СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гармонии задумчивый поэт

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по творчеству Ф. Шопена. 

Просмотр содержимого документа
«Гармонии задумчивый поэт»


Гармонии задумчивый поэт.


Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Пожелание хорошего настроения.

II. мотивация

Слайд №1

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте, что написано на слайде. (строчки из стихотворения У. Шекспира)

Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика.

У. Шекспир

УЧИТЕЛЬ: О чем идет речь в стихотворении? (о музыке и поэзии)
Кто такой У. Шекспир (английский поэт)

Теперь прочитаем другой текст.

Слайд №2

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ — видение поэта”.

Г. Нейгауз

УЧИТЕЛЬ: О чем в этом высказывании? (о связи музыки и поэзии)

Правильно, только Г. Нейгауз не поэт, а музыкальный писатель.

Теперь давайте попробуем сформулировать, о чем мы будем говорить на уроке музыки? (что говорят писатели и поэты о музыке и музыкантах)

Сегодня мы поговорим о тайне, разгадать которую пока ещё никому не удалось - о тайне музыки.
Писатели и поэты - мастера слова -  пытались описать её словами, но полностью раскрыть

тайну музыкальных звуков не удавалось никому.

Слайд №3

"Музыка,  может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада", - слова писателя Виктора Астафьева.

УЧИТЕЛЬ: Скажите, зачем нужна музыка? Только ли ради развлечения и удовольствия?

Слайд №4

УЧИТЕЛЬ: А вот советский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский сказал, что музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.

У вас в тетрадях кроссворд, разгадав который, вы узнаете о каком композиторе мы будем сегодня говорить.

Работа с кроссвордом.

Слайд №5. Фредерик Шопен.


III. Изучение новой темы

Слайд №6

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы окунёмся в творчество польского композитора Фредерика Шопена.

«Гармонии задумчивый поэт» - так называли этого композитора. Так будет называться и наш урок. А почему Шопена назвали «Гармонии задумчивый поэт» вы постараетесь объяснить мне в конце урока.

А ещё его называли «Гением фортепиано», «Поэтом фортепиано»,"Бриллиантовые руки"

Почему?
Давайте послушаем рассказ о композиторе, который подготовили ребята.


Слайд 7 .

1. Фредерик Шопен родился в деревне Желязова Воля недалеко от Варшавы. в семье учителя.. С раннего детства маленького Фредерика окружала музыка. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано.

2. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители думали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но оказалось, что малыш заливался слезами от сильного впечатления.

Слайд №8

3.К пяти годам мальчик уверенно исполнял несложные пьесы. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел большой успех. Его ласково называли "маленький Шопенек" и сравнивали с великим Моцартом. В 11 лет Фредерик пробует сочинять музыку. К 12 годам юный виртуоз не уступал в мастерстве лучшим польским пианистам.

4. Одновременно с занятиями музыкой Фредерик получил хорошее образование: свободно владел французским и немецким языками, много читал, хорошо рисовал, интересовался историей Польши.

5. В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию. Когда Фредерик её окончил, в 1829 году, то директор консерватории и педагог Шопена сделал следующую запись:

Слайд 9 «Удивительные способности. Музыкальный гений».

Шопен выступает с концертами в Вене, Варшаве. Слушатели высоко оценили его мастерство и музыкант начал собираться в поездку по Западной Европе.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, что мы узнали о Фредерике Шопене? (Талантливый, музыкальный, гениальный). Можно ли его назвать счастливым человеком?

Сейчас мы послушаем прелюдию Ля мажор. Но сначала выясним значение нового слова.

определение "Прелюдия"(знакомство с термином)

Слайд 10.

Всего Шопен написал 25 прелюдий.

Слушание. Прелюдия №7 Ля-мажор

Вопросы к учащимся

- Определите характер произведения.

- О чём рассказывает музыка? Какие краски можно использовать?

- Что переживал композитор и какие чувства он хотел передать?

- Какими средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы создать лирический, танцевальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)?
- В чём особенность этого произведения?

- Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?

- Как бы вы назвали произведение? ("Польская танцовщица"- так назвал прелюдию сам Шопен).

2-ое прослушивание; пластическое интонирование- показ рукой движения мелодии

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли, прогнулись, подтянулись
Руки в стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Продолжаем наш урок.

УЧИТЕЛЬ: Скажите, а есть ли в нашем музыкальном репертуаре песни созвучные музыке Шопена? (Да, это песни о Родине: «Всё, что сердцу дорого", У моей России", С чего начинается Родина", "Золотая Русь")

Исполнение знакомо песни по желанию учащихся

ПЕСНЯ О РОДИНЕ

УЧИТЕЛЬ: Для молодого и талантливого музыканта очень важно, чтобы о нём знали не только на родине, но и за рубежом. Родные настаивают на концертной поездке по Европе, но Шопен долго не мог решиться на этот шаг. В своём дневнике он написал:

Слайд 11

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил». Тяжкие предчувствия не дают покоя молодому человеку. Как вы думаете, что предчувствовал композитор?


