СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Героический образ в музыке

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Героический образ в музыке по произведениям российских и советских композиторов

Просмотр содержимого документа
«Героический образ в музыке»

ГЕРОИЧЕСКИЙ ОБРАЗ В МУЗЫКЕ

ГЕРОИЧЕСКИЙ ОБРАЗ В МУЗЫКЕ

(31 октября (12 ноября) 1833  — 15 (27) февраля 188 7 Нет счастья выше, нет чести выше, чем любимой Родине служить А.П. Бородин

(31 октября (12 ноября) 1833  — 15 (27) февраля 188 7

Нет счастья выше, нет чести выше, чем любимой Родине служить

А.П. Бородин

А.П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская»)

А.П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская»)

А.П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская»)  Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый —строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. Во второй части слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам — стремительное скерцоВторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна — легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

А.П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская»)

Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый —строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер.

Во второй части слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам — стремительное скерцоВторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер

Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна — легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

М.И. Глинка. Опера «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) Опера «Иван Сусанин» Опера была написана в 1836 году. Первое представление состоялось 9 декабря 1836 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. Опера «Иван Сусанин» – первый в истории мировой музыки образец героической народной музыкальной драмы. В первой постановке называлась «Жизнь за царя». В основу оперы положено историческое событие – патриотический подвиг крестьянина села Домнино, близ Костромы, Ивана Осиповича Сусанина, совершенный в начале 1613 года, который завел польских захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам. (20 мая [1 июня] 1804, — 3 [15] февраля 1857)

М.И. Глинка. Опера «Жизнь за царя»

(Иван Сусанин)

Опера «Иван Сусанин»

Опера была написана в 1836 году. Первое представление состоялось 9 декабря 1836 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Опера «Иван Сусанин» – первый в истории мировой музыки образец героической народной музыкальной драмы. В первой постановке называлась «Жизнь за царя».

В основу оперы положено историческое событие – патриотический подвиг крестьянина села Домнино, близ Костромы, Ивана Осиповича Сусанина, совершенный в начале 1613 года, который завел польских захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.

(20 мая [1 июня] 1804, —

3 [15] февраля 1857)

М.И. Глинка. Опера «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914

М.И. Глинка. Опера «Жизнь за царя»

(Иван Сусанин)

Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914

(11 [23] апреля 1891 — 5 марта 1953 ) С.С. Прокофьев. Кантата:

(11 [23] апреля 1891 —

5 марта 1953 )

С.С. Прокофьев. Кантата: "Александр Невский")

В основе музыкального текста — музыка Прокофьева к фильму С. М. Эйзенштейна «Александр Невский».

Кантата являет собой образец советского историко-героического эпоса. В произведении нашли отражение картины вражеского нашествия, патриотического подъема всего народа, решающей битвы, оплакивания павших и прославления Родины. Для изображения противостоящих сил автор использовал контрастные средства: выразительные диатонические мелодии присущи русским темам в кантате, в то время как крестоносцы представлены подчёркнуто диссонансной музыкой в католическом стиле, основанной на стилизованном латинском гимне Peregrinus expectavi.

С.С. Прокофьев. Кантата:

С.С. Прокофьев. Кантата: "Александр Невский")

«Свяще́нная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Музыка песни сочетает грозную поступь марша и широкую мелодичную распевность. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Алекса́ндр Васи́льевич Алекса́ндров Васи́лий Ива́нович Ле́бедев-Кума́ч

«Свяще́нная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Музыка песни сочетает грозную поступь марша и широкую мелодичную распевность.

Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!»

Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку.

Алекса́ндр Васи́льевич Алекса́ндров

Васи́лий Ива́нович Ле́бедев-Кума́ч

Д.Д. Шостокович. Симфония № 7 «Ленинградская» 9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде; оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг 12 (25) сентября 1906 — 9 августа 1975

Д.Д. Шостокович. Симфония № 7 «Ленинградская»

9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде; оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг

12 (25) сентября 1906 —

9 августа 1975

Исполнение Седьмой Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича в Большом зале Ленинградской филармонии.1942 г.

Исполнение Седьмой Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича в Большом зале Ленинградской филармонии.1942 г.

«Марш защитников Москвы» ( «Песня защитников Москвы» ) — военный марш Красной Армии, появившийся накануне начала Битвы за Москву. Музыка Бориса Мокроусова, слова Алексея Суркова. 1 (13) октября 1899 – 14 июня 1983   27 февраля 1909— 27 марта 1968

«Марш защитников Москвы» ( «Песня защитников Москвы» ) — военный марш Красной Армии, появившийся накануне начала Битвы за Москву. Музыка Бориса Мокроусова, слова Алексея Суркова.

1 (13) октября 1899 –

14 июня 1983

  27 февраля 1909—

27 марта 1968

Не смять богатырскую силу. Могуч наш заслон огневой. Загоним фашистов в могилу В туманных полях под Москвой. Мы не дрогнем в бою За столицу свою. Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, Обороной стальной Разгромим, Уничтожим врага.

Не смять богатырскую силу.

Могуч наш заслон огневой.

Загоним фашистов в могилу

В туманных полях под Москвой.

Мы не дрогнем в бою

За столицу свою.

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной,

Обороной стальной

Разгромим,

Уничтожим врага.