СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет геометрия
Класс 8
Уровень базовый уровень
базовый, профильный, углубленный
Учитель Рыжакова А.А.
Ф.И.О. учителя-разработчика
Срок реализации программы 2015-2016
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сизовская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _____________Е.М.Ельникова подпись ФИО Протокол № _________ заседания МО от ____ _____________2015 г. |
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Сизовская средняя школа» _____________ Н.В.Рублевская подпись ФИО ______ _____________2015 г |
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Сизовская средняя школа» __________________ Т.И.Гащиц подпись ФИО Приказ № ___________ от ____ _______________ 2015 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет геометрия
Класс 8
Уровень базовый уровень
базовый, профильный, углубленный
Учитель Рыжакова А.А.
Ф.И.О. учителя-разработчика
Срок реализации программы 2015-2016
Количество часов:
Всего 68 ; в неделю 2 час.
Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы / Сост. Т.А. Бурмистрова – Москва: «Просвещение», 2014.
Учебник «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. – М.: Просвещение, 2014 г.
Сизовка, 2015
Пояснительная запискаРабочая программа по геометрии для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004года «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего полного образования»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004года « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. N 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
Закона Российской Федерации «Об образовании» ст.32, п .7. к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы / Сост. Т.А. Бурмистрова – Москва: «Просвещение», 2014.
Рабочая программа соответствует базовому уровню подготовки школьников по Стандарту основного общего образования, конкретизирует содержание тем и даёт распределение часов по разделам курса.
Программа соответствует учебнику «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. – М.: Просвещение, 2014 г.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах. 3
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит обучающемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебником «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. – М.: Просвещение, 2014 г.
В курсе геометрии 8 класса условно выделены четыре основных раздела:
четырёхугольники;
площадь;
подобные треугольники;
окружность.
Раздел 1. Четырёхугольники.
Доказательства большинства теорем данного раздела и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы. Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Цели изучения раздела:
• изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию;
• дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией;
Раздел 2. Площадь.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся. Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Цели изучения раздела:
• расширить и углубить полученные в 5 - 6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей;
6
• вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
• доказать одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора.
Раздел 3. Подобные треугольники.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цели изучения раздела:
• ввести понятие подобных треугольников;
• рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения к доказательству теорем и решению задач;
• сделать первый шаг в освоении обучающимися тригонометрического аппарата геометрии.
Раздел 4. Окружность.
В данном разделе вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Цели изучения раздела:
• расширить сведения об окружности, полученные обучающимися в 6 классе;
• изучить новые факты, связанные с окружностью;
• познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов.
Количество учебных часов:
В год – 68 часов (2 часа в неделю, всего 68 часов)
В том числе:
Контрольных работ - 5
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.
Уровень обучения – базовый.
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, ИКТ.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие логического мышления;
развитие творческой активности обучающихся;
развитие интереса к предмету; логического мышления;
активизация поисково-познавательной деятельности;
развитие математической культуры;
формирование и закрепление понятий доказательства.
-воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.
-подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.
Задачи курса:
систематическое изучение свойств многоугольников;
формирование умения применять полученные значения для решения практических задач, проводить доказательства;
формирование умения логически обосновывать выводы.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающийся должен
знать:
следующие понятия: многоугольника, четырехугольника, параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции , площади многоугольника, пропорциональных отрезков, подобных треугольников, средняя линия треугольника, синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника, вписанная и описанная окружности, касательная к окружности.
формулы площадей параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба, треугольника ; формулу Герона; теорему Пифагора; теорему о вписанном и центральном углах; свойства и признаки параллелограмма , ромба, квадрата, прямоугольника; признаки подобия треугольников;
уметь:
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
выполнять чертежи по условиям задач;
изображать геометрические фигуры; осуществлять преобразования фигур;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычислений площадей фигур при решении практических задач.
1.Четырехугольники.
Понятие четырехугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм, его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
2.Площади фигур.
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
3.Подобные треугольники.
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
4.Окружность.
Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
5. Повторение. Решение задач.
