления ветеранам войны, помощь игрушками, вещами и письма т.д.)
Тимур:Как вы думаете, есть ли сейчас люди, которые нуждаются в помощи?
- А как можно им помочь?
-Нужна ли кому-нибудь помощь в наше время?
-Мы сейчас редко слышим слова тимуровцы, а как называют таких людей в наше время?
- Вы участвуете в волонтёрском движении?
Д; Мы, дети 21- века-достойные продолжатели дела Тимура Мы похожи на тебя, Тимур! Мы так же любим свою Родину и преданы своей Отчизне
Рефлексия.
Домашнее задание.
А теперь я попрошу вас высказать своё мнение об уроке
Перед вами шаблоны телефонов на которых можете оставить отзыв о уроке.
Домашнее задание. Выберите задание по желанию
пересказ понравившегося отрывка от имени одного из героев базовый уровень);
составить рассказ по аналогии
(повышенный уровень);