Где живут белые медведи?
Проект урока открытия новых знаний в 1-ом классе (Школа России)
Предмет – окружающий мир;
Тип урока – открытие новых знаний;
Тема урока – Где живут белые медведи ?
Особенности данного урока
Данный урок является продолжением курса «Окружающий мир». На уроке используются следующие методы: наглядный, словесный, научно-познавательный, поисковый. Они позволяют в полной мере раскрывать способности каждого ученика. На уроке используется фронтальная работа. Хорошо читающие дети подготовили дополнительный материал. Для иллюстрации учебного материала использовалась мультимедийная презентация. Успешность усвоения материала проверяется во время дидактической игры.
Цель урока.
Формировать представление о разнообразии природы Земли.
Задачи урока:
Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.
Показать связь между природными условиями и животным миром;
Учить элементарным приемам работы с глобусом и картой.
Расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать. Научить выполнять аппликации с использованием ваты.
Воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что на Земле есть очень холодные районы — Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.
Оборудование. У учителя — глобус; карточки с названиями Арктика, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс, набор для моделирования, включающий физическую карту мира, фигурки животных; видеофрагменты или слайды о животном мире Арктики и Антарктики; модель, звукозаписи песен («Колыбельная медведицы»).
У учащихся —фигурки животных, цветные карандаши, сигнальные карточки-смайлики; раскраски медведя и пингвина, цветные карандаши; учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь 2часть.
Электронные ресурсы: видеофрагменты
Ход урока.
Приветствие, знакомство.
Организация детей к уроку.
Прозвенел дружок звонок
Начинается урок.
Ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Вспоминаем, применяем
И ни минуты не теряем.
-У вас на парте лежат две карточки: тучка и солнышко. Покажите ту, что соответствует вашему настроению.
2.Актуализация знаний.
-Я вижу у всех хорошее настроение, значит все хорошо будут работать на уроке. Для начала, ребята, давайте вспомним о чем вы говорили на прошлом уроке, а чтобы вспомнить о чем говорили, я загадаю вам загадки:
Дед Мороз стучит в окно. Лес оделся в серебро. Снег давно лежит, не тает. А когда это бывает? (зима) | Ярко солнышко блестит. Важный грач домой летит. И подснежник расцветает. А когда это бывает? (весна) | Солнце печёт, липа цветёт. Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето) | Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает? (осень) |
На доске появляются таблички: ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО ОСЕНЬ
-Какие слова появились на доске? (читают хором)
-Что означают эти слова? (времена года)
-Сколько месяцев длится каждое время года? (по 3 месяца)
(Выходят 4 человека к доске и выбирают месяцы.)
– Выбрать таблички с названиями зимних месяцев. (Учащейся выбирает месяцы и прикрепляет под словом ЗИМА)
– Выбрать таблички с названиями летних месяцев. (Учащейся выбирает месяцы и прикрепляет под словом ЛЕТО)
– Выбрать таблички с названиями весенних месяцев. (Учащейся выбирает и прикрепляет под словом ВЕСНА)
– Выбрать таблички с названиями осенних месяцев. (Учащейся выбирает и прикрепляет под словом ОСЕНЬ)
- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков.
3.Вводная часть урока.
- Вспомните, кто помогал нам на каждом уроке окружающего мира узнавать что-то новое, кто задавал нам непростые, но интересные вопросы? (Муравей Вопросик).
4.Формулирование темы урока
-О чем сегодня хочет сообщить Муравьишка-Вопросик? (учащиеся читают по учебнику на стр.10)
-Ребята, я буду рада предложить вам сегодня путешествовать по очень холодным районам земли. Чтобы попасть в нужное место, нам нужно отгадать загадку.
Послушайте внимательно:
В океане тёмно-синем
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа.
(Белый медведь)
Рыболов, пловец прекрасный,
Чёрный фрак на нем атласный.
У него постель из льдин,
Стоя спит на ней ….(пингвин)
- Ребята, догадались, куда мы отправимся сегодня? (к белым медведям и к пингвинам)
-Кто догадался, как называется тема нашего урока «Где живут белые медведи ?»
5. Объявление темы урока. (слайд1)
Постановка цели.
– Ребята, нашему другу - Муравьишке - Вопросику тоже стало интересно узнать, а где же живут эти животные? Вам интересно?
Кто знает, где они живут? (Выслушиваются ответы детей)
6.Работа над новым материалом.
- На Земле есть два полюса: Северный и Южный.(слайд 2,3)
- Сначала мы с вами отправимся в путешествие очень холодный район - побережье Северного Ледовитого океана. Северный полюс. Большая часть его постоянно покрыта льдом и снегом. Район Северного Ледовитого океана с расположенными здесь островами называют Арктикой. ( слайды 4,5,6,7)
- Кого мы видим? (Белого медведя). (слайд 8)
- Так вот где они живут! На северном полюсе, на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана.
-Какие еще животные обитают во льдах Северного Ледовитого океана , кроме белых медведей?(слайд 8)
-Итак, где живут белые медведи? (На Северном полюсе).
Просмотр в/фильма «Белые медведи»
7. Физкультминутка.
8.Продолжение работы над темой.
- На Северном полюсе мы с вами уже побывали, а теперь давайте отправимся на Южный.
Отправляемся в путешествие. (слайд 9)
- Посмотрите внимательно, огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда называется Антарктида, в этом районе находится Южный полюс. (слайд 10)
-В Антарктиде тепло или холодно? (Холодно). ( Слайд 11, 12)
- Похож Южный полюс на Северный? (глобус)
- Смотрим снова на иллюстрацию. Какие животные встречают нас на этот раз?( слайды 13,14,15,16)
- Среди других мы видим пингвинов. Это морские птицы, хоть они и не умеют летать.
– Они хорошо ныряют и плавают.
– Как вы думаете, умеют ли они летать?
– А чем они питаются?
Просмотр видеофильма «Пингвины»
9. Работа в тетрадях. (стр.11 №1, №2)
10. Практическая работа. Работа в парах
-Ребята, хотите с собой на память взять белого медвежонка и пингвина? Тогда давайте раскрасим белого медведя и пингвина с помощью цветных карандашей.
(Звучит «Колыбельная медведицы»)
-Поднимите свои работы. Какие красивые рисунки у вас получились! Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных детей. Я очень довольна вами и вашей работой на уроке.
11. Итог урока.
- Ребята, наше путешествие закончилось и Мудрая Черепаха хочет проверить, как мы работали на уроке. Она приготовила нам интересные вопросы (слайд 17,18,19) и на стр.11. Попробуем ответить на эти вопросы?
12. Самооценка. (учащиеся оценивают себя с помощью карточек солнышко и тучки)
-А теперь, ребята, давайте оценим урок. (слайд 20,21)