Содержание материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
| 14 |
|
Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат. Осевая и центральная симметрии. | 14 | Объяснять, что такое ломаная, многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждения о сумме углов выпуклого многоугольника и сумме его внешних углов; объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата; изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относительно точки (прямой), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрии в окружающей нас обстановке. |
| 13 |
|
Площадь многоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора. |
| Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников, какие многоугольники называются равновеликими и какие равносоставленными; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора. |
| 18 |
|
Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
| Объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике ; объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основные тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов |
| 16 |
|
Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. |
| Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых к окружности из одной точки; формулировать понятие центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы , связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника;; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ. |
| 3 |
|
№п\п | Раздел | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Четырехугольники. | 14 | 1 |
2. | Площади фигур. | 13 | 1 |
3. | Подобные фигуры. | 20 Глава 7 Подобные треугольники(18 часов) | 2 |
4. | Окружность. | 16 | 1 |
5. | Повторение. | 5 | 1 |
| Итого | 68 | 6 |
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственного мышления и воображения, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Урок № | Тема урока | Требования к уровню подготовки | Повторение | Вид контроля | Форма контроля | Домашнее задание
| Дата проведения | ||
По плану | Факт
| ||||||||
|
| Вводное повторение. (2 часа) | |||||||
1 | Вводное повторение. Параллельные прямые (признаки и свойства) | Уметь выполнять задачи из разделов курса VII класса: признаки равенства треугольников; соотношения между сторонами и углами треугольника; признаки и свойства параллельных прямых. Знать понятия: теорема, свойство, признак. | Признаки равенства треугольников; соотношения между сторонами и углами треугольника; свойства равнобедренного треугольника | Текущий контроль | Самостоятельное решение задач по готовым чертежам | Повторить признаки равенства треугольников, прямоугольных треугольников, задачи на построение |
|
| |
2 | Вводное повторение. Равенство треугольников. | Признаки и свойства параллельных прямых | Текущий контроль | Самостоятельная теоретическая работа с последующей взаимопроверкой, самостоятельное решение задач по темам повторения | Задачи на повторение курса 7 класса |
|
| ||
| Глава 5. Четырёхугольники. (14 часов) | ||||||||
3 | Многоугольники. Сумма углов n-угольника . основные понятия. | Уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы Знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника | Определение параллельных прямых | Текущий контроль | Проверка домашнего задания | П. 39-40, Вопросы 1, 2(с. 114), №363, 364(б), 366 |
|
| |
4 | Четырехугольники. Решение задач. | Знать: определение четырёхуголь ника, формулу суммы углов выпуклого четырёхугольника | Признаки и свойства параллельных прямых | Текущий контроль | С. р. Обучающего характера | П. 41, Вопросы 3-5(с. 114), №365(в), 369, 370 |
|
| |
5 | Параллелограмм, его свойства | Знать определение параллелограмма, его свойства с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме. | Признаки и свойства параллельных прямых | Текущий контроль | Проверка выполнения домашнего задания | П. 42, Вопросы 6-8(с. 114), №372(в), 375, 376(в, д) |
|
| |
6 | Признаки параллелограмма | Знать: формулировки признаков, уметь их доказывать и применять к решению задач | Прямые и обратные теоремы | Текущий контроль | Опрос по теории, проверка выполнения домашнего задания, самостоятельное решение задач | П. 43, вопрос 9, №377, 380,378(устно) |
|
| |
7 | Решение задач по теме «Параллелограмм» | Знать определение параллелограмма, его свойства и признаки. Уметь решать задачи по теме. | Равнобедренный треугольник: определение и свойства | Текущий контроль | С. р. 2(1), 3(1) | №383,430 |
|
| |
8 |
Трапеция, ее свойства и признаки. | Знать определения трапеции и её элементов, равнобедренной и прямоугольной трапеций с доказательствами. | Равнобедренный треугольник: определение и свойства | Текущий контроль | Опрос по теории, проверка выполнения домашнего задания, самостоятельное решение задач | П. 44, Вопросы 10,11(с. 114, 115), №387, 389(б)388(а) |
|
| |
9 | Теорема Фалеса. Задачи на построение. | Знать теорему Фалеса с доказательством. Уметь решать задачи по теме. | Прямоугольный треугольник: свойства и признаки равенства | Текущий контроль | Опрос по теории, проверка выполнения домашнего задания, самостоятельное решение по готовым чертежам с последующей проверкой, самостоятельная работа обучающего характера | №384(устно), 385(устно), 392(а) |
