Географический практикум «Мой край» 6 класс
Практикум №1
Тема работы: «Нивелирование холма и изображение рельефа на топографических картах» (Полевой практикум на осенней экскурсии)
Цель работы: провести измерение высоты холма и изобразить его на плане
Место проведения: осенняя экскурсия в природу (пригород Хабаровска)
Задачи: 1. Научить учащихся измерять высоту холма с помощью самодельного нивелира
2. Научить читать изображение рельефа на топографических картах
Оборудование: нивелир, колышки, молоточек, блокнот, карандаш, топографическая карта места проведения экскурсии
Ход работы:
Для проведения измерений высоты холма надо изготовить простейший нивелир. Он состоит из двух реек, соединенных под углом 90 градусов и отвеса, позволяющего установить нивелир строго вертикально. Высота нивелира (вертикальной рейки) составляет 1 метр.
Установим нивелир у подножия холма и проверим вертикальность его положения. Направим взгляд вдоль верхней рейки нашего нивелира и заметим точку на склоне, находящуюся на уровне линии визирования. В этой точке забьем колышек и перенесем к нему нивелир. Повторять эти действия до тех пор, пока колышек не окажется на вершине холма. Умножив число сделанных измерений на высоту нивелира (1 метр), мы получим величину высоты холма
По топографической карте местности проведения экскурсии находим горизонтали – линии, соединяющие точки с одинаковой высотой. По условным знакам определяем, через какое расстояние проведены горизонтали и учимся читать рельеф местности по карте, сопоставляя его с реальной местностью
Вывод: положительные и отрицательные формы рельефа (холмы и впадины) изображаются на карте с помощью горизонталей. Высоту холма или глубину ямы можно измерить с помощью прибора - нивелира
Практикум №2
Тема работы: «Составление плана местности способом глазомерной съемки» (Практикум на школьном дворе)
Цель работы: составить простейший план школьного двора методом глазомерной полярной съемки
Место проведения: школьный двор
Задачи: 1. научить учащихся определять стороны горизонта с помощью компаса
2. научить измерять расстояние с помощью рулетки или шагов
3. научить изображать поверхность школьного двора на плоскости в масштабе и с помощью условных знаков
Оборудование: компас, мерная лента, таблица шагов, планшет, бумага, карандаш, линейка
Ход работы:
1. Глазомерная полярная съемка местности проводится на школьном дворе. 2.Учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек, и каждая группа ориентируется (определяет свое местонахождение по отношению к основным сторонам горизонта и окружающим объектам) из одного места – места наблюдения.
3.Учащиеся с помощью компаса определяют основные стороны горизонта и направления на окружающие объекты (дома, деревья и т.д.), а также расстояние до этих объектов (с помощью мерной ленты или пар шагов). Полученные результаты каждая группа обобщает и заносит в таблицу.
наблюдаемый объект | расположение объекта по отношению к месту наблюдения | азимут движения к объекту | расстояние до объекта |
холм | север | 0, 360 | 50 м |
дерево | юго-запад | 225 | 45 м |
школа | восток | 90 | З0 м |
4. С помощью условных знаков топографических карт и масштаба эти объекты наносятся на план (обрабатывать результаты глазомерной съемки и составлять план местности учащиеся могут дома)
Практикум №3
Тема работы: «Определение горных пород по образцам, собранным на экскурсии. Классификация местных горных пород» (Практикум в классе)
Цель работы: получить представление о горных породах своей местности, их происхождении и использовании
Задачи: 1. вспомнить классификацию горных пород
2.научить различать осадочные и магматические породы по внешним признакам
3.предложить варианты использования горных пород в хозяйственной деятельности человека
Оборудование: коллекция горных пород, собранных на экскурсии, учебная коллекция горных пород, инструктивные карточки
Ход работы:
1.Используя учебную коллекцию горных пород как эталон, определить горные породы по предложенным образцам (работа в группах)
2.Названия горных пород записать в таблицу соответственно их происхождению
магматические | осадочные |
глубинные | излившиеся | неорганические | органические |
обломочные | химические | |
| | | | |
3.Описать одну из предложенных учителем горных пород по плану:
план | описание горной породы |
1. название | |
2.плотная, рыхлая или сыпучая | |
3.масса (легкая или тяжелая) | |
4.цвет | |
5.блеск | |
6.твердость | |
