Упражнение «Гжель» (2)
Разработала: Нижник Е.В.
Целиноградский район, СШ№9.
Цель: привитие понятие о гжели, как декоративно- прикладном искусстве, воспитывать уважение к культуре народов, развивать художественный вкус, творческое воображение.
Время: 45 мин.
Класс: 5
Ресурсы: акварельные краски, альбом для рисования, 3 кисточки(№3,4,22), подставка для салфеток и кисточек, 5 образцов росписи, 4 образца готового изделия( ваза, кувшин, чашка, тарелка, пепельница), игра «Назови цвет», конфетти, клей, образцы инкрустации на разных предметах, пластилин, зёрна риса, коробок спичек, наборное полотно.
Процедура.
Настрой на выполнение упражнения. Игра «Назови цвет».
По ходу игры один ученик выставляет названные цвета на наборном полотне.
Я- незабудка, я- лёд, я- небо! ( голубой)
Я- колокольчик, я- чернила, я- море! (синий)
Я – слива, я- сирень, я- сумерки! ( фиолетовый)
Голубой, синий, фиолетовый – цвета гжельской росписи.
Организация мозговой атаки с целью определения темы упражнения.
Что можно рассказать об узорах представленных изделий?
Объясни, как выглядят работы гжельских мастеров? В чём особенности их орнамента?
Из каких элементов состоят узоры гжельской росписи?
. 4 ученика читают стихотворение о гжели.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо- сказки.
Вечера зимою длинны.
И лепили там из глины
Всё кувшины не простые,
А волшебно- расписные,
Белоснежны, как берёзки-
Кружочки, листики, цветочки_
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Ритмы сине- белых чудных красок;
Неба синь и белая метель,
У Родины всё всегда прекрасно,
Это наша сказочная гжель!
Гжель, гжель сказочная гжель-
Песня задушевная, хорошая, словно белая метель,
Словно белая метель синие цветы запорошила.
Песня «Незабудковая гжель», стих П.Синявского, муз. Ю.Чичкова, сборник «Ромашковая Русь» Ю. Чичкова, стр. 74, под песню – танец.
Сообщение учителя о Гжели.
Национальное русское декоративно – прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут посуда, одежда, игрушки, пряники, резные наличники и ворота, кованые решётки, расписные платки, ювелирные изделия – всего и не счесть! На всех этих предметах традиционно есть узоры, орнаменты.
На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивается определённый вид декоративно – прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.
Это Хохлома, Жостово, Городец, Полохов – Майдан, Гжель, Палех.
Обратите внимание на образцы изделий мастеров из Гжели. Гжельская керамика берёт начало в окрестностях станции Гжель Раменского района московской области. Высокого художественного уровня Гжельская керамика достигла во 2-ой половине 18 века, когда производившиеся до середины 18 века «чёрные» (простые) и «муравлёные» (поливные) гончарные изделия сменились майоликой (квасники, кумганы, тарелки, игрушки) с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе, а иногда и с предельно обобщёнными лепными фигурками, отмеченными богатством фантазии и остротой видения народных мастеров.
Гжель – это дивные, диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры, легко выполненные кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным тёмно – синим цветом с переливами, придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.
Техника выполнения работы: широким мазком, сочной синей росписью по белому фону.
Практическая работа. Нарисуй кистью и красками какой-либо из представленных узоров.
Потенциал. Организовать выставку работ учащихся. Анализ работ.
Вопросы:
К какому виду изобразительного искусства относятся представленные произведения?
Какие центры народных промыслов вам известны?
Какие виды росписи ещё знаете?
Какой орнамент особенно понравился? Почему?
Расширение. Декоративно – прикладная деятельность. Коллективное панно на тему: «Зима».
В середине заранее приготовленного фона (несколько склеенных полных листов рисовальной бумаги) 3-4 ученика делают аппликацию деревьев. Остальные дети на своих местах выполняют аппликативным способом зверей, птиц, снег (в размер альбомного листа, синего цвета), затем фигуры вырезаются и приклеиваются. Пустые места фона заполнить россыпью конфетти.
Вариативная часть. Лепка. Декоративный кувшин.
Учитель объясняет, что посуда помимо своего прямого назначения, может служить для украшения жилья. Показывает образцы декоративной посуды. Узоры на предметах могут выполняться не только красками или рельефом, но и способом инкрустации, когда в поверхность предмета врезают украшения из различных материалов: дерева, металла, проволоки, цветного камня, кости и т.д. Изделия из пластилина легко инкрустировать, вдавливая в пластилин различные зёрна.
Практическая работа. Каждый ученик лепит декоративный кувшин размером не менее 8 см в высоту, самостоятельно придумывая его форму. На стенки сосуда наносится лёгкий рисунок узора (заострённой спичкой) и по этому рисунку выкладывается инкрустация из принесённых детьми зёрен риса. По окончанию работы, на зерна, наносится синяя, голубая краска и её оттенки.