|
| |
10 | Прямоугольник и его свойства. | Знать определение прямоугольника, формулировку свойства, уметь его доказывать и применять при решении задач | Сумма углов треугольника | Текущий контроль | Проверка выполнения домашнего задания | П. 45, Вопросы 12,13,(с.115), №401(а), 403,413(а) |
|
| |
11 | Ромб, квадрат и их свойства. | Знать определения ромба и квадрата, формулировки их свойств и признаков, уметь их доказывать и применять при решении задач | Признаки равенства треугольников | Текущий контроль | Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач по теме. | П. 46, Вопросы 14, 15(с.115), №405(б), 408(а),409 |
|
| |
12 | Решение задач по теме: прямоугольник, ромб и квадрат | Уметь решать задачи по теме «Прямоугольник, ромб и квадрат» | Неравенство треугольника | Текущий контроль | Теоретическая самостоятельная работа, С. р. Обучающего характера | П. 47 изучить самостоятельно, вопросы 16-20 (с. 115), №425, 428, 432 |
|
| |
13 | Осевая и центральная симметрии, решение задач | Знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки, уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией | Неравенство треугольника | Текущий контроль | Самостоятельная работа | Вопросы 16-20 (с.115), № 420,421, 423 |
|
| |
14 | Решение задач по теме: четырехугольники. | Уметь решать задачи по теме «Прямоугольник, ромб и квадрат» | Знать определения многоугольника, выпуклого многоугольника; сумму углов выпуклого многоугольника, четырехугольника; определения, свойства, и признаки прямоугольника, параллелограмма, трапеции, ромба и квадрата; теорему Фалеса. Уметь решать задачи по теме. | Текущий контроль | Проверка выполнения домашнего задания | №436, 438, 441 |
|
| |
15 | Повторительно - обобщающий урок. |
|
|
| Подготовка к контрольной работе. |
|
| ||
16 | Контрольная работа №1 «Четырёхугольники» |
| тематический контроль |
| Нет домашнего задания |
|
| ||
| Глава 6 Площадь. (13 часов) | ||||||||
17 | Площадь многоугольника Площадь прямоугольника (доказательство теоремы). Решение задач. | Знать понятие площади, основные свойства площадей и формулу для вычисления площади квадрата. Уметь использовать ее при решении задач Знать формулу для вычисления площади прямоугольника. Уметь выводить формулу для вычисления площади прямоугольника и использовать ее при решении задач | Признаки параллелограмма | Текущий контроль | Работа у доски, самостоятельное решение заданий | П 48-49, Вопросы 1-2, (с.133), №447, 449(б), 450(в), 451 |
|
| |
18 | Площадь параллелограмма | Знать формулу для вычисления площади параллелограмма, уметь доказывать, уметь применять к решению задач | Признаки параллелограмма | Текущий контроль | Опрос по теории, проверка выполнения домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой | П. 51, Вопрос 4(с.133), №459(г), 460,464(б) |
|
| |
19 | Площадь треугольника | Знать формулу для вычисления площади треугольника, уметь доказывать. | Свойства параллелограмма | Текущий контроль | С. р. | П . 52., Вопрос 5 (с.133), №467, 468(б, в), 471(б),474(уст.) |
|
| |
20 | Решение задач на нахождение площади треугольника и параллелограмма. | Знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, уметь применять эти формулы при решении задач | Свойства параллелограмма | Текущий контроль | С. р. Обучающего характера, опрос по теории | П. 52., Вопрос 6 (с.134), №469, 472,479(а) |
|
| |
21 | Площадь трапеции | Знать формулу для вычисления площади трапеции, уметь её доказывать и применять при решении задач | Свойства ромба | Текущий контроль | Теоретический опрос, проверка домашнего задания | П.. 53, Вопрос 7(с.134), №480(б), 518(а) |
|
| |
22 | Решение задач вычисление площадей фигур | Уметь применять все изученные формулы при решении задач, в устной форме доказывать теоремы и излагать необходимый теоретический материал | Свойства квадрата | текущий контроль | Математический диктант С. р. | №466, 501, 504, |
|
| |
23 | Теорема Пифагора | Знать теорему Пифагора. Уметь доказывать её и применять при решении задач (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике). | Формула квадрата суммы; Свойства площадей | Текущий контроль | Проверка домашнего задания, работа у доски, самостоятельное решение задач | П. 54, Вопрос 8(с. 134), №483(в), 464(б, г, е),486(а) |
|
| |
24 | Теорема, обратная теореме Пифагора | Знать теорему, обратную теорем Пифагора. Уметь доказывать теорему |
| Текущий контроль | Теоретический опрос, самостоятельное решение задач с последующей проверкой | П. 55, Вопросы 9, 10(с.134), №488(б), 493, 498(б, в, г, ж) |
|
| |
25 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | Знать: теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора. Уметь: решать задачи по теме. |
| Текущий контроль | Работа у доски, самостоятельная работа | №489(а, в), 491(а), 493 |
|
| |