7.если обломочная: а) размер обломков - крупнообломочная – более 2 мм, среднеобломочная – 2-0,05 мм, мелкообломочная (пылеватая) – 0,05-0,01 мм б) форма обломков: окатанные (галька, валун) или нет (щебень, глыба) в) сцементированные или нет (песок или песчаник) | |
8.если органическая, можно ли рассмотреть следы органического происхождения | |
Практикум №4
Тема работы: «Определение форм рельефа и характеристика залегания горных пород» (Полевой практикум на весенней экскурсии)
Цель работы: познакомиться с формами рельефа и характером залегания горных пород своей местности
Задачи: 1. Научиться характеризовать конкретные формы рельефа своей местности
2.изучить и описать характер залегания горных пород своей местности
Оборудование: инструктивные карты, полевой дневник
Ход работы:
1.Работа проводится во время экскурсии и ее результаты можно записать в полевой дневник или дневник наблюдений
2.Класс разбивается на группы и они работают по инструктивным картам:
План изучения рельефа
план | действия, соответствующие пунктам плана |
1.общая характеристика рельефа | 1.Выбрать точку стояния и определить, какие формы рельефа имеются на местности: а) как они размещены относительно точки стояния по сторонам горизонта; схематично изобразить это на чертеже; б) какие горные породы видны на поверхности; в) какая растительность преобладает (травянистая, кустарниковая, древесная) |
2.изучение склона | 2.Определить, частью какой формы рельефа (холм, овраг, берег реки и т.д.) является склон, к какой стороне горизонта он обращен; а) измерить высоту склона с помощью нивелира б) обнажение горных пород зачистить лопаткой и определить виды горных пород, особенности залегания. Зарисовать в тетрадь. При зарисовке использовать условные обозначения горных пород. Оформить образцы, взятые для коллекции ( приготовить этикетки, где записать место взятия образца, дату и номер образца) |
3.изменение рельефа | 3.определить, какие природные процессы и как влияют на поверхность (текучие воды, ветер) |
4.использование рельефа и горных пород человеком, изменение, охрана | 4.описать изменения в рельефе, связанные с хозяйственной деятельностью населения. Сделать вывод о последствиях этих изменений |
Вывод: рельеф местности изменяется со временем под действием внешних сил и хозяйственной деятельности человека
Практикум №5
Тема работы: «Выявление способов использования минеральных ресурсов и строительных материалов своего района в хозяйственной деятельности» (Домашний проект)
Цель работы: получить представление о минеральных ресурсах своего района и их использовании в хозяйстве
Задачи:1. Актуализировать знания о полезных ископаемых (минеральных ресурсах)
2.научиться работать с дополнительными источниками информации: выбирать главное, делать выводы
Ход работы:
1.Работа выполняется дома на основе анализа дополнительных источников информации ( дополнительная литература, Интернет-ресурсы). Актуализация знаний о полезных ископаемых Хабаровского края – повторение с использованием учебника «Мой край», таблица на стр. 46 «Полезные ископаемые Хабаровского края»
2.Результаты работы оформляются в тетради в виде таблицы:
Полезные ископаемые (минеральные ресурсы) – это … |
виды полезных ископаемых | способ использования |
| |
Вывод: об обеспеченности своего района разнообразными минеральными ресурсами
Практикум №6
Тема работы: «Изучение и описание водных объектов (реки, ручья, озера)» (Полевой практикум на весенней и зимней экскурсиях)
Цель работы: изучение поверхностных вод своего района
Задачи: 1.познакомиться с основными видами поверхностных вод своего района
2. научиться характеризовать водоемы по типовому плану
Оборудование: компас, мерная лента, секундомер, термометр для воды, белый диск на веревке, водомерная рейка, бутылка пластиковая с пробкой
Ход работы:
1.Работа проводится во время экскурсии и ее результаты можно записать в полевой дневник или дневник наблюдений
2.Класс разбивается на группы и они работают по инструктивным картам:
План изучения вод
План | Действия, соответствующие пунктам плана |
1.Особенности вод своей местности; общая характеристика | 1.С наиболее удобной точки осмотрите местность: а) определите, в какой стороне относительно вас находится водоем; б) изобразите это на чертеже с помощью условных знаков; в) сделайте вывод о том, насколько местность обеспечена водами (избыток, вполне достаточно, очень мало); г) назовите водоемы природные и искусственные. Укажите, в каких формах рельефа они расположены, как связаны между собой |
