СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гендерное воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может пригодиться классному руководителю для проведения родительского собрания в 5-9 классах

Просмотр содержимого документа
«Гендерное воспитание»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калачеевская гимназия №1









Девочки и мальчики - два разных мира.

(гендерный подход к воспитанию)




Родительское собрание для родителей обучающихся 5-9 классов классный руководитель

Тищенко Галина Александровна

Калач 2018



Цель: 

помочь родителям понять значимость проблемы полового воспитания детей и осознать значимость семейного воспитания в этой работе.

Задачи:

- дать понятие родителям о гендерном воспитании детей;

- объяснить  роль родителей на половое воспитание детей;

- помочь родителям  лучше понять своего ребенка



  

Ход собрания.



Вступительное слово об актуальности проблемы.

С самого детства мы начинаем мечтать, девочки о принце на белом коне, мальчики о принцессе - необыкновенной девочке, непохожей ни на кого. С течением времени мечта меняется от степени нашего взросления, но суть остается прежней. Девочки, девушки, женщины хотят видеть рядом с собой любящего, надежного, сильного, умного мальчика, юношу, мужчину. А мальчики, юноши, мужчины хотят, чтобы рядом с ними находилась любящая, ласковая, нежная, милая, слабая девочка, девушка, женщина.

А что происходит на самом деле? Мы постоянно слышим: «Нет настоящих женщин!», «Настоящего мужчину днем с огнем не найдешь!», забывая народную мудрость, что рядом с настоящим мужчиной женщина становится настоящей.

Наше время диктует нам новые ценности. В настоящее время, в отличие от мужчины, женщина становится более сильной и самостоятельной. Женщины уже освоили и продолжают осваивать множество мужских профессий. На первое место в жизни женщины выходят работа, карьера. Только после этого современная женщина начинает думать, в лучшем случае, о семье. Современная женщина уже не испытывает иллюзий по поводу мужчины. Она надеется только на себя, и становясь мамой, она, особенно если воспитывает дочь одна, внушает эти мысли своей дочери. Чтобы оградить девочек от обмана и фальши, от слез в будущем, мы нацеливаем девочек на получение высокооплачиваемой работы (забывая, что зарабатывание денег – это прерогатива мужчин), умения принимать жесткие самостоятельные решения и очень часто это переносится на семью.

В школе, как показывает практика, большинство учителей, а иногда и вовсе все учителя - это женщины. В детских садах воспитателями также являются женщины. Мужчины самоустраняются от воспитания детей даже в семье. В подтверждение этого достаточно взглянуть на нашу аудиторию.

В современной жизни дети получают однобокое женское воспитание. Мальчики перестали заботиться о девочках. Они видят в них своих соперников, равных, а иногда и превосходящих их в учебе и в общественной жизни. Мальчикам уже не приходит в голову пропустить девочку вперед при выходе или входе в школу или кабинет; они уже не уступают девочкам место, если в классе не хватает стульев, забыли, что необходимо подать пальто или помочь донести тяжелую сумку. Они разучились ухаживать за девочками, вернее, мы их этому не научили.

Недостаточно говорить им об этом, если в семье они видят совершенно другую картину. А как вы знаете, визуальный пример, пример поведения, который они видят дома, имеет больше действия, чем наши нравоучения. И над этим стоит задуматься.

Если мама одна воспитывает мальчика то, очень часто она забывает о том, что это будущий мужчина. Она, прежде всего, видит в нем ребенка и пытается оградить его от всех напастей (на этот момент это ее любимый мужчина и она полностью растворяется в заботе о нем, не требуя ничего взамен), или думая, что воспитывает самостоятельность, забывает о нем и ребенка воспитывает улица.

В любом случае, мечтая о принцах и принцессах, мы воспитываем либо эгоистов, либо бойцов, требующих внимания к себе и не умеющих любить и уважать окружающих. А ведь мы сами в этом виноваты. А если ситуация не изменится, то не стоит удивляться в будущем, что наши дети забыли о нас. Мы просто не научили их любить. Ведь именно девочки призваны создавать уют и покой в доме, а мальчики внушать чувство безопасности и надежности.

