Тема: Где зимуют птицы?
Цели деятельности учителя: закрепить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелетными птицами; воспитывать любовь к природе.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: презентация на тему «Где зимуют птицы?
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.
«Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!»
II. Мотивация учебной деятельности.
III. Изучение н.темы
- А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в лес, где обитают наши пернатые друзья. Но прежде давайте повторим правила поведения в лесу.
- Назовите эти правила.
(Учитель показывает экологические знаки, ученики перечисляют)
Не шуми в лесу!
Не повреждай кору деревьев!
Не ломай ветки деревьев и кустарников!
- Нас встречает зимний лес полон сказок и чудес. (на доске появляется картина зимнего леса) Погода зимняя, морозная. В лесу тихо. (слайд2)
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет.
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
(Вика читают стихотворение. По ходу чтения этого стихотворения учитель прикрепляет на доску картинки птиц)
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся бойкий чиж.
Учитель:
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.
Как рассвет, встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
- Если вы придёте в лес с добрыми сердцами, все пернатые, каждый на свой лад, отблагодарят вас своими чудесными песнями.
Звучат «Голоса птиц» - аудиозапись)
- Какие ещё птицы, кроме тех, что были названы в стихотворении, остаются у нас зимовать?
(Сороки, вороны, воробьи, галки.)
- Вспомните, что для этих птиц общее?
(Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)
- Этих птиц, ребята, называют осёдлыми. Если мы обратимся к толковому словарю, то узнаем значение слова «оседлый».
Оседлый – живущий постоянно на одном месте.
- Этих птиц ещё называют – зимующие. (учитель вывешивает слово-зимующие над картинками птиц)
- На какой вопрос из нашего письма мы ответили?
( Какие птицы остались зимовать в нашей местности?)
- Назовите зимующих птиц. (слайд3)
* Сценка "Птицы зимой"
- А теперь представьте: мороз, вьюга воет, очень холодно!
Ну, морозы, ну морозы,
Нос наружу «Ой! Ой!»
Даже белые берёзы
В серой корке ледяной!
Видео рассказ про птиц «Все Помогите, покормите, нас от голода спасите!»
- Как можно помочь птицам в зимнее время? - (Смастерить кормушки и насыпать в них корм).
- Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, изготовить для них кормушки. В саду, в парке, в лесу можно устроить для птиц столовую. Зимой птица должна есть каждые 6ч, если она не поест через 6ч, то скоро погибнет.
- А мы свами для нашей кормушку (показ кормушки) птицам голодно зимой и нуждаются в вашей помощи.
- Чем кормить птиц? (семена трав, деревьев или просто крошки хлеба, зерно, крупу, даже остатки каши) мы подготовим с вами корм птицам.
- Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем, арбузные семена – хороший корм для синиц. Также тыквенные и дынные семена. Надо собирать их, промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом месте. Необходимо как можно больше заготавливать и обычных семечек – плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых и лучше их размельчить. Синицы любят сало, но не солёное. Оказывается от солёного сала у птиц болят животики.
- Соберутся стайками птицы на кормушках и пропоют, чирикая: "Спасибо вам великое!"
Егор читает стих "Покормите птиц"
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
* Теперь ребята мы с вами раскрасим деревянные заготовки птиц
- Я хотела бы, наверное, узнать, а хорошо ли вы запомнили его друзей – зимующих птиц? Давайте посмотрим на изображения птиц на доске и раскрасим красками зимующих птиц.
- Вот мы с вами ответили на другие вопросы (Чем питаются? Помогаете ли вы им пережить холод? )
Физминутка
Птички прыгают, летают. (Прыжки на месте, взмахи руками.)
Птички крошки собирают (Показать, как клюют птички.)
Перышки почистили,
Клювики почистили. (Погладить руки, носики.)
Птички летают, поют, (Взмахи руками.)
Зернышки клюют. (Показать, как клюют птички.)
- Встали все кругом, наберём в ладошки семечек и накормим птиц. Птицы поклевали, пёрышки почистили, крылышки распрямили и развеселились.
* Знакомство с перелётными птицами
- Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птиц? А летом? Как вы думаете почему?
- Итак, одни птицы остаются на своей родине, а другие улетают в тёплые края.
- Ребята «Какие птицы улетели в теплые края?»
- А теперь давайте на минуту представим себе, что мы понимаем язык птиц и послушаем диалог ласточки и журавля.
*под мультфильм «Разговор птиц» заканчиваем разукрашивать птиц.
- Давайте назовём перелётных птиц. (слайд на интерактивной доске)
- Каких птиц вы ещё не назвали?
- Лебедь прислал нам диск с фотографиями, голосами и загадками перелётных птиц. Попробуем отгадать их.
*Показ слайдов. Звучит пение птиц.
1. Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) (слайд)
2. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей) (слайд)
- Продолжаем разгадывать загадки.
3. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый… (Скворец) (слайд)
4. Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль) (слайд)
5. Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач) (слайд)
6. Эта птичка не боится холода и прилетает на родину ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает в тёплые края поздней осенью в холодное, “зябкое”, как говорят в народе, время. За то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ. (слайд)
*Причины перелета в теплые страны
- Почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края?
( Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений)
*Места зимовок перелетных птиц
- Ребята, интересно, а в какие страны улетают птицы осенью?
Сейчас известно, как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.
- Куда же летят птицы? Учёные выяснили, что ласточки, жаворонки, стрижи, аисты, цапли улетают в Африку. Грачи – во Францию. Утки - в Испанию. Скворцы – в Турцию. Журавли - в Индию.
Сейчас ученые используют новейшие приборы и узнают о перелетах птиц через спутниковые системы. А раньше они ставили следующие опыты: перевозили птиц в самолете и отпускали – птицы возвращались в свои края; перевозили птенцов, но, вырастая, они повторяли путь своих сородичей – возвращались к месту своего рождения и летели зимовать туда, где зимовали всегда их родители. Как птицы находят дорогу? – Эта загадка еще не разгадана. Но и ее природа когда-нибудь разгадает.
Цветами занимается цветовод, пчёлами – пчеловод, а изучением птиц – орнитолог (на доске плакат с новым словом)
IV.Рефлексия
Ну, а если так там тепло и сытно, то зачем они возвращаются назад?
Послушайте внимательно стихотворение:
Птицы весной пролетали над пальмами.
Пальма в раздумье качала главой.
Чем привлекает их север печальный?
Чем им не нравится юг золотой?
Вечно цветущий, ликующий юг
Южное солнце не спрячется в тучи
Нет ни морозов, ни гибельных вьюг!
Что же влечет их?
А в небе высоком
Путниц отважных слышны голоса
«В крае далеком, в крае ненастном
Родина наша, родные леса!» (слайд)
- Так что же влечет птиц? (любовь к Родине). Этим мы, люди, также схожи с птицами.
*Работа с изображением.
- перед вами картинки, рассмотрите птичек.
- Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться у нас. Помогите им разобраться в этом. У каждой перелётной птицы нарисуйте на лапке кольцо. Укажите линиями названия птиц.
V. Итог урока