26 | Решение задач по теме «Площадь» | Знать: Понятие площади; основные свойства площадей; формулы для вычисления площади квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба; теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора. Уметь применять теоремы при решении задач. | Внешний угол треугольника | Текущий контроль | Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой | № 495(б), 494, 490(а), 524(устно). |
|
| |
27 | Решение задач по теме «Площади фигур» | Основные свойства площадей; формулы площадей фигур; теорема Пифагора и теорема, обратная теореме Пифагора | Текущий контроль | Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | №490(в), 497,503, 518(б). |
|
| ||
28 | Повторительно - обобщающий урок |
|
|
| Подготовка к контрольной работе. |
|
| ||
29 | Контрольная работа №2 «Площадь» |
| Тематический контроль |
| Нет домашнего задания |
|
| ||
| Глава 7 Подобные треугольники(20 часов) | ||||||||
30 | Определение подобных треугольников | Знать понятие пропорциональных отрезков и определение подобных треугольников, свойство биссектрисы треугольника (задача 535). Уметь определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач |
| Текущий контроль | Самостоятельное решение задач с последующей проверкой | П. 56-57Вопросы 1-3(с.160), №534(в), 535, 536(б), 538, 542 |
|
| |
31 | Отношение площадей подобных треугольников
| Знать теорему об отношении площадей подобных треугольников с доказательством Уметь применять теорию при решении задач |
| текущий контроль | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа | П. 58, Вопрос 4 (с.160), №543, 544, 546, 549 |
|
| |
32 | Полугодовая контрольная работа | Уметь применять теоремы при решении задач |
| Тематический контроль |
| Нет домашнего задания |
|
| |
33 | Первый признак подобия треугольников | Знать: первый признак подобия с доказательством. Уметь: решать задачи по теме.
| Понятие пропорциональных отрезков; теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. | текущий контроль | Математический диктант | П. 59, Вопрос 5, (с.160), №551(б), 553(б),555(б) |
|
| |
34 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников | Знать первый признак подобия; Уметь его доказывать и применять при решении задач | Теорема Пифагора | Текущий контроль | Теоретический опрос, самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующим обсуждением, самостоятельная работа обучающего характера | №662а, б), 556, 557(в), 558 |
|
| |
35 | Второй и третий признаки подобия треугольников | Знать второй и третий признаки подобия треугольников с доказательством. Уметь применять признаки подобия при решении задач | Первый признак подобия треугольников | Текущий контроль | Теоретический опрос, самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующим обсуждением, самостоятельная работа обучающего характера | П. 60-61, Вопросы 6, 7(с. 160), №559, 560(б), 561, 613(б) |
|
| |
36 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | Знать: признаки подобия треугольников Уметь: решать задачи по теме. | Признаки подобия треугольников | Текущий контроль | С. р. | №562, 563 |
|
| |
37 | Контрольная работа №3 «Признаки подобия треугольников» |
|
| Тематический контроль |
| Нет домашнего задания |
|
| |
38 | Средняя линия треугольника. | Знать: определение средней линии треугольника, теорему с доказательством Уметь: решать задачи по теме. | Биссектрисы, высоты и медианы треугольника | Текущий контроль | Работа у доски, самостоятельное решение задач по готовым чертепжам | П. 69, Вопросы 8, 9(с.160), №565, 566,571 |
|
| |
39 | Свойство медиан треугольника | Знать: свойство медиан треугольника. Уметь: решать задачи по теме |
| текущий контроль | С. р. | №568(б), 569, 618 |
|
| |
40 | Пропорциональные отрезки | Знать определение среднего пропорционального (среднего геометрического) двух отрезков теорему о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, свойство высоты прямоугольного треугольника, проведённой из вершины прямого угла. Уметь: решать задачи по теме. |
| Текущий контроль | Проверка домашнего задания, решение задач по карточкам | П. 63, Вопросы 10, 11(с. 160-161), № 572(б), 574(б), 576 |
|
| |
41 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | Знать определение среднего пропорционального (среднего геометрического) двух отрезков теорему о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, свойство высоты прямоугольного треугольника, проведённой из вершины прямого угла. Уметь: решать задачи по теме. |
| текущий контроль | С. р. | №575, 577,579,578(устно) |
|
| |
42 | Измерительные работы на местности, понятие о подобии произвольных фигур | Уметь применять знания на практике | Признаки подобия треугольников | Текущий контроль | Проверка домашнего задания | П. 64, вопрос 13(с.161)№ 579, 581, 583 |
|
| |
43 | Решение задач на построение методом подобия | уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение |
| Текущий контроль | Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач | №585(в), 586, 623 |
|
| |
44 | Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике |
Знать определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, решать задачи типа 591 – 602. | Прямоугольный треугольник: определение и свойства | Текущий контроль | Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач | П. 66, Вопросы 15,16(с.161), №591(б, г),592(б, г),595(б) |
|
| |
45 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600. | Знать значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60, метрические соотношения. Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, решать задачи типа 591 – 602 | Определение синуса, косинуса и тангенса острого угла. | текущий контроль | Математический диктант | П. 67, Вопрос 18(с. 161), №600, 602 |
|
| |
46 | Решение задач по теме «Применение признаков подобия при решении задач» | Знать основные определения и теоремы по теме Уметь решать задачи по теме. | Повторить теорию о соотношениях между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | Текущий контроль | Тест с последующей самопроверкой, самостоятельное решение задач с последующей проверкой. Подготовка к контрольной работе. | №620, 622, №623, №625, №630 |
|
| |
47 | Контрольная работа №4 «Применение признаков подобия треугольников при решении задач» | Уметь полученные знания применять при решении задач |
| Текущий контроль |
| Нет домашнего задания |
|
| |
|
Глава 8 Окружность (16 часов) | ||||||||
48 | Взаимное расположение прямой и окружности | Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности | Понятие расстояния между двумя точками и расстояния от точки до прямой | Текущий контроль | Самостоятельное решение задач с последующим обсуждением | П. 68, Вопросы 1, 2(с. 187), №631(б, в)(устно), 633 |
|
| |
49 | Касательная к окружности | Знать определение касательной, понятие точки касания, отрезков касательных, проведённых из одной точки, свойство и признак касательной, уметь их доказывать и применять при решении задач | расстояния от точки до прямой | Текущий контроль | Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой | П. 69, Вопросы 3-7(с.187),№ 634, 638, 640 |
|
| |
50 | Касательная к окружности | Знать: понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точки; свойство касательной и ее признак; свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки, с доказат. Уметь: решать задачи по теме. | Повторение теорем по теме | Текущий контроль | Самостоятельное решение задач с проверкой. | 641,643,645,648 |
|
| |
51 | Градусная мера дуги окружности | Знать, как определяется градусная мера дуги окружности, какой угол называется центральным |
| текущий контроль | С. р. | П. 70, Вопросы 8-10(с.187), № 650(б), 651(б), 652 |
|
| |
52 | Теорема о вписанном угле | Знать, какой угол называется вписанным, теорему о вписанном угле, следствие из неё. уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач |
| текущий контроль | .математический диктант | П. 71, Вопросы 11-13 (с.187), №657,660,663 |
|
| |
53 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд | Знать: теорему об отрезках пересекающихся хорд с доказательством. Уметь : решать задачи по теме | Свойство вписанного угла | текущий контроль | Теоретический опрос, работа у доски | №667, 666(в) |
|
| |
54 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | Знать: определение центрального и вписанного углов; теорему о вписанном угле и её следствия; теорему об отрезках пересекающихся хорд. Уметь: решать задачи по теме. |
| текущий контроль | Опрос по теории, Работа у доски, самостоятельное решение задач | №661, 663, 673 |
|
| |
55 | Свойство биссектрисы угла | Знать теоремы о биссектрисе угла их следствия, Уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач. | Признаки равенства прямоугольных треугольников; Расстояние от точки до прямой | Текущий контроль | Работа у доски, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой | П. 72, Вопросы 15, 16(с. 187), №676(б), 677, 678(а) |
|
| |
56 | Серединный перпендикуляр к отрезку | Знать понятие серединного перпендикуляра, теорему о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия |
| Текущий контроль | Теоретический опрос, работа у доски, самостоятельное решение задач с последующей проверкой | П. 72, Вопросы 17-19(с. 187-188), №679(а), 681, 686 |
|
| |
57 | Теорема о точке пересечения высот треугольника | Знать теорему о пересечении высот треугольника. | Теорема о серединном перпендикуляре к отрезку | Текущий контроль | Теоретический опрос, работа у доски, самостоятельное решение задач с последующей проверкой | П. 73, Вопрос 20 (с.188), №688, 720 |
|
| |
58 | Вписанная окружность | Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник, теорема об окружности, вписанной в треугольник. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач |
| текущий контроль | С. р. | П. 74, Вопросы 21, 22 (с.188), № 701(прямоугольный, тупоугольный), 637 |
|
| |
59 | Свойство описанного четырёх угольника | Знать, свойства описанного четырёхугольника. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач | Теорема Пифагора | Текущий контроль | Самостоятельная работа обучающего характера | №690, 693(а), 707 |