УЧИТЕЛЬ: Шопен покидает Польшу. Ему всего 20 лет. Больше на родину он никогда не вернётся. До самой смерти будет жить во Франции.

Слайд 12. Прелюдия 4 ми минор ( на фоне музыки)

Горсть земли 

Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.

Слайд 13. Из письма Шопена: « Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»


УЧИТЕЛЬ: Какие чувства композитор хотел передать? Какие интонации мы слышим?

(Слышен плач, слёзы, вздохи, жгучая боль, тихая скорбь, внутреннее напряжение. Музыка полна трагизма, душевной боли, утраты.)

- Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать скорбный, печальный образ?

(лад минорный, неторопливый темп, выделенный акцент, громкая кульминация, затихание и замедление в конце)?


УЧИТЕЛЬ: Ребята, как вы думаете прервётся ли связь композитора с родиной? Почему?

Связь с родиной не прервётся, потому что в основе музыки Шопена лежат мелодии родной

земли.

УЧИТЕЛЬ: Находясь в Германии, Шопен узнал о том, что в Польше началось восстание. Принимает решение вернуться на родину. Но по дороге в Польшу узнаёт: восстание подавлено, многие друзья Фредерика были арестованы.

Под впечатлением об этом известии Шопен пишет одно из лучших своих произведений.

Видеофрагмент из к/ф«Шопен»

УЧИТЕЛЬ: Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?

(«Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «Борьба»…)

- Какие особенности музыкального языка вы хотели бы подчеркнуть особенно?

(Быстрый, стремительный темп, как сметающий всё на своём пути. Лавина звуков сверху вниз, как будто сердце оборвалось. Призывные интонации в верхнем регистре, как боевой клич: «Не сдаваться")

УЧИТЕЛЬ: Это произведение называется «Этюд» №12. Революционный

Слайд 14.

Этюд – это упражнение для развития техники игры на инструменте. Но у Шопена это не просто "упражнение", а настоящий музыкальный шедевр .


Бурлит, клокочет океан-громада,
Взмывая гребни волн, сбивая пену...
Я подставляю сердце водопаду
Целебных звуков музыки Шопена.

Я подчиняюсь тайной силе страсти
могучих волн, что ввысь меня вздымают,
Душа, как птица бьётся, рвёт на части,
И каждый нерв трепещет и страдает...
Сметает всё шквал бурного движенья,
Рокочет, ближе к берегу стихая...
Вся жизнь - к вершинам солнечным стремленье,
И музыка Шопена это знает


Слайд 15

УЧИТЕЛЬ: Шопен прожил всего 39 лет. Умирая, он прошептал последнюю просьбу, которая стала легендой: «Возьмите мое сердце, когда я умру, и похороните его в Польше».

Композитора похоронили в Париже, а его сердце , как он и завещал, было отправлено в Польшу Оно бережно хранится в Варшаве, в костеле Св. Креста. На мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”. Умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.

Слайд 16.

УЧИТЕЛЬ: «Гармонии задумчивый поэт»- так называли Фредерика Шопена. Почему? Ваши предположения.

Ответы учащихся

«Гением фортепиано», «Поэтом фортепиано»,"Бриллиантовые руки"?

- Он был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента - фортепиано.

УЧИТЕЛЬ: Музыка Шопена будет жить в веках, она является достоянием, музыкальным наследием для людей всего мира.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы познакомились с жанрами камерной музыки - прелюдия и этюд.

Все произведения, которые мы с вами послушали небольшие по объёму- миниатюры. Такие произведения относятся к жанру камерной музыки. Давайте с вами попробуем дать определение, что такое камерная музыка.

Слайд 17.

(Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении в исполнении солирующего инструмента или группы музыкантов)

IV. Вокальная работа.

Работа над песней "Всё что сердцу дорого "

1. Певческая осанка. Распевание. (вокальные упражнения на звукоизвлечение, на артикуляцию)

2. Работа над песней.

- Пропевание про себя; "подхвати мелодию"(1 фраза поётся вслух, 2-ая "про себя")

- звуковедение: поступенное и скачкообразное движение мелодии,

(показ движения мелодии рукой)

- ритмический рисунок (похлопывание ритма)

- артикуляция, текст (активный шепот, пении «про себя»)

- игровой момент «музыкальная цепочка»

Исполнение песни.


V. Рефлексия.

Предлагаю оценить свою деятельность: красный кружок - работой доволен, желтый – не совсем, зеленый - работой не доволен

Выставление оценок

Спасибо за работу.