- Сегодня на уроке мы будем решать задачи методом подобных треугольников. - В чем заключается метод построения фигур методом подобия? - Сколько и какие этапы включают в себя задачи на построения? Слайд 5. - Ребята, сейчас все вместе разберем следующую задачу на построение. Задача 1. Построить треугольник ABC по углу A ,отношению сторонAB:AC= 2 : 1 и расстоянию от точки пересечения медиан до вершины C. Решение (рис. 2 а) и б)): Дано: A= , O – точка пересечения медиан, ΔABC, OC = m, AB:AC = 2 : 1. Построить: ΔABC.( Слайд 7) Построение:(Слайд 8) а) Построить угол A, равный . б) На сторонах угла A отложить отрезки AC1 и AB1так, что AB1:AC1 = 2 : 1. в) Построить точку пересечения медиан треугольник AB1C1 - точку O1. г) На луче O1C1отложить отрезок O1E, равный m. д) Построить прямуюEC, параллельную медиане AM1 треугольника AB1C1C= EC AC1. е) Через точку C провести прямую CB,параллельную C1B1, CB AB1 = B. Треугольник ABC – искомый. Доказательство: (Слайд 9) а) В треугольнике ABC∠A = . б) AB:BC = 2 : 1, так как ΔABC ΔAB1C1по двум углам так как AB1:AC1 = 2: 1 по построению ,то AB: AC = 2 : 1. в) О – точка пересечения медиан треугольника ABC, так как если B1M1= M1C1, то BM = MC (ΔAB1M1 ΔABM,ΔAM1C1 ). г) OC = m, так как O1E = m, а O1OCEпараллелограмм по построению. Треугольник ABCудовлетворяет всем условиям задачи, следовательно, треугольник ABC–искомый. Задача 2. № 588 (из учебника) Постройте треугольник ABC по углу A и медиане AM, если известно, чтоAB :AC = 2 : 3.(Слайд 10) Решение (рис.3а) и б)) Дано: A= , AM = m, AB : AC = 2 : 3. Построить:ΔABC (Слайд 11) Построение:(Слайд 12) а) Построить ∠A = б) На одной из сторон угла A отложить 2 одинаковых отрезка, а на другой 3 таких же отрезка, соединить FN в) Найти середину NF г) На луче AO - отрезок AM = m д) Через M строим прямую lпараллельную NF е) l AF = C, l AN = B. Треугольник ABC– искомый. Доказательство: (Слайд 13) а) ΔANF ΔABC, (∠A – общий ,∠ABC = ∠ANFпри NF BC и секущей AB) б) NO = OF (по построению) в) BM = MC, т.е. AM – медиана. Если данный угол не является развернутым, то задача имеет единственное решение. Задача 3. № 589 (из учебника) Постройте треугольник ABC по углу A и стороне BC, если известно, что AB:AC = 2 : 1.(Слайд №14) Решение (рис.4 а) и б)): Дано: ∠A = , BC = m, AB:AC = 2 : 1 Построить: ΔABC(Слайд 15) Построение:(Слайд 16) а) ∠A = б) AB1 = 2 PQ в) AC1= PQ г) C1B2 = m д) Через точку B2 проведем прямую, параллельную AC1 ,BB2|| AC1 е) Через точку B проведем прямую, параллельную С1B1., BC ||B2C1 Треугольник ABC - искомый. Доказательство:(Слайд 17) Угол A равен данному углу по построению. Так как BC || B2C1 и B2B||C1C, то четырехугольник BCC1B2 – параллелограмм, и поэтому BC = C1B2, а значит, сторона BCтреугольника ABC равна данному отрезку. Наконец, так как BC || B1C1, ТО = = . Таким образом, треугольник ABC удовлетворяет всем условиям задачи. Если данный угол не является развернутым, то задача имеет единственное решение. Задача 4. Постройте отрезок a= , если отрезки m и nизвестны. (Слайд 18) Решение (рис. 5 а) и б)): Дано: См. рис. 5 (а) Построить: отрезок a = = – m В прямоугольном треугольнике ABCBD- высота, проведенная из вершины прямого угла, поэтому BD= , следовательно, Если CK= m, то DK = /n – m.(Слайд 19) Построение: а) Построить ΔABD, в котором ∠D = 90°, BD = m, AD = n. б) Провести прямую BC так, что B в) На луче CA отложить отрезок CK, равный m г) DK – искомый отрезок. Задача не имеет решения, если m (Слайд 20) |