|
| |
60 | Описанная окружность | Знать: понятие описанного около окружности многоугольника и вписанного в окружность многоугольника, теорему об окружности, описанной около треугольника, с доказательством. Уметь: решать задачи по теме |
| Текущий контроль | Самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующей проверкой | П. 75, Вопрос 24-25 (с. 188), №641, 696 |
|
| |
61 | Свойство вписанного четырёхугольника | Знать: свойство вписанного четырёхугольника с доказательством |
| Текущий контроль | С. р. | №704(а), 707,709 |
|
| |
62 | Решение задач по теме «Окружность» | Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач |
| Текущий контроль | Работа у доски, самостоятельное решение задач с последующей проверкой | №710, 715, 718 |
|
| |
63 | Контрольная работа №5 «Окружность» |
|
| Тематический контроль |
|
|
|
| |
|
| Повторение курса геометрии за 8 класс 5 часа | |||||||
64 | Повторение по темам «Четырехугольники», «Площадь», «Подобные треугольники» | Знать: основные определения и теоремы по теме повторения. Уметь: решать задачи по теме. | Повторение основных теоретических сведений по темам. | Текущий контроль | Работа у доски, самостоятельное решение задач с последующей проверкой | карточка |
|
| |
|
| ||||||||
65 | Повторение по темам «Четырехугольники», «Площадь», «Подобные треугольники» | Повторение основных теоретических сведений по темам. | Текущий контроль | Работа у доски, самостоятельное решение задач с последующей проверкой |
|
|
| ||
66 | Повторение по темам «Четырехугольники», «Площадь», «Подобные треугольники» |
| Повторение основных теоретических сведений по темам. | Текущий контроль | Работа у доски, самостоятельное решение задач с последующей проверкой |
|
|
| |
67 | Повторение по теме «Окружность» | Повторение основных теоретических сведений по темам. | Текущий контроль | Работа у доски |
|
|
| ||
68 | Итоговая контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|
Оценка устных ответов учащихся по математике
При проведении устного опроса учитель выявляет знание и понимание учащимся учебного материала. Главное в этой проверке — выяснение уровня мышления школьника: насколько он понимает и умеет обосновать свое решение, насколько его знания осмысленные, владеет ли он устной речью, в том числе математической и т.п. При проведении устного опроса можно придерживаться следующих рекомендаций:
- вопросы должны быть корректными, не допускающими двусмысленность;
- учащемуся должны быть сообщены критерии верного ответа (решить с объяснением, воспроизвести правило, использованное при решении и т.п.) и нормы оценки;
- во время ответа не следует перебивать учащегося, выслушать до конца и, при наличии ошибок, наводящими вопросами дать возможность самому их исправить.
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
- полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу.
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
12
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна — две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного
материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных работ учащихся по математике
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена верно и полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- решение не содержит неверных математических утверждений (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
- выполнено без недочетов не менее ¾ заданий.
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
- правильно выполнено менее половины работы
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учебная и методическая литература:
1. УМК:
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2014.
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение
2. Учебные пособия: рабочие тетради, дидактические материалы, сборники контрольных работ;
3. Пособия для подготовки и/или проведения государственной аттестации за курс основной школы;
4. Учебные пособия по элективному курсу;
5. Научная, научно-популярная, историческая литература;
6. Справочные пособия (энциклопедии, словари, справочники по математике и т.п.).
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2010 - 2012.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2003 — 2008.
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.
Зив Б. Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Дополнительная литература:
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2005.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2005.
Печатные пособия:
Комплекты таблиц:
- Геометрия. 8 класс (с CD-диском);
- Геометрия. 7 – 11 классы (с CD-диском);
- Математика. Математические таблицы для оформления кабинета (с CD-диском).
Цифровые образовательные ресурсы:
Серия «Наглядная школа». Интерактивные учебные пособия «Наглядная математика» «Треугольники»
Технические средства обучения:
Мультимедийный компьютер;
Мультимедиапроектор;
Интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование:
Доска магнитная;
Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольники, циркуль.
