СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географическое положение и природа Европейского севера.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый урок в теме Европейский Север и 9 урок во втором разделе, где изучаются отдельные экономические районы России. Учащиеся уже знакомы с понятием ЭГП, с планом изучения экономического района, поэтому основной упор ставится на самостоятельную работу учащихся в группах с опорой на ранее полученные знания, а также на воспитание их экологической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Географическое положение и природа Европейского севера.»

Тема урока: Географическое положение и природа Европейского севера.



Программа для общеобразовательных учреждений / под ред. И.В.Душиной. География 6-9. /Сост. В.И. Сиротин. -М.: Дрофа, 2002 г.

Учебник: В.Я. Ром. В.П. Дронов. География России: население и хозяйство.- М.: Дрофа, 2003 год.




Место урока в теме: Это первый урок в теме Европейский Север и 9 урок во втором разделе, где изучаются отдельные экономические районы России. Учащиеся уже знакомы с понятием ЭГП, с планом изучения экономического района, поэтому основной упор ставится на самостоятельную работу учащихся в группах с опорой на ранее полученные знания, а также на воспитание их экологической культуры.


Цели урока:


1. Образовательная: Выявить особенности ЭГП Европейского Севера на основе анализа диаграмм, карт, текста учебника, обобщить ранее полученные знания о природе Севера в форме индивидуальной и групповой работы.

2. Развивающая: Продолжить формирование умений анализировать информацию, работать с различными источниками данных, сравнивать, обобщать, развитие умений работать в группе, выступать с сообщениями, высказывать собственное мнение.

3. Воспитательная: показать значимость и красоту Севера, способствовать воспитанию патриотизма, чувства ответственности за сохранение богатого ПРП в условиях дикой и уязвимой природы Севера.


Тип урока: Урок изучения нового материала.


Методы обучения: самостоятельная работа с учебником, атласом, диаграммами, заполнение обобщающей таблицы, беседа с элементами объяснения, работа в группах.



Формы организации работы учащихся: фронтальная и групповая.







Психолого- педагогическая характеристика учащихся 9а класса.


В 9 классе обучается 23 человека: 15 девочек и 8 мальчиков. Не все дети обучаются с первого класса, в классе 2 новых ученика, которые обучаются с 3 четверти.

Благодаря учителю начальных классов и классному руководителю в классе сформирован коллектив, однако в коллективе детей иногда бывают серьезные конфликты, которые можно уладить только в ходе совместной воспитательной работы психолога, завуча по воспитательной части, классного руководителя и родителей.

По результатам анкетирования, проводимого с целью изучения межличностных отношений в классе, выявлено: лидерами являются 3 человека, популярными членами группы являются 11 человек, не популярные – 9 человек, отверженных нет.

По итоговым оценкам по всем предметам класс показывает стабильные результаты: неуспевающих нет, отличников нет, на 4 и 5 обучаются 5 человек, остальные обучаются с тройками. По географии неуспевающих нет, на «5» учатся 3 девочки, средний балл успеваемости по предмету 75 %.

Высокий уровень познавательной активности имеет 4 человека(20%), средний- 15 человек(75%), низкий -1 человек(5%).

15 человек в классе имеют позитивное отношение к учёбе, 3 человека – позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения, 2 человека имеют повышенную эмоциональность на уроке.

Замечено, что урок в этом классе проходит эффективнее тогда, когда учащимся предлагаются нестандартные или проблемные задания, и заранее определяется план работы. Учащиеся лучше справляются с индивидуальной практической работой и неохотно отвечают материал перед классом. Некоторые ребята принципиально отказываются отвечать перед классом из-за существующих комплексов в общении друг с другом.

В классе хорошо проходит работа в парах и малых группах, особенно при изучении нового материала, но замечено, что иногда ребята не хотят брать ответственность друг за друга, и предпочитают отвечать только за собственную работу. Лучше работают одноуровневые группы, когда в каждой группе есть сильный ученик, слабый ученик и ученики со средними способностями. Сильные учащиеся направляют работу групп, слабые подтягиваются до уровня средних учащихся, нет отверженных.










Хронометраж урока.


1. Организационный момент: 1 мин.

2. Постановка целей. Актуализация знаний. 3 мин.

3. Введение новых знаний

А. Состав территории: 4 мин.

Б. Особенности ЭГП 4 мин.

В. Влияние морей на жизнь района:. 5 мин.

Г.Природа Европейского Севера 15 мин.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Закрепление. 10 мин.

5. Подведение итогов урока: 2 мин.

6. Домашнее задание: 1 мин.



Этапы урока

Деятельность учителя и обоснование

Прогнозирование деятельности учащихся и обоснование

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места школьников к уроку. Создаёт положительный эмоциональный настрой на работу на уроке

Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов для работы.

2. Постановка целей. Актуализация знаний.

Предлагает учащимся вспомнить, что называют экономическим районом.

(данный приём позволяет перейти к изучению нового экономического района – объекта изучения данного урока и назвать тему урока)


Учитель называет тему урока.

Учитель предлагет учащимся сформулировать цели урока, ответив на вопрос: какие особенности ЭГП Севера необходимо подробно изучить?

Отвечают или находят ответ в экономическом словаре терминов в конце тетради.(вспоминают определение, продолжается работа по формированию умений давать определения терминам)






Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Учащиеся называют особенности, тем самым формулируют цели урока.( Привлечение учащихся к обсуждению целей и задач урока способствует активизации познавательной активности, они становятся активными участниками учебного процесса, учатся находить ответы на поставленные вопросы)

3. Введение новых знаний.