2.Подземные воды: а) зависимость от рельефа и горных пород б) температура воды в) свойства воды г) влияние рельефа д) использование, изменение человеком и охрана | 2.Найдите выходы подземных вод: а) определите форму рельефа в месте выхода подземных вод; из каких пород; каков характер выхода вод, куда они стекают и много ли воды дает источник; б) при измерении температуры воды термометр надо держать до тех пор, пока не остановится столбик ртути (спирта); температуру воды сравните с температурой окружающего воздуха в) при выявлении свойств воды определите ее запах. Возьмите пробу воды в бутылку, закройте ее пробкой, посмотрите на свет: мутная она или нет. Дом дайте воде отстояться, посмотрите: есть ли на дне осадок. Затем налейте небольшое количество воды на блюдце и после испарения установите, каков осадок г) осмотрите место выхода воды, направление ее течения; определите, как вода влияет на рельеф; где размывает и где откладывает вымытые породы д) как воды используются человеком? Как изменены? Как охраняются от истощения и загрязнения? Ваши предложения по улучшению и охране вод |
3.Описание реки (ручья) а) направление течения б) ширина и глубина в) скорость течения г) характер берегов и их изменение д) зависимость направления и характера течения от рельефа е) свойства воды ж) использование, изменение человеком и охрана | а) направление течения реки или ручья определите с помощью компаса. По карте или путем опроса жителей определите, куда впадает река (ручей) б) измерить ширину и глубину (ширину с помощью размеченной веревки или мерной ленты, глубину – водомерной рейкой) в разных частях русла у берегов и посередине ручья в) для измерения скорости поверхностного течения надо выбрать прямолинейный участок реки (ручья), бросить поплавок, отметив место и время. Затем с секундомером в руке идти вдоль берега. Расстояние, пройденное поплавком за 1 мин., измеряют с помощью мерной ленты или шагами. Расстояние, разделенное на 60, даст скорость в м/с) г) описание берегов реки (ручья) составьте в результате наблюдений и оценки на глаз. Так же установите характер и извилистость русла, размыв берега, отложение водой пород и образование отмелей, наличие выхода подземных вод, притоки д) сделайте вывод о зависимости направления и характера течения от рельефа е) свойства воды в реке определяются так же, как и свойства воды в источнике. Для определения прозрачности можно использовать диск (его опускают на веревке, имеющей на конце груз. Глубина, на которой белый диск становится невидимым, позволяет судить о прозрачности воды) ж) как воды используются человеком? Как изменены? Как охраняются от истощения и загрязнения? Ваши предложения по улучшению и охране вод |
4.Описание озера (пруда) а) размеры б) особенности берегов в) свойства воды г) ) использование, изменение человеком и охрана | 4.Небольшое озеро (пруд) изучают полностью. Если оно большое, то составляют описание той части, которую можно видеть, находясь на берегу; а) определяют на глаз б) опишите характер берегов, установите, впадает или вытекает река (ручей) в) свойства воды определяют так же, как и свойства воды в источнике г) как воды используются человеком? Как изменены? Как охраняются от истощения и загрязнения? Ваши предложения по улучшению и охране вод |
5.Описание болота | 5. Прочитайте рекомендации по изучению реки, озера и выберите те приемы, которые можно использовать для изучения болота (или небольшого заболоченного участка) |
Практикум №7
Тема работы: «Обработка данных наблюдений за погодой (составление графика температуры, «розы ветров») (Практикум в классе)
Цель работы: проанализировать данные календаря погоды и составить графики изменения температуры, диаграмму осадков и ветра за период наблюдения
Задачи: 1. Научиться вычислять среднемесячные и среднегодовые температуры за период наблюдения за погодой
2. Научиться вычислять распределение осадков по месяцам наблюдения
3.Научиться определять преобладающие ветры в г. Хабаровске
4.Научиться составлять графики месячного и годового хода температур, диаграммы осадков и «розу ветров» в программе Excel
Оборудование: календари наблюдения за погодой, персональные компьютеры
Ход работы:
Учащиеся в классе разбиваются на группы, и каждая группа обрабатывает один месяц наблюдений за погодой с сентября по март. Для этого они анализируют свои календари погоды, и данные заносят в таблицу. Целесообразно дать опережающее задание на дом, и на уроке иметь уже готовые данные.
