Тема урока: Географическое положение и природа Европейского севера.
Программа для общеобразовательных учреждений / под ред. И.В.Душиной. География 6-9. /Сост. В.И. Сиротин. -М.: Дрофа, 2002 г.
Учебник: В.Я. Ром. В.П. Дронов. География России: население и хозяйство.- М.: Дрофа, 2003 год.
Место урока в теме: Это первый урок в теме Европейский Север и 9 урок во втором разделе, где изучаются отдельные экономические районы России. Учащиеся уже знакомы с понятием ЭГП, с планом изучения экономического района, поэтому основной упор ставится на самостоятельную работу учащихся в группах с опорой на ранее полученные знания, а также на воспитание их экологической культуры.
Цели урока:
1. Образовательная: Выявить особенности ЭГП Европейского Севера на основе анализа диаграмм, карт, текста учебника, обобщить ранее полученные знания о природе Севера в форме индивидуальной и групповой работы.
2. Развивающая: Продолжить формирование умений анализировать информацию, работать с различными источниками данных, сравнивать, обобщать, развитие умений работать в группе, выступать с сообщениями, высказывать собственное мнение.
3. Воспитательная: показать значимость и красоту Севера, способствовать воспитанию патриотизма, чувства ответственности за сохранение богатого ПРП в условиях дикой и уязвимой природы Севера.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: самостоятельная работа с учебником, атласом, диаграммами, заполнение обобщающей таблицы, беседа с элементами объяснения, работа в группах.
Формы организации работы учащихся: фронтальная и групповая.
Психолого- педагогическая характеристика учащихся 9а класса.
В 9 классе обучается 23 человека: 15 девочек и 8 мальчиков. Не все дети обучаются с первого класса, в классе 2 новых ученика, которые обучаются с 3 четверти.
Благодаря учителю начальных классов и классному руководителю в классе сформирован коллектив, однако в коллективе детей иногда бывают серьезные конфликты, которые можно уладить только в ходе совместной воспитательной работы психолога, завуча по воспитательной части, классного руководителя и родителей.
По результатам анкетирования, проводимого с целью изучения межличностных отношений в классе, выявлено: лидерами являются 3 человека, популярными членами группы являются 11 человек, не популярные – 9 человек, отверженных нет.
По итоговым оценкам по всем предметам класс показывает стабильные результаты: неуспевающих нет, отличников нет, на 4 и 5 обучаются 5 человек, остальные обучаются с тройками. По географии неуспевающих нет, на «5» учатся 3 девочки, средний балл успеваемости по предмету 75 %.
Высокий уровень познавательной активности имеет 4 человека(20%), средний- 15 человек(75%), низкий -1 человек(5%).
15 человек в классе имеют позитивное отношение к учёбе, 3 человека – позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения, 2 человека имеют повышенную эмоциональность на уроке.
Замечено, что урок в этом классе проходит эффективнее тогда, когда учащимся предлагаются нестандартные или проблемные задания, и заранее определяется план работы. Учащиеся лучше справляются с индивидуальной практической работой и неохотно отвечают материал перед классом. Некоторые ребята принципиально отказываются отвечать перед классом из-за существующих комплексов в общении друг с другом.
В классе хорошо проходит работа в парах и малых группах, особенно при изучении нового материала, но замечено, что иногда ребята не хотят брать ответственность друг за друга, и предпочитают отвечать только за собственную работу. Лучше работают одноуровневые группы, когда в каждой группе есть сильный ученик, слабый ученик и ученики со средними способностями. Сильные учащиеся направляют работу групп, слабые подтягиваются до уровня средних учащихся, нет отверженных.
Хронометраж урока.
1. Организационный момент: 1 мин.
2. Постановка целей. Актуализация знаний. 3 мин.
3. Введение новых знаний
А. Состав территории: 4 мин.
Б. Особенности ЭГП 4 мин.
В. Влияние морей на жизнь района:. 5 мин.
Г.Природа Европейского Севера 15 мин.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Закрепление. 10 мин.
5. Подведение итогов урока: 2 мин.
6. Домашнее задание: 1 мин.