Пояснительная записка
Контрольные работы рассчитаны на 40 – 45 минут. Они представлены в двух равноценных вариантах и содержат задания 1-3 базового уровня и 4-5 повышенного уровня сложности. Правильное выполнение заданий 1-3 оценивается по 2 балла, задание 4оценивается 3-мя балла ми, задание 5 оценивается 4-мя баллами.
Оценка за выполненную работу можно выставить , пользуясь таблицей:
Набранные баллы | 0-3 | 4-7 | 8-11 | 12-13 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Контрольная работа № 1 «Четырёхугольники»
Вариант 1
В четырехугольнике АВСД проведена диагональ АС, Докажите, что четырехугольник АВСД – параллелограмм.
В С
А Д
Одна из сторон прямоугольника на 6 см больше другой, а его периметр равен 48 см. Найдите стороны прямоугольника.
Один из углов ромба равен 72. Найдите углы, которые образует сторона ромба с его диагоналями.
15
4.В параллелограмме АВСД биссектриса угла А пересекает сторону ВС в точке Е. Отрезок ВЕ больше отрезка ЕС в 3 раза. Найдите периметр параллелограмма, если ВС = 12 см.
5.В ромбе АВСД из вершины тупого угла В опущены высоты ВЕ и ВF на стороны АД и ДС соответственно. Угол ЕВF равен 30. Найдите периметр ромба, если ВЕ = 6 см.
6.Прямая проходит через середину диагонали АС параллелограмма АВСД и пересекает стороны ВС и АД в точках М и К соответственно. Докажите, что четырёхугольник АМСК – параллелограмм.
Вариант 2
В четырехугольнике АВСД проведена диагональ ВД, Докажите, что АВСД – параллелограмм.
В С
А Д
2.Одна из сторон прямоугольника в 5 раз больше другой, а его периметр равен 36 см. Найдите стороны прямоугольника.
3.Сторона ромба образует с одной из его диагоналей угол 68. Найдите углы ромба.
4.В параллелограмме АВСД биссектриса угла Д пересекает сторону АВ в точке Р. Отрезок АР меньше отрезка ВР в 6 раз. Найдите периметр параллелограмма, если АВ = 14 см.
5.Из вершины тупого угла В ромба АВСД опущена высота ВК на сторону АД. Угол КВД равен 15. Найдите высоту ВК, если периметр ромба равен 32 см.
6.Прямая, пересекающая диагональ ВД параллелограмма АВСД в точке Е, пересекает его стороны АВ и СД в точках М и К соответственно, причем МЕ = КЕ. Докажите, что ВКДМ – параллелограмм.
16
Контрольная работа № 2 «Площадь»
Катеты прямоугольного треугольника равны 12 см и 5 см. Найдите : а) гипотенузу; б) площадь треугольника.
Чему равна площадь равностороннего треугольника , если его сторона равна 4 см.
Площадь трапеции с основаниями 13 см и 11 см равна 240 см2. Чему равна высота трапеции?
4.Стороны треугольника равны 4 см , 5 см, 7 см. Воспользовавшись формулой Герона , найдите: а) площадь треугольника ; б) наименьшую высоту треугольника.
5.Меньшее основание прямоугольной трапеции равно 6 см и равно меньшей боковой стороне. Большая боковая сторона трапеции равна 8 см. высота трапеции образует с большей боковой стороной угол 30. Найдите площадь трапеции.
Вариант 2
Катеты прямоугольного треугольника равны 8 см и 15 см. Найдите : а) гипотенузу; б) площадь прямоугольного треугольника.
Чему равна площадь равностороннего треугольника , если его сторона равна 6 см.
Площадь трапеции с основаниями 16 см и 14 см равна 240 см2. Чему равна высота трапеции?
4.Стороны треугольника равны 9 см , 10 см , 17 см . Воспользовавшись формулой Герона, найдите: а) площадь треугольника; б) наибольшую высоту треугольника.
5.Меньшее основание прямоугольной трапеции равно 5 см и равно меньшей боковой стороне. Большая боковая сторона трапеции равна 6 см и образует с большим основанием угол 60 . Найдите площадь трапеции.
17
Контрольная работа № 3 «Подобие треугольников»
Вариант 1
Заполните пропуски: а) Если .
б) Если
2. А1В1С1, причем АС = 8 см, А1В1= 12 см, В1С1=14 см, А1С1=16 см. Найдите стороны АВ и ВС.
