Гармонии задумчивый поэт.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Пожелание хорошего настроения.
II. мотивация
Слайд №1
УЧИТЕЛЬ: Прочитайте, что написано на слайде. (строчки из стихотворения У. Шекспира)
Коль музыка поэзии близка
И как с сестрою с ней соединима,
Любовь меж ними будет велика.
У. Шекспир
УЧИТЕЛЬ: О чем идет речь в стихотворении? (о музыке и поэзии)
Кто такой У. Шекспир (английский поэт)
Теперь прочитаем другой текст.
Слайд №2
«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ — видение поэта”.
Г. Нейгауз
УЧИТЕЛЬ: О чем в этом высказывании? (о связи музыки и поэзии)
Правильно, только Г. Нейгауз не поэт, а музыкальный писатель.
Теперь давайте попробуем сформулировать, о чем мы будем говорить на уроке музыки? (что говорят писатели и поэты о музыке и музыкантах)
Сегодня мы поговорим о тайне, разгадать которую пока ещё никому не удалось - о тайне музыки.
Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть
тайну музыкальных звуков не удавалось никому.
Слайд №3
"Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада", - слова писателя Виктора Астафьева.
УЧИТЕЛЬ: Скажите, зачем нужна музыка? Только ли ради развлечения и удовольствия?
Слайд №4
УЧИТЕЛЬ: А вот советский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский сказал, что музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.
У вас в тетрадях кроссворд, разгадав который, вы узнаете о каком композиторе мы будем сегодня говорить.
Работа с кроссвордом.
Слайд №5. Фредерик Шопен.
III. Изучение новой темы
Слайд №6
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы окунёмся в творчество польского композитора Фредерика Шопена.
«Гармонии задумчивый поэт» - так называли этого композитора. Так будет называться и наш урок. А почему Шопена назвали «Гармонии задумчивый поэт» вы постараетесь объяснить мне в конце урока.
А ещё его называли «Гением фортепиано», «Поэтом фортепиано»,"Бриллиантовые руки"
Почему?
Давайте послушаем рассказ о композиторе, который подготовили ребята.
Слайд 7 .
1. Фредерик Шопен родился в деревне Желязова Воля недалеко от Варшавы. в семье учителя.. С раннего детства маленького Фредерика окружала музыка. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано.
2. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители думали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но оказалось, что малыш заливался слезами от сильного впечатления.
Слайд №8
3.К пяти годам мальчик уверенно исполнял несложные пьесы. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел большой успех. Его ласково называли "маленький Шопенек" и сравнивали с великим Моцартом. В 11 лет Фредерик пробует сочинять музыку. К 12 годам юный виртуоз не уступал в мастерстве лучшим польским пианистам.
4. Одновременно с занятиями музыкой Фредерик получил хорошее образование: свободно владел французским и немецким языками, много читал, хорошо рисовал, интересовался историей Польши.
5. В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию. Когда Фредерик её окончил, в 1829 году, то директор консерватории и педагог Шопена сделал следующую запись:
Слайд 9 «Удивительные способности. Музыкальный гений».
Шопен выступает с концертами в Вене, Варшаве. Слушатели высоко оценили его мастерство и музыкант начал собираться в поездку по Западной Европе.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, что мы узнали о Фредерике Шопене? (Талантливый, музыкальный, гениальный). Можно ли его назвать счастливым человеком?
Сейчас мы послушаем прелюдию Ля мажор. Но сначала выясним значение нового слова.
определение "Прелюдия"(знакомство с термином)
Слайд 10.
Всего Шопен написал 25 прелюдий.
Слушание. Прелюдия №7 Ля-мажор
Вопросы к учащимся
- Определите характер произведения.
- О чём рассказывает музыка? Какие краски можно использовать?
- Что переживал композитор и какие чувства он хотел передать?
- Какими средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы создать лирический, танцевальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)?
- В чём особенность этого произведения?
- Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?
- Как бы вы назвали произведение? ("Польская танцовщица"- так назвал прелюдию сам Шопен).
2-ое прослушивание; пластическое интонирование- показ рукой движения мелодии
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли, прогнулись, подтянулись
Руки в стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Продолжаем наш урок.
УЧИТЕЛЬ: Скажите, а есть ли в нашем музыкальном репертуаре песни созвучные музыке Шопена? (Да, это песни о Родине: «Всё, что сердцу дорого", У моей России", С чего начинается Родина", "Золотая Русь")
Исполнение знакомо песни по желанию учащихся
ПЕСНЯ О РОДИНЕ
УЧИТЕЛЬ: Для молодого и талантливого музыканта очень важно, чтобы о нём знали не только на родине, но и за рубежом. Родные настаивают на концертной поездке по Европе, но Шопен долго не мог решиться на этот шаг. В своём дневнике он написал:
Слайд 11
«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил». Тяжкие предчувствия не дают покоя молодому человеку. Как вы думаете, что предчувствовал композитор?