А.Состав территории.
















Б.Особенности ЭГП

















В.Влияние морей на жизнь района.









Г.Природа Европейского Севера.

Учитель называет субъекты, входящие в состав Европейского Севера и предлагает ученикам записать их в тетрадь.

Учитель предлагает учащимся определить долю района в населении и территории страны по круговым диаграммам (Цель данного задания – установить мотивы изучения данного района, показать его значимость)




Учитель даёт задание: определите особенности ЭГП Севера, оцените его с точки зрения влияния ЭГП на развитие хозяйства.( Такой приём позволяет установить причинно-следственные связи)

Учитель предлагает учащимся обобщить сказанное и сделать вывод.

(Цель – научить систематизировать знания, делать выводы)


Заслушав выводы учащихся, учитель предлагает поработать с текстом учебника и картами атласа и ответить на вопрос оказывают ли моря, омывающие побережье Е.С., влияние на жизнь региона?

Учитель с учётом психолого-педагогической характеристики класса формирует группы для изучения по картам природы севера (климатологи, геоморфологи, гидрологи, геологи, ландшафтоведы, эксперты), определяет учебную задачу каждой группе- изучить отдельные компоненты природы- геологическое строение, рельеф, климат, внутренние воды, особенности ландшафтов и выявить предпосылки возможной специализации хозяйства района.

Предлагает каждой группе доложить о результатах совместной работы.

( Такая форма работы проводится с целью прогнозирования вероятной специализации хозяйства Европейского Севера).

Повторяют политико-административное устройство РФ, записывают в тетрадь названия областей, республик, автономного округа в составе Е.С., находят на карте.

(у учащихся формируется картографическая грамотность, пространственное мышление)


Анализируют диаграммы, делают выводы.









По карте устанавливают черты ЭГП района и делают вывод о влиянии на развитие хозяйства. (Учащиеся учатся анализировать данные карты, находить связи ЭГП и хозяйства района).




Учащиеся систематизируют полученные знания, делают вывод о влиянии ЭГП Севера на развитие связей с другими районами и странами и развитие хозяйства.

(Формируется умение прогнозировать)



Сравнивают природу Белого и Баренцева морей, выделяют сходства и различия во влиянии этих морей на жизнь региона. ( Развивается умение сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи).






Рассаживаются в группы по 3-4 человека, приступают к работе: вспоминают материал 8 класса, изучают карты атласа, обсуждают результаты работы в группе, назначают выступающего от группы.









Слушают выступления одноклассников, обсуждают.

(У учащихся формируется умение прогнозировать, слушать друг друга и умение устанавливать причинно-следственные связи).

4.Обобщение и систематизация знаний. Закрепление.

Перспективы развития района.

Учитель предлагает сделать прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе ПРП, оформить его в виде табдицы в тетради.(Заполнить самостоятельно только 1 и 2 колонки).

Заполняют таблицу:

Природные

ресурсы

Отрасли специализации

центры




(У учащихся развивается умение обосновывать размещение отраслей хозяйства в зависимости от наличия ПРП.

5. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги урока и оценивает работу учащихся, комментирует их ответы, оценивает работу групп.


Принимают участие в обсуждении оценок. (Учатся давать оценку своей работы).

6.Домашнее задание.

Предлагает опережающее задание: Подобрать материал о художественных промыслах народов Севера к третьему уроку. (Цель задания – заинтересовать учащихся в изучении темы)

Записывают домашнее задание в тетрадь.


Самоанализ урока.

Основная образовательная задача урока состояла в том, чтобы выявить особенности ЭГП Европейского Севера на основе анализа диаграмм, карт, текста учебника, обобщить ранее полученные знания о природе Севера в форме индивидуальной и групповой формы работы.

Данный урок был задуман как урок изучения нового материала с опорой на ранее полученные знания и умения. Учащиеся уже знакомы с методами и приёмами работы с картой, атласами, таблицами и диаграммами, поэтому новый материал почти полностью изучался в процессе самостоятельной работы.

В качестве основной формы организации учебной деятельности в данном классе была выбрана групповая форма работы с целью закрепления навыков коллективной работы на основе взаимопомощи. Кроме этого в качестве дополнения использовалась фронтальная работа с учебником, картой, схемами и диаграммами.

Все задания для учащихся носили развивающий характер, способствовали развитию различных мыслительных действий.

В начале урока перед учащимися была поставлена конкретная задача, над решением которой они работали весь урок.

В конце урока было выделено время на подведение итогов, причём, на этом этапе урока учащиеся сами оценивали свою работу и работу своих товарищей.

Группы подбирались с учётом уровня развития учащихся таким образом, чтобы в каждой группе были и сильные учащиеся и слабые, которые подтягиваются до уровня среднего ученика. Именно такой подбор группы позволяет наиболее плодотворно работать на уроке.

Домашнее задание носит творческий характер, способствует развитию познавательного интереса.

Выводы: 1. На данном уроке все поставленные задачи в основном были решены.

2. Для лучшего усвоения знаний использовались карты, материал учебника, диаграммы.

3. Учебный материал отобран в соответствии с программой.










Проект урока в 9 классе



Географическое положение и природа Европейского севера.













Выполнила Калиничева. О.Ю.

Учитель географии в МОУ СОШ №3

Нижегородский район



















Нижний Новгород 2008 год