«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Подготовила: педагог-психолог Ливада И.П.
Что такое кинезиология?
Название « кинезиология » происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение»
и «логос» (logos)- «наука»
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения
В 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Калифорнии была разработана программа под названием «Гимнастика Мозга». Деннисон разработал систему быстрых, простых движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы.
В России «Гимнастика Мозга» впервые появилась в 1988 г. Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов. Выполнение упражнений «Гимнастики Мозга» требует осмысленности и высокого уровня саморегуляции.
Пол Деннисон
Основная цель кинезиологии :
Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности
Польза кинезиологических упражнений:
- повышают стрессоустойчивость
- улучшают мыслительную деятельность, внимание и память
- синхронизируют работу полушарий
- формируют пространственные представления
- развивают речь, а также мелкую и крупную моторику
- снижают утомляемость
- повышают способность к произвольному контролю
- гармонизируют работу головного мозга
- облегчают процесс чтения и письма
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении, и решить проблему неуспеваемости
Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:
- Дыхательные упражнения
- Глазодвигательные упражнения
- Телесные упражнения
- Упражнения для развития мелкой моторики
- Упражнения на релаксацию
- Массаж пальцев рук и ушных раковин
Кинезиологические упражнения
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе
Колечко
Кулак—ребро—ладонь
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.
Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя
Лезгинка
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой.
После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга
Зеркальное рисование
Ухо—нос
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо.
Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»
«Колено – локоть». Активизирует зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей .
Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
«Крюки». Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.
Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
Горизонтальная восьмерка
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:
- занятия проводятся ежедневно, без пропусков
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке
- от детей требуется точное выполнение движений и приёмов
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом
- алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия
Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Продолжительность комплекса упражнений может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день, в зависимости от возраста
Спасибо за внимание!