Конспект занятия по внеурочной деятельности
« Занимательная математика» 2 класс 6 февраля 2018 г.
Тема: «Геометрический калейдоскоп»
Автор: Сулим Галина Валентиновна, учитель начальных классов.
Цель: Повторить значение слова «геометрия», систематизировать знания детей о геометрических фигурах, формировать умение разрезать фигуры по заданию, составлять фигуры из разрезанных, развивать воображение, мышление.
Ход занятия.
Организационный момент.
-
Самоопределение к деятельности.


Тема нашего занятия «Геометрический калейдоскоп». (Сл. 3)
Знакомство со словом «Калейдоскоп» (Сл. 4)
Учитель. Сегодня я предлагаю вашему вниманию «Геометрический калейдоскоп». Что это такое? Узнаете, если переставите местами одинаковые геометрические фигуры (рисунок на доске).
нн
р
л
Л
н
а
у
ж
ответ: журнал
Учитель. «Геометрический калейдоскоп» - так называется придуманный мною детский журнал, на страницах которого собраны разнообразные задания (для вас), связанные с темой «Геометрия».
Итак, открываем «Геометрический калейдоскоп»
- Сегодня вы отправляетесь в путешествие - в чудесную страну под названием Геометрия.
- Что это такое - геометрия? (Сл. 5)
В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» - земля, «метрио» -измерять). Появление геометрии было связано с разными измерительными работами при проведении дорог и строительстве зданий. Возникли правила, относящиеся к геометрическим измерениям.
Задачи:
- А вы на занятиях научитесь представлять и сравнивать геометрические фигуры и тела, будете чертить, рисовать, конструировать. И я думаю, что вы полюбите уроки занимательной геометрии.
Знакомство с геометрическими инструментами
Для начала загадаю вам загадки. Отгадав их, вы узнаете, какими инструментами пользуются на уроках геометрии.
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход. (Карандаш.)
В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (Линейка.)
Сговорились две дуги
Делать дуги и круги. (Циркуль.)
Два конца, два кольца.
Посредине гвоздик. (Ножницы.)
- Некоторые из этих инструментов нам сегодня пригодятся на занятии. (учитель заранее готовит необходимые инструменты)
- А на чём можно отправиться в путешествие? (высказывания детей)
- А мы отправимся на ракете.
- Первое задание, которое нужно выполнить из нашего журнала «Собери ракету»
Работа в группах
Соберём ракету (заготовки у каждого на столе). Прикрепите её на доску (приклейте на белый лист).





Физкультминуткка
Раз, два – стоит ракета
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре
Руки выше, плечи шире,
Раз, два, три, четыре
И на месте походили.
- Продолжаем работу.
. . .
- Как называют такую фигуру? (Сл. 6)
Соедини точки по порядку, превращая их в отрезки. Что у тебя получилось?

Подсказка: у тебя должен получиться грузовик.

Игра «День - ночь»
Ночь – одна из фигур убирается. День – дети называют, какая фигура спряталась. Как вариант: ночь – фигуры меняются местами.
- Ребята, а какие ещё геометрические фигуры вы знаете? (линия…….)
Открываются створки доски (слайд). На жёлтой карточке фигуры.



- Эти фигуры забыли свои имена. Разделите их на группы. Помогите вспомнить их.
Прямые и кривые линии.
Эти линии очень рады вашей помощи и предлагают вам выполнить своё задание. Красным карандашом обведите все прямые линии, синим – кривые.

- Во время путешествия дорогу нам преградила толстая веревка. Мы сможем двинуться дальше, если сможем изготовить из этой веревки модель луча. (работа в группах).
- Ребята, что вы знаете о луче? (имеет начало, но не имеет конца)
(Дети разрезают веревку, завязывают узлы)
Дорисуйте лучи у солнышка.

на доске
Обведите на рисунке только лучи (карточки)


Пирог четырёх угольной формы надо разрезать двумя разрезами на 4 части так, чтобы 2 куска были треугольной формы и 2 – четырехугольной.
Вариант А
Ребята выполняют индивидуально на листах.
Давайте разрежем наш пирог. Не забываем о технике безопасности при работе с ножницами. Ребята, покажите друг другу, какие кусочки пирога у вас получились.
Молодцы, справились с заданием.
«Дорисуйка». На этой странице можно нарисовать какие-либо предметы, используя только данные геометрические фигуры. (Детям выдаются бланки с нарисованными геометрическими фигурами.). ( 5-7 мин)




Загадки.
В дверь, в окно стучать не будет,
А войдёт и всех разбудит. (Солнечный луч).
Делать ровную черту
Всем всегда я помогу.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? ….. (Линейка).
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас –
Закончила рассказ. (Точка)
Сговорились две дуги
Делать дуги и круги. (Циркуль).
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход. (Карандаш).
Подведение итогов. Рефлексия.
Путешествие подошло к концу.
- С чем познакомились?
- На ракете нарисуйте одно из предложенных изображений, отражающее ваше настроение.