Этапы урока | Деятельность учителя и обоснование | Прогнозирование деятельности учащихся и обоснование |
1. Организационный момент. | Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места школьников к уроку. Создаёт положительный эмоциональный настрой на работу на уроке | Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов для работы. |
2. Постановка целей. Актуализация знаний. | Предлагает учащимся вспомнить, что называют экономическим районом. (данный приём позволяет перейти к изучению нового экономического района – объекта изучения данного урока и назвать тему урока) Учитель называет тему урока. Учитель предлагет учащимся сформулировать цели урока, ответив на вопрос: какие особенности ЭГП Севера необходимо подробно изучить? | Отвечают или находят ответ в экономическом словаре терминов в конце тетради.(вспоминают определение, продолжается работа по формированию умений давать определения терминам) Учащиеся записывают тему урока в тетрадь Учащиеся называют особенности, тем самым формулируют цели урока.( Привлечение учащихся к обсуждению целей и задач урока способствует активизации познавательной активности, они становятся активными участниками учебного процесса, учатся находить ответы на поставленные вопросы) |
3. Введение новых знаний. А.Состав территории. Б.Особенности ЭГП В.Влияние морей на жизнь района. Г.Природа Европейского Севера. | Учитель называет субъекты, входящие в состав Европейского Севера и предлагает ученикам записать их в тетрадь. Учитель предлагает учащимся определить долю района в населении и территории страны по круговым диаграммам (Цель данного задания – установить мотивы изучения данного района, показать его значимость) Учитель даёт задание: определите особенности ЭГП Севера, оцените его с точки зрения влияния ЭГП на развитие хозяйства.( Такой приём позволяет установить причинно-следственные связи) Учитель предлагает учащимся обобщить сказанное и сделать вывод. (Цель – научить систематизировать знания, делать выводы) Заслушав выводы учащихся, учитель предлагает поработать с текстом учебника и картами атласа и ответить на вопрос оказывают ли моря, омывающие побережье Е.С., влияние на жизнь региона? Учитель с учётом психолого-педагогической характеристики класса формирует группы для изучения по картам природы севера (климатологи, геоморфологи, гидрологи, геологи, ландшафтоведы, эксперты), определяет учебную задачу каждой группе- изучить отдельные компоненты природы- геологическое строение, рельеф, климат, внутренние воды, особенности ландшафтов и выявить предпосылки возможной специализации хозяйства района. Предлагает каждой группе доложить о результатах совместной работы. ( Такая форма работы проводится с целью прогнозирования вероятной специализации хозяйства Европейского Севера). | Повторяют политико-административное устройство РФ, записывают в тетрадь названия областей, республик, автономного округа в составе Е.С., находят на карте. (у учащихся формируется картографическая грамотность, пространственное мышление) Анализируют диаграммы, делают выводы. По карте устанавливают черты ЭГП района и делают вывод о влиянии на развитие хозяйства. (Учащиеся учатся анализировать данные карты, находить связи ЭГП и хозяйства района). Учащиеся систематизируют полученные знания, делают вывод о влиянии ЭГП Севера на развитие связей с другими районами и странами и развитие хозяйства. (Формируется умение прогнозировать) Сравнивают природу Белого и Баренцева морей, выделяют сходства и различия во влиянии этих морей на жизнь региона. ( Развивается умение сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи). Рассаживаются в группы по 3-4 человека, приступают к работе: вспоминают материал 8 класса, изучают карты атласа, обсуждают результаты работы в группе, назначают выступающего от группы. Слушают выступления одноклассников, обсуждают. (У учащихся формируется умение прогнозировать, слушать друг друга и умение устанавливать причинно-следственные связи). |
4.Обобщение и систематизация знаний. Закрепление. Перспективы развития района. | Учитель предлагает сделать прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе ПРП, оформить его в виде табдицы в тетради.(Заполнить самостоятельно только 1 и 2 колонки). | Заполняют таблицу: Природные ресурсы | Отрасли специализации | центры | | | | (У учащихся развивается умение обосновывать размещение отраслей хозяйства в зависимости от наличия ПРП. |
5. Подведение итогов урока. | Учитель подводит итоги урока и оценивает работу учащихся, комментирует их ответы, оценивает работу групп. | Принимают участие в обсуждении оценок. (Учатся давать оценку своей работы). |
6.Домашнее задание. | Предлагает опережающее задание: Подобрать материал о художественных промыслах народов Севера к третьему уроку. (Цель задания – заинтересовать учащихся в изучении темы) | Записывают домашнее задание в тетрадь. |
Самоанализ урока.
Основная образовательная задача урока состояла в том, чтобы выявить особенности ЭГП Европейского Севера на основе анализа диаграмм, карт, текста учебника, обобщить ранее полученные знания о природе Севера в форме индивидуальной и групповой формы работы.
Данный урок был задуман как урок изучения нового материала с опорой на ранее полученные знания и умения. Учащиеся уже знакомы с методами и приёмами работы с картой, атласами, таблицами и диаграммами, поэтому новый материал почти полностью изучался в процессе самостоятельной работы.
В качестве основной формы организации учебной деятельности в данном классе была выбрана групповая форма работы с целью закрепления навыков коллективной работы на основе взаимопомощи. Кроме этого в качестве дополнения использовалась фронтальная работа с учебником, картой, схемами и диаграммами.
Все задания для учащихся носили развивающий характер, способствовали развитию различных мыслительных действий.
В начале урока перед учащимися была поставлена конкретная задача, над решением которой они работали весь урок.
В конце урока было выделено время на подведение итогов, причём, на этом этапе урока учащиеся сами оценивали свою работу и работу своих товарищей.
Группы подбирались с учётом уровня развития учащихся таким образом, чтобы в каждой группе были и сильные учащиеся и слабые, которые подтягиваются до уровня среднего ученика. Именно такой подбор группы позволяет наиболее плодотворно работать на уроке.
Домашнее задание носит творческий характер, способствует развитию познавательного интереса.
Выводы: 1. На данном уроке все поставленные задачи в основном были решены.
2. Для лучшего усвоения знаний использовались карты, материал учебника, диаграммы.
3. Учебный материал отобран в соответствии с программой.
Проект урока в 9 классе
Географическое положение и природа Европейского севера.
Выполнила Калиничева. О.Ю.
Учитель географии в МОУ СОШ №3
Нижегородский район
Нижний Новгород 2008 год