УЧИТЕЛЬ: Шопен покидает Польшу. Ему всего 20 лет. Больше на родину он никогда не вернётся. До самой смерти будет жить во Франции.
Слайд 12. Прелюдия 4 ми минор ( на фоне музыки)
Горсть земли
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.
Слайд 13. Из письма Шопена: « Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»
УЧИТЕЛЬ: Какие чувства композитор хотел передать? Какие интонации мы слышим?
(Слышен плач, слёзы, вздохи, жгучая боль, тихая скорбь, внутреннее напряжение. Музыка полна трагизма, душевной боли, утраты.)
- Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать скорбный, печальный образ?
(лад минорный, неторопливый темп, выделенный акцент, громкая кульминация, затихание и замедление в конце)?
УЧИТЕЛЬ: Ребята, как вы думаете прервётся ли связь композитора с родиной? Почему?
Связь с родиной не прервётся, потому что в основе музыки Шопена лежат мелодии родной
земли.
УЧИТЕЛЬ: Находясь в Германии, Шопен узнал о том, что в Польше началось восстание. Принимает решение вернуться на родину. Но по дороге в Польшу узнаёт: восстание подавлено, многие друзья Фредерика были арестованы.
Под впечатлением об этом известии Шопен пишет одно из лучших своих произведений.
Видеофрагмент из к/ф«Шопен»
УЧИТЕЛЬ: Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?
(«Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «Борьба»…)
- Какие особенности музыкального языка вы хотели бы подчеркнуть особенно?
(Быстрый, стремительный темп, как сметающий всё на своём пути. Лавина звуков сверху вниз, как будто сердце оборвалось. Призывные интонации в верхнем регистре, как боевой клич: «Не сдаваться")
УЧИТЕЛЬ: Это произведение называется «Этюд» №12. Революционный
Слайд 14.
Этюд – это упражнение для развития техники игры на инструменте. Но у Шопена это не просто "упражнение", а настоящий музыкальный шедевр .
Бурлит, клокочет океан-громада,
Взмывая гребни волн, сбивая пену...
Я подставляю сердце водопаду
Целебных звуков музыки Шопена.
Я подчиняюсь тайной силе страсти
могучих волн, что ввысь меня вздымают,
Душа, как птица бьётся, рвёт на части,
И каждый нерв трепещет и страдает...
Сметает всё шквал бурного движенья,
Рокочет, ближе к берегу стихая...
Вся жизнь - к вершинам солнечным стремленье,
И музыка Шопена это знает
Слайд 15
УЧИТЕЛЬ: Шопен прожил всего 39 лет. Умирая, он прошептал последнюю просьбу, которая стала легендой: «Возьмите мое сердце, когда я умру, и похороните его в Польше».
Композитора похоронили в Париже, а его сердце , как он и завещал, было отправлено в Польшу Оно бережно хранится в Варшаве, в костеле Св. Креста. На мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”. Умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.
Слайд 16.
УЧИТЕЛЬ: «Гармонии задумчивый поэт»- так называли Фредерика Шопена. Почему? Ваши предположения.
Ответы учащихся
«Гением фортепиано», «Поэтом фортепиано»,"Бриллиантовые руки"?
- Он был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента - фортепиано.
УЧИТЕЛЬ: Музыка Шопена будет жить в веках, она является достоянием, музыкальным наследием для людей всего мира.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы познакомились с жанрами камерной музыки - прелюдия и этюд.
Все произведения, которые мы с вами послушали небольшие по объёму- миниатюры. Такие произведения относятся к жанру камерной музыки. Давайте с вами попробуем дать определение, что такое камерная музыка.
Слайд 17.
(Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении в исполнении солирующего инструмента или группы музыкантов)
IV. Вокальная работа.
Работа над песней "Всё что сердцу дорого "
1. Певческая осанка. Распевание. (вокальные упражнения на звукоизвлечение, на артикуляцию)
2. Работа над песней.
- Пропевание про себя; "подхвати мелодию"(1 фраза поётся вслух, 2-ая "про себя")
- звуковедение: поступенное и скачкообразное движение мелодии,
(показ движения мелодии рукой)
- ритмический рисунок (похлопывание ритма)
- артикуляция, текст (активный шепот, пении «про себя»)
- игровой момент «музыкальная цепочка»
Исполнение песни.
V. Рефлексия.
Предлагаю оценить свою деятельность: красный кружок - работой доволен, желтый – не совсем, зеленый - работой не доволен
Выставление оценок
Спасибо за работу.