Надеюсь, что наша сегодняшняя беседа сподвигнет вас пересмотреть свои взгляды на воспитание наших любимых детей, для того, чтобы в будущем они пользовались любовью и уважением со стороны окружающих, были бы счастливы. Чтобы были настоящими мужчинами и женщинами и гордились бы своими родителями.

Практическое задание 

Тест-игра: « Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос?

Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы

Баллы

С  Сколько раз тебе повторять?

2

 Посоветуй мне, пожалуйста.

1

 Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

 И в кого ты только такой уродился?!

2

 Какие у тебя замечательные друзья!

1

 Ну на кого ты похож (а)?

2

 Я в твои годы…

2

 Ты моя опора и помощник (ца).

1

 Ну что за друзья у тебя?

2

О чём ты только думаешь?!

2

Какая (какой) ты у меня умница!

1

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

У всех дети, как дети, а ты…

2

Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)!

1



Оценка результатов:

Подсчитайте общее количество баллов.

  • Если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности.

  • Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствуют о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка.

  • 11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.





Тест для родителей

В меру своего понимания и ощущения ответьте на 20 вопросов, предлагаемых специалистами, так, как Вы считаете нужным. А потом сравните Ваши ответы с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии.

Итак…

  1. Девочки послушнее мальчиков?

  2. Девочки чаще защищают слабых?

  3. У мальчиков более аналитический склад ума?

  4. Мальчики амбициознее девочек?

  5. Мальчики более способны в точных науках?

  6. Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность?

  7. Девочки охотнее делятся своими переживаниями?

  8. У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая?

  9. Мальчики агрессивнее девочек?

  10. Мальчики лучше ориентируются на местности?

  11. Девочки пассивнее мальчиков?

  12. У девочек лучше развито чувство коллективизма?

  13. Девочки более чувствительны к прикосновениям?

  14. Девочки легче поддаются чужому влиянию?

  15. Мальчики более активны?

  16. Девочки более пугливы?

  17. У девочек чаще возникает комплекс неполноценности?

  18. Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики?

  19. У мальчиков более развита склонность к командованию?

  20. У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными занятиями?

Все мы люди, людям свойственно общаться. Часто предметом разговора становятся наши замечательные дети, и вот тогда от родителей мы слышим такие высказывания:

Мальчики и девочки любят, когда им читают, и многие читают сами. Они чересчур тревожные, зачастую агрессивные, очень умные, но неорганизованные, добрые, наивные, любознательные, очень любят играть и нуждаются в нашей поддержке, любви и заботе.

Итак, почему все – таки дети такие разные? Наверное, потому, что они делятся на …мальчиков и девочек.



Психологические отличия мальчиков и девочек.

Перед поступлением в первый класс становится наиболее заметна разница в двигательной активности мальчиков и девочек, что обусловлено разным содержанием их игр и физическими показателями. У мальчиков доминируют игры подвижного характера, девочки предпочитают спокойные игры (сюжетно-ролевые  — «Семья», «Магазин», «Школа»).

У девочек в этом возрасте обычно лучше, чем у мальчиков, развита речь, они более внимательны, усидчивы на занятиях. Часто их биологический возраст старше. Но у мальчиков больше выражена индивидуальность, они нестандартно и интересно мыслят.

Девочки более послушны, чем мальчики. Это запрограммировано природой.

Мальчики более изобретательны, чем девочки. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки - «вундеркинды», по большей части, превращаются в таких, «как все».

Девочки более работоспособны чем мальчики. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, мальчики раскачиваются дольше и к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать.

Мальчики занимают больше места. Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на так называемое «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы. С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.

Считается, что мальчики не должны плакать. Однако, это не совсем верно. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страданию, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться. Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации.

Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух. Хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску.

Мальчики:

Девочки:

Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.

Мало реагируют на эмоциональную сторону речи.

Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.



Похвала побуждает к дальнейшим действиям.

Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально.

Для девочек важна эмоциональная окраска речи, а ни её сущность.

Воспринимают только положительные оценки, на отрицательные сильно огорчаются.

Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.



Мальчики:

Девочки:

Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.



Быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные.

Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала.

