ГД 414 ОП.12 Основы маркетинга гостиничных услуг
Преподаватель: Шеина Людмила Викторовна
Адрес электронной почты: [email protected]
Дата выдачи: 08.09.2022 Срок выполнения: 12.09.2022
Тема: Концепции управления маркетингом и их развитие.
Цель:
Ознакомить студентов с концепциями управления маркетингом, дать объяснение понятию системы маркетинговых исследований
Задачи:
Научить осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Рассмотреть сущность маркетинговой деятельности гостиничного предприятия.
Раскрыть социальную значимость будущей профессии, вызвать к ней устойчивый интерес.
Концепция - это способ понимания какого-либо явления или процесса, точка зрения и основополагающая идея для их трактовки. Концепция маркетинга - это система научно обоснованных представлений об управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия в условиях рыночной экономики.
Существуют разные подходы, на основе которых предприятие строят свою маркетинговую деятельность, например, совершенствование производства, совершенствование товара, интенсификация коммерческих усилий, социально-этический показатель и др. Эти подходы отражены в концепциях маркетинга, в основу которых они положены. Рассмотрим пять основных концепций.
1. Производственная концепция предполагает ситуацию, когда спрос является значительно выше, чем предложение. В связи с развитием производства возникает возможность увеличить объем выпускаемой продукции и снизить себестоимость, а в конечном счете цену для клиентов. Такое явление содействует увеличению спроса. Основная цель такого подхода состоит в максимальном и всестороннем совершенствовании производства, что влечет за собой увеличение количества продаваемой продукции. Вместе с этим автоматически будет расти прибыль, а компания становится более конкурентоспособной. Главная идея состоит в увеличении производимости продукции, которая уже выпускается.
Соответственно, основными функциями отдела маркетинга при данном подходе становятся:
повышение производительности;
снижение затрат на производство и распределение продукта (что отчасти возможно при максимальной однородности товара);
установка выгодной цены на продукт;
обеспечение максимальной дистрибуции продукта.
2. Товарная (продуктовая) концепция маркетинга предполагает то, что клиент благосклонно отнесется к продукции, если она имеет достойные показатели качества и оптимальную стоимость. В данной ситуации внимание уделяется разработке новых товаров и улучшению тех, которые существуют на данный момент. Вместе с тем идет расчет на заинтересованность клиента в предлагаемом продукте и его осведомленность об альтернативных вариантах. Концепция основывается на полном понимании потребителя и его потребностей и идее совершенствования товара.
Функциями отдела маркетинга, организующего свою деятельность на основе идеи о том, что потребители выбирают самый качественный товар на рынке, являются:
детальное изучение потребностей аудитории;
создание идеального продукта;
постоянное изучение новых технологий и совершенствование продукта.
3. Сбытовая концепция ориентируется на то, что клиент будет активно приобретать продукцию при условии, что компания будет ее успешно продвигать. Непосредственное продвижение осуществляется с помощью интересной рекламной политики и различных стимулирующих приемов (скидки, акции, выгодные пакеты предложений и пр.). Здесь учитываются случаи, когда предлагаемые товары отличаются лишь своим производителем, а функциональные возможности совершенно одинаковы и вместе с тем предложение чуть выше, чем спрос. При этом для клиента важно найти лучшее среди всех возможных предложений на рынке сбыта. Другими словами, суть сбытовой концепции маркетинга заключается в утверждении, что потребитель выберет тот товар, который продадут ему лучше всего.
Основными функциями отдела маркетинга при следовании данной концепции являются:
концентрация на поддержке продаж;
максимальное стимулирование пробной покупки продукта;
программы по снижению товарных остатков.
4. Потребительская концепция основывается на представлении, что потребитель выберет товар, который наилучшим образом решает его потребности в продукте. Идея заключается в том, что достижение целей организации зависит от глубины изучения запросов потребителей и полноты их удовлетворения по сравнению с конкурентами. То есть любая компания может обеспечить себе долгосрочный успех на рынке, если сможет понять ключевые потребности клиентов и удовлетворить эти потребности лучше всех.
Функциями отдела маркетинга, придерживающегося такого клиентоориентированного подхода становятся:
концентрация усилий на изучение поведения потребителя, на понимании реальных потребностей аудитории;
создание более высокой ценности продукта в сравнении с конкурентами;
создание долгосрочного конкурентного преимущества.
5. Концепция социального маркетинга предполагает, что товары и услуги будут наиболее эффективно продаваться, если удастся найти оптимальное сочетание интересов производителя, потребителя, продавца и общества в целом. Концепция возникла вначале 21 века с ростом популяризации необходимости заботы об окружающей среде, ограниченности природных ресурсов и развитием новых норм этики и взаимодействия в обществе. Основная сущность социальной теории маркетинга заключена в следующих утверждениях:
- потребитель выберет товар, который наилучшим образом решает его потребности и одновременно улучшает благосостояние всего общества;
- на рынке становится успешной та компания, которая осознает важность тесного сотрудничества со всеми посредниками, участвующими в разработке и продаже ее товара.
Цель концепции заключается в удовлетворении уже существующих потребностей рынка, но при условии максимального сохранения всех ресурсов и целостности окружающего мира, так как среди потребителей предпочтение отдается той компании, деятельность которой помимо своих клиентов ориентирована также и на соблюдение общественных интересов.
Различие в идее и содержании концепций маркетинга не просто отражает разнообразие подходов на пути к развитию успешного предприятия. Предложенная последовательность представляет собой тенденцию развития маркетинга в процессе его формирования и дальнейшей эволюции. Как видим, эта тенденция состоит в следующих этапах:
1. перенос акцента с процесса производства на качество товара;
2. усиление значения коммерческих усилий в вопросе сбыта;
3. установление главенствующей роли потребителя;
4. ориентация на максимальное сочетание потребностей всех участников процесса и соблюдение общественных интересов.
Маркетинговая деятельность предприятия всегда осуществляется в определенных рамках (в масштабе мировом, отдельной страны, отрасли, фирмы) в соответствии с определенными требованиями и в конкретной ситуации. Приступив к разработке маркетинга организации, необходимо прежде всего определиться с подходом и общей идеей, другими словами – выбрать собственную маркетинговую концепцию, которая отражает направление деятельности и учитывает поставленные задачи. Понимание сущности разных маркетинговых концепций и знание эволюции развития маркетинга дает возможность четко понимать направление, выбранное предприятием, и представлять на какой стадии в данный момент находится маркетинговое мышление компании.
Задание:
Ознакомьтесь с лекцией и составьте конспект.
Ответьте на вопросы:
1. Какую концепцию маркетинга вы бы предложили для развития гостиничного предприятия? Аргументируйте свой ответ.
2. Какие функции отдела маркетинга вы бы назвали основными при социальноориентированном подходе (концепция социального маркетинга)?