3. Стороны одного треугольника равны 15 см , 18 см, 24 см. Найдите периметр подобного ему треугольника, если его наименьшая сторона равна 5 см.
4.Биссектриса АР треугольника АВС делит сторону ВС на отрезки СР = 4,5 см и ВР = 13,5 см. Найдите стороны АВ и АС, если периметр треугольника АВС равнее 42 см.
5. Продолжения боковых сторон АВ и СД трапеции АВСД пересекаются в точке К, причём АВ : ВК = 3 : 4. Найдите длину АД, если АД – большее основание трапеции, а разность оснований равна 6 см.
Вариант 2
Заполните пропуски: а) Если .
б) Если
2. Если А1В1С1, причём А1В1= 3 см, В1С1=8 см, А1С1=9 см, ВС = 4 см. Найдите стороны АВ и АС.
3. Стороны одного треугольника равны 8 см, 12 см, 16 см. Найдите периметр подобного ему треугольника, если его наибольшая сторона равна 32 см.
4. Биссектриса угла треугольника делит его сторону на отрезки 5 см и 10 см. Найдите длины сторон треугольника , если его периметр равен 45 см.
5.Основания трапеции равны 8 см и 18 см, а одна из боковых сторон – 5 см. На сколько нужно продлить эту сторону, чтобы она пересекала прямую, содержащую вторую боковую сторону трапеции?
Контрольная работа № 4 «Решение прямоугольных треугольников»
Вариант 1
В Найдите: а) cos B ; б) tg A .
В прямоугольном треугольнике АВС ( АВ = 15 см, sinA = 0,6 . Найдите катет ВС.
Вычислите: 2tg30
.
4.Периметр треугольника равен 68 см, а длины его средних линий относятся как 4 : 6 : 7. Найдите стороны данного треугольника.
5.Катеты прямоугольного треугольника относятся как 3 : 4. Найдите отрезки, на которые разделяет гипотенузу высота, проведенная из вершины прямого угла, если длина гипотенузы равна 10 см.
Вариант 2
1.В Найдите : а) tgB ; б) sinA.
2.В прямоугольном треугольнике АВС () АС=12 см, tgA = 0,8.Найдите катет ВС.
3.Вычислите: 4tg60.
4. Периметр треугольника, вершины которого – середины сторон данного треугольника, равен 54 см, а стороны данного треугольника относятся как 3 : 7 : 8. Найдите стороны данного треугольника.
5.Катеты прямоугольного треугольника относятся как 7 : 24. Найдите отрезки, на которые разделяет гипотенузу этого треугольника высота, проведенная из вершины прямого угла , если длина гипотенузы равна 25 см.
19
Контрольная работа № 5 Вариант 1 «Окружность»
Вариант 1
1.Чему равен вписанный угол , если соответствующий ему центральный угол равен 80 ?
2.В окружности проведены две пересекающиеся хорды. Одна из них делится точкой пересечения на отрезки 2 см и 6 см, вторая хорда делится на отрезки, один из которых на 1 см больше другого. Чему равен больший отрезок второй хорды?
3.Один из углов четырёхугольника, вписанного в окружность, равен 73. Чему равен угол четырёхугольника, противолежащий этому углу?
4.Сумма двух противоположных сторон описанного четырёхугольника равна 15 см, а его площадь – 25 см2. Найдите радиус окружности, вписанной в этот четырёхугольник.
5.Из точки А к окружности проведена секущая АВ, внешняя и внутренняя части которой соответственно равны 4 см и 12 см. Найдите длину отрезка касательной, проведенной из точки А к этой окружности.
Вариант 2
Чему равен центральный угол, если соответствующий ему вписанный угол равен 47?
К окружности проведены две пересекающиеся хорды. Одна из них делится точкой пересечения на отрезки 3 см и 4 см, вторая хорда делится на отрезки, один из которых на 4 см больше другого. Чему равен отрезок второй хорды?
Один из углов четырёхугольника, вписанного в окружность, равен 126. Чему равен угол четырёхугольника, противолежащий этому углу?
4.Найдите периметр описанного четырёхугольника, если его площадь равна 35 см2, а радиус вписанной окружности в этот четырёхугольник – 1,4 см.
5.Из точки А к окружности проведена секущая АВ, внешняя и внутренняя части которой соответственно равны 9 см и 16 см. Найдите длину отрезка касательной, проведённой из точки А к этой окружности.
23