Хуже решают новые задачи, действуют по уже известным стереотипам.





Биологический и социальный пол – гендер.

С момента рождения ребёнка начинается его воспитание. Ребёнка учат, что значит быть девочкой или мальчиком, мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие причёски носить, т.е., с момента рождения начинается гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Полоролевое воспитание детей называется ещё – гендерным воспитанием. 



Отличия воспитания мальчиков и девочек.

Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Старайтесь понимать наших мальчиков и девочек, ведь они будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути – какими должен быть человек, мужчина или женщина. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что сделали сами по незнанию.

Детям прежде всего нужна любовь. Существуют различные проявления любви: это может быть забота, внимание, защита, поддержка, доверие, вера в собственные силы ребенка и в его будущий успех и т.д. Однако все эти проявления можно подразделить на два основных: любовь-забота и любовь-доверие.

Всем детям (и мальчикам, и девочкам) необходимы оба проявления любви. До 9 лет все дети больше нуждаются в заботе, с 9 до 18 – в доверии. Но в независимости от возраста мальчикам больше нужна любовь - доверие, а девочкам любовь-забота.

О девочке нужно заботиться, нужно сострадать ее боли, настраиваться на ее переживания, какие-то детские страдания. Любовь-забота побуждает родителей вмешиваться в жизнь ребенка, интересоваться событиями его жизни, влиять на нее. Чем больше заботы получает девочка, тем выше ее самооценка, тем лучше она раскрывает свои женские качества.

Мальчикам нужен другой вид любви – доверие, который подразумевает признание того, что «с моим сыном все в порядке». Доверие означает способность полагаться на сына, способность дать ему возможность действовать по своему разумению, самостоятельно прилагать определенные усилия и совершать ошибки в достижении желаемого. Мальчики учатся на своих ошибках и на основе полученного опыта достигают успеха.

Если мальчик получает слишком много советов и опеки, то он начинает считать себя неполноценным, и не будет иметь решимости идти на риск в разрешении жизненных ситуаций, предпринимать серьезные, рискованные шаги в жизни (вступать в брак, выбирать работу и т.д.), ему будет тяжело принимать решения и брать на себя ответственность.

Можно раздать памятки

РЕКОМЕНДАЦИИ родителям по воспитанию ДЕВОЧЕК :


1)Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

2)Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

3)Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворенность её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.

4)мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.

5)Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

6)Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.


РЕКОМЕНДАЦИИ родителям по воспитанию МАЛЬЧИКОВ:


1)Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).

2)Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не ЗАПРЕЩАТЬ, а РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

3)Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными).

4)Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

5)Мальчикам НУЖНО организовывать РЕЖИМ и дисциплину: это формирует его ответственность!

6)Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

7)Учить доверять, формируя тем самым ОПЫТ его социальное доверия.

8)Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.

9)Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

10)Мальчик - это посыл в БУДУЩЕЕ: его нужно иметь ввиду не только как сына. но и как будущего мужа, защитника и т.п.

11)Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.


Рекомендации для родителей "Воспитание с учётом пола ребёнка".

-Не забывайте, что перед вами не бесполый ребёнок, а мальчик или девочка с определёнными особенностями мышления, восприятия, эмоций.

-Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения.

-Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.

-Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам.

-Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно своё недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.

-Ругая девочку, помните о эмоциональной бурной реакции, которая помешает понять, за что её ругают. Спокойно разберите ошибки.

-Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого «логического»  полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

-Не забывайте, что оценка, данная вами ребёнку, всегда субъективна и зависит от ваших индивидуальных психических особенностей.

-Вы должны не учить ребёнка, а развивать у него желание учиться.

-Для ребёнка нормально что-либо не знать, не уметь, ошибаться.

-Лень ребёнка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.

-Для гармоничного развития ребёнка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

Несколько коротких советов

(от авторов книги "Мальчики и девочки - два разных мира" В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман)

- Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.

- Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.

- Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.

-Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.

- Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.

-Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.

-Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.

- В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим Вы оградите ребёнка от излишних переживаний и паники, ведь для него всё выглядит гораздо серьёзней, чем для Вас.

-Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша.

- Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно.

- Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно.

- Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её "на блюдечке", чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.



Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!