месяц | средняя температура | максимальная температура | минимальная температура | дней с осадками и их вид | преобладающий ветер |
Сентябрь | | | | | |
Октябрь | | | | | |
Ноябрь | | | | | |
Декабрь | | | | | |
Январь | | | | | |
Февраль | | | | | |
Март | | | | | |
Работа с персональным компьютером по обработке данных наблюдений и построения графиков и диаграмм в программе Excel.
Анализ построенных графиков и диаграмм и вывод об изменении элементов погоды по сезонам года.
Практикум №8
Тема работы: «Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием деятельности человека» (Практикум на весенней экскурсии)
Цель работы: выделить типичные природные комплексы своей местности и оценить их изменение под влиянием хозяйственной деятельности человека
Задачи: 1. Научиться выделять природные комплексы по форме рельефа и растительности
2. на примере природных комплексов своей местности научиться составлять их описание по типовому плану
3. научиться оценивать изменение природных комплексов под влиянием хозяйственной деятельности человека
Ход работы:
1.Работа проводится во время экскурсии и ее результаты можно записать в полевой дневник или дневник наблюдений
2.Класс разбивается на группы и они работают по инструктивным картам:
План описания | 1 участок | 2 участок | 3 участок |
1.Название комплекса Назовите исследуемый комплекс (по форме рельефа, характеру растительности) | | | |
2.Особенности компонентов Определите формы рельефа, горные породы, почвы, глубоко ли залегают подземные воды, характер растительности (скудная, богатая), виды растений, животных | | | |
3.Сравните исследуемые участки и сделайте вывод о связях между отдельными компонентами и причинах отличия комплексов
4.Осмотром установите, какие изменения внес человек в природные комплексы. Предложите свои меры по их охране.
Практикум № 9
Тема работы: «Наблюдения за сезонными изменениями погоды, состоянием растительности, животного мира и водоемов» (Практикум на весенней экскурсии)
Цель работы: составить описание погоды, состояния растительности, животного мира и водоемов в зимний период на основе наблюдений
Место проведения: пригород Хабаровска: Воронежские высоты, берег реки Амур, зоосад им. В.П.Сысоева
Задачи: 1. Выявить зависимость температуры воздуха от высоты солнца над горизонтом
2. Определить сезонные изменения в растительном, животном мире и водоемах на основе наблюдений
3. Записать результаты наблюдений в полевой дневник и сделать вывод о сезонных изменениях в природе
Оборудование: компас, эклиметр, часы, термометр воздушный, блокнот, карандаш
Ход работы:
Остановка №1. Берег реки Амур. Наблюдение за состоянием реки, растительности. Определение высоты солнца над горизонтом. Запись в полевой дневник.
Остановка №2. Зоосад им. В.П.Сысоева. Наблюдение за состоянием животных и растений.
Полевой дневник наблюдений за состоянием природы
Дата наблюдения:
Время наблюдения:
| место наблюдения | высота солнца над горизонтом | погодные явления | состояние водоема | состояние растительности | состояние животного мира |
1 | Берег реки Амур | | | | | |
2 | Зоосад им. В.П.Сысоева | | | | | |
Вывод: сезонные изменения в погоде связаны с изменением высоты солнца над горизонтом. Зимой высота солнца ниже, поэтому количество тепла, поступающего на землю меньше, температуры отрицательные. Река покрывается льдом, выпадает снег, растения сбрасывают листву, животные либо впадают в спячку, либо ведут активный образ жизни, но у них становится гуще